Представление Счетной палаты РФ от 11 октября 2016 г. N ПР 09-244/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования лесных ресурсов и средств федерального бюджета, направленных на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" (совместно со Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) в Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) и в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Департаментом и Службой не достаточно эффективно исполнялись переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений:
из 11 целевых прогнозных показателей, установленных формой 1 - Полномочия, утвержденной приказом Рослесхоза от 16 апреля 2012 г. N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей", в 2014-2015 годах не обеспечено достижение 4 (36,4%);
в соответствии с показателями формы 1 -ГП (мониторинг), утвержденной письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2014 г. N АБ-04-54/6782, из 34 установленных показателей (индикаторов) эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой не выполнено в 2014 году 7 показателей (индикаторов) (20,6%), в 2015 году - 12 (35,3%);
недоимка по поступлению платы за использование лесов в федеральный бюджет в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 6 923,2 тыс. рублей и на 1 января 2016 года составила 83 899,3 тыс. рублей. Таким образом, Департаментом, как администратором доходов федерального бюджета не обеспечены полномочия в части взыскания задолженности по платежам в бюджет, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
остатки субвенций на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений в 2014 году составили 1 914,5 тыс. рублей, или 0,2% от поступившего объема, в 2015 году объем неиспользованных средств увеличился и составил 6 626,7 тыс. рублей, или 1,7%;
освоение расчетной лесосеки составило в 2014 году и в 2015 году соответственно 10,1% и 8,96%, в том числе по сплошным санитарным рубкам - 10,3% и 9,2%;
по состоянию на 1 января 2015 года погибло и повреждено лесов на территории автономного округа на площади 15,0 тыс. га, в том числе от лесных пожаров на площади 14,2 тыс. га, на 1 января 2016 года - 23,7 тыс. га, в том числе от лесных пожаров на площади 22,9 тыс. га, что в 1,6 раза больше, чем в 2014 году;
в 2015 году лесовосстановление проведено на площади 15,2 тыс. га, при плане 17,3 тыс. га.
2. В нарушение пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счет субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений произведена оплата районных коэффициентов к заработной плате работников лесного хозяйства в размере, превышающем норматив, используемый при расчете указанных субвенций в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 октября 1960 г. N 1167/26 "О районных коэффициентах к заработной плате работников государственных предприятий и организаций сельского и лесного хозяйства" для Ханты-Мансийского автономного округа установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3.
Согласно информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 г. N 670-9 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995 Ханты-Мансийский автономный округ относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,5, то есть на 20% больше размера, предусмотренного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 октября 1960 г. N 1167/26.
Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счет субвенций из федерального бюджета предусмотренных на исполнение полномочий в области лесных отношений, произведены выплаты повышенного районного коэффициента к заработной плате в 2014 году на сумму 626,4 тыс. рублей, в 2015 году - 663,0 тыс. рублей, что содержит признаки нецелевого использования средств федерального бюджета.
3. В соответствии с требованиями приложения N 2 "Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок его подготовки" к приказу Рослесхоза от 5 октября 2011 г. N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки" при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества и границ лесничеств (лесопарков), границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, проведении таксации лесов, изменении состояния лесов, обусловленном воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) осуществляется внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации.
Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденный постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 29 декабря 2008 г. N 190, требует актуализации информации о состоянии лесов и объемах планируемых мероприятий.
Согласно Лесному плану Ханты-Мансийского автономного округа - Югра запланированный на 2014 и 2015 годы объем санитарно-оздоровительных мероприятий составлял 5 тыс. га ежегодно, при этом в 2014 году погибли и повреждены леса на площади 29,0 тыс. га, в 2015 году - 31,9 тыс. га. Вместе с тем в 2014 году указанные мероприятия проведены всего на площади 2,4 тыс. га, в 2015 году - на 4,1 тыс. га.
В 2014 году площадь сплошных рубок составляла 53,5 тыс. га, что на 67,7% больше площади лесовосстановления (17,3 тыс. га), в 2015 году - 40,9 тыс. га, или на 62,8% больше (15,2 тыс.га).
Указанное свидетельствует о необеспечении Департаментом, как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия в области лесных отношений, реализации одной из главных задач госпрограммы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" - обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов.
4. Департаментом не обеспечено эффективное использование резервов лесного фонда (зон планируемого освоения лесов, где законодательно разрешены виды пользования) для осуществления лесопользования, предусмотренных Лесным планом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Фактическая площадь использования лесов по договорам аренды по состоянию на 1 января 2016 года составляет от 0,1% до 13,7% от резервной (в зависимости от видов лесопользования).
5. В нарушение пункта 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, операции по начислению штрафных санкций, неустоек осуществлялись Департаментом, Службой только по их фактическому поступлению.
6. В нарушение пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, в разделе 1 Приложения (ф. 0503169) за 2015 год просроченная дебиторская задолженность по доходам отражалась Департаментом, Службой не полном объеме, так как просроченная дебиторская задолженность либо не выделялась, либо вместо отражения просроченной дебиторской задолженности выделялась сумма нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
7. Департамент ненадлежащим образом осуществлял полномочия администратора доходов бюджета, предусмотренные абзацем 7 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Департаментом в ГИС ГМП выгружалась информация о начислениях только по плате за предоставление государственной услуги "Предоставление выписки из государственного лесного реестра". По иным администрируемым платежам (плате за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений; плате за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы; денежным взысканиям (штрафам) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности; прочим поступлениям от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет) информация о начислениях в ГИС ГМП не выгружалась.
8. Департамент ненадлежащим образом осуществлял полномочия администратора доходов бюджета, предусмотренные абзацами 4, 5 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и зачета (уточнения) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Так, Департамент направлял в орган Федерального казначейства Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в срок, превышающий двадцать рабочих дней, что не соответствует требованиям пункта 54 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н.
Департамент направлял заявки на возврат излишне (ошибочно) уплаченных платежей в бюджет в адрес органа Федерального казначейства в срок, превышающий десять рабочих дней, что не соответствует требованиям пункта 8.3. Порядка администрирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Рослесхоза от 28 апреля 2015 г. N 138.
9. Приказ Департамента от 20 сентября 2013 г. N 460-п "Об утверждении Регламента администрирования платы за использование лесов", который определяет внутренний порядок администрирования доходов, взаимодействие структурных подразделений и подведомственных организаций, не актуализировался с учетом изменения законодательства. Указанный ведомственный акт содержит ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Администрации Ханты-Мансийского автономного округа - Югра необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе поручить Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. Внести изменения в Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденный постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 29 декабря 2008 г. N 190, учитывающие актуальную информацию о состоянии лесов и объемах планируемых мероприятий.
2. Обеспечить предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
3. Внести изменения в приказ Департамента от 20 сентября 2013 г. N 460-п "Об утверждении Регламента администрирования платы за использование лесов" в части его актуализации действующему законодательству.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 февраля 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 октября 2016 г. N ПР 09-244/09-03
Текст представления официально опубликован не был