Представление Счетной палаты РФ от 11 октября 2016 г. N ПР 09-243/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования лесных ресурсов и средств федерального бюджета, направленных на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" (совместно со Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) в Правительстве Республики Бурятия, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В Республике Бурятия выполнение мероприятий по тушению лесных пожаров осуществляется в рамках исполнения государственных заданий, выполняемых 29-ю автономными учреждениями Республики Бурятия -лесхозами и автономным учреждением Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов", подведомственными Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия.
При неконтролируемом распространении лесных пожаров в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов, недостатке имеющихся сил и средств пожаротушения в рамках сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Правительство Республики Бурятия обращалось в Рослесхоз с просьбой о привлечении сил и средств подведомственного ему федерального бюджетного учреждения "Авиалесоохрана" для тушения лесных пожаров.
Привлечение Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия дополнительных сил и средств для тушения лесных пожаров в отсутствии финансового обеспечения и принятие им бюджетных обязательств в части фактических затрат по тушению лесных пожаров, превышающих лимиты бюджетных обязательств текущего года, привело к образованию кредиторской задолженности на 1 января 2016 года на сумму 234 377,1 тыс. рублей, на 1 июля 2016 года - 127 272,2 тыс. рублей.
2. Целевые показатели, предусмотренные государственной программой Республики Бурятия "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 17 декабря 2012 г. N 762, в части охраны Республикой Бурятия лесов от пожаров в 2015 году не выполнены: значение целевого показателя "удельный вес пожаров, ликвидированных в течение первых суток (по числу случаев)" составило 52,1% при плане 63,5%; значение целевого показателя "удельный вес крупных лесных пожаров в общем количестве возникших пожаров (по числу случаев)" составило 26,4% при плане 19%.
3. В соответствии с требованиями приложения N 2 "Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок его подготовки" к приказу Рослесхоза от 5 октября 2011 г. N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки" при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества и границ лесничеств (лесопарков), границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, проведении таксации лесов, изменении состояния лесов, обусловленном воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) осуществляется внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что Лесной план Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства Республика Бурятия от 31 декабря 2008 г. N 608, не содержит актуальной информации о состоянии лесов и объемах планируемых мероприятий, так как изменения в части увеличения объемов лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий с учетом погибших и поврежденных лесов в него внесены не были.
По результатам анализа санитарного и лесопатологического состояния лесов Республики Бурятия за 2014 - 2015 годы, проведенного специалистами ФБУ "Российский центр защиты леса" - Филиалом "Центр защиты леса Республики Бурятия", в 2014 году площадь лесных насаждений, пройденных лесными пожарами, составила 76 130,2 га (в том числе 3 317,2 га числятся погибшими), из них обследовано 2 218,0 га, или 2,9%, при этом санитарно-оздоровительные мероприятия назначены на площади 860,5 га, или 38,8% от обследованной. В 2015 году площадь лесных насаждений, пройденных лесными пожарами, составила 647 900,0 га (в том числе 60 800,0 га числятся погибшими), при этом санитарно-оздоровительные мероприятия назначены в 2015 году на площади 4 300,0 га (21,8%).
4. В нарушение части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, в 2014 - 2015 годах Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия исполнены мероприятия по противопожарному обустройству лесов (создание в 2014 году лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров протяженностью 27 км, в 2015 году - 27,8 км, снижение в 2014 году природной пожарной опасности лесов путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на площади 499,7 га) и обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (приобретение в 2015 году противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, а также горюче-смазочных материалов на сумму 1 738,5 тыс. рублей), не предусмотренные Лесном планом Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 декабря 2008 г. N 608.
5. Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия в 2014 году не выполнено в полной мере предусмотренное защитой бюджетных проектировок мероприятие "Проведение профилактического контролируемого выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы, лесных горючих материалов" (план - 264 100,0 га, факт - 250 967,7 га); в 2015 году - "Создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров" (план - 31,3 км, факт - 27,8 км); "Проведение профилактического контролируемого выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы, лесных горючих материалов" (план -264 100 га, факт - 261 704,2 га).
6. По результатам проведенных в 2015 - 2016 годах работ по государственной инвентаризации лесов в части оценки Рослесхозом эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов установлены факты как проведения мероприятий неудовлетворительного качества, так и вообще полного отсутствия предусмотренных государственными заданиями и проектами освоения лесов мероприятий, выполняемых подведомственными автономными учреждениями Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия и арендаторами лесных участков.
Так, в 2015 году по результатам проведенной Рослесхозом государственной инвентаризации лесов в части оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в Республике Бурятия проведено 187 выборочных натурных обследований участков на территориях Кудункого, Муйского, Северо-Байкальского и Уоянского лесничеств, в том числе обследованы 65 участков, по мероприятиям по охране лесов от пожаров, из них оценены как соответствующие лесоводственным требованиям 46 участков (70,8%) и не соответствующие лесоводственным требованиям 19 участков (29,2%).
В 2016 году в Республике Бурятия было проведено 205 выборочных натурных обследований участков на территориях Буйского, Селенгинского, Гузинозерского и Байкальского лесничеств, в том числе 60 по мероприятиям, связанным с охраной лесов. По оперативным данным государственной инвентаризации лесов федеральным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" выявлено 133 участка, или 64,9%, с неудовлетворительным качеством выполненных мероприятий, в том числе 11 участков, или 18,3%, по мероприятиям по охране лесов от пожаров.
Так, например, по результатам проверки установлен факт невыполнения в 2015 году в Миуском лесничестве Таксимоского участкового лесничества автономным учреждением Республики Бурятия "Муйский лесхоз" работ по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 17,1 км. В то же время согласно отчету о выполнении государственного задания автономным учреждением Республики Бурятия "Муйский лесхоз" в 2015 году работы по устройству противопожарных минерализованных полос выполнены учреждением в полном объеме, что свидетельствует о недостаточности контроля со стороны Республиканского агентства лесного хозяйства за выполнением государственного задания подведомственными учреждениями.
Арендаторами не проведены мероприятия по строительству и содержанию дорог противопожарного назначения, устройство и уход противопожарных минерализованных полос, обустройство мест отдыха, в то время как площадь, пройденная огнем на территории Республики Бурятии на арендованных участках, составила в 2014 году 33% от общей площади лесного фонда, пройденной огнем, в 2015 году - 22%.
Ненадлежащее выполнение противопожарных мероприятий учреждениями и арендаторами лесных участков в части не проведения или неполного проведения ими работ по противопожарному обустройству лесов создает угрозу возникновения и чрезмерного распространения лесных пожаров, уничтожения в результате находящихся на арендуемом и соседних с ним лесных участках лесов, иной растительности, животных и других организмов, их генетического фонда, что может повлечь нарушение прав Российской Федерации как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда.
7. В ходе проверки данных о количестве наблюдавшихся пожаров и прироста покрытой лесом площади, пройденной огнем на территории Республики Бурятия, предоставляемой в Рослесхоз Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия, установлены факты расхождений с данными космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.
В мае 2016 года наибольшее расхождение данных по площади, пройденной пожарами, приходится на 23 число месяца - данные Республиканского агентства лесного хозяйства меньше данных космического мониторинга в 200 раз; наибольшее расхождение данных по количеству пожаров приходится на 28 число - данные Республиканского агентства лесного Республики Бурятия хозяйства меньше данных космического мониторинга в 8,8 раз.
Таким образом, сведения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, предоставляемые Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия в Рослесхоз в порядке, установленном Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687, являются некорректными. При этом согласно пункту 5 указанных Правил ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, а также за представление недостоверных сведений или представление их не в полном объеме несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Несвоевременность обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда, в том числе вследствие несоблюдения кратности авиапатрулирования, негативно влияет на оперативность их тушения, увеличение нанесенного ущерба от лесных пожаров.
8. В Республике Бурятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 июля 2003 г. N 221 образована Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 8 Положения о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 июля 2003 г. N 221, решения Комиссии оформляются в виде протоколов (решений), которые подписываются председателем Комиссии или сопредседателем Комиссии, или заместителем председателя Комиссии, председательствующим на заседании. Форма протоколов и требования к их содержанию указанным положением не установлены.
Анализ решений указанной комиссии в Республике Бурятия, оформленных соответствующими протоколами, показал, что в большинстве случаев протокольные поручения главам муниципальных образований, на территории которых находятся очаги возгораний, носят рекомендательный характер, в результате чего воспринимаются главами муниципальных образований, как необязательные для исполнения, что в свою очередь может негативно отражаться на лесопожарной обстановке.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Республики Бурятия необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по усилению контроля за исполнением решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в части принятия органами исполнительной власти и местного самоуправления мер по предупреждению и ликвидации лесных пожаров.
2. Поручить Республиканскому агентству лесного хозяйства:
2.1. Внести изменения в Лесной план Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства Республика Бурятия от 31 декабря 2008 г. N 608, учитывающие актуальную информацию о состоянии лесов и объемах планируемых мероприятий.
2.2. Устранить расхождения данных о количестве наблюдавшихся пожаров и прироста покрытой лесом площади, пройденной огнем на территории Республики Бурятия, предоставляемых в соответствии с требованиями Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Главе Республики Бурятия - Председателю Правительства Республики Бурятия, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июня 2017 года.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 октября 2016 г. N ПР 09-243/09-03
Текст представления официально опубликован не был