Представление Счетной палаты РФ от 13 октября 2016 г. N ПР04-248/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года на содержание территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. Проверкой установлены нарушения Представительством МИД России в г. Калининграде (далее - Представительство) Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утвержденного приказом МИД России от 17 октября 2013 г. N 19361 (далее - Порядок).
В нарушение п. 10 Порядка уточненная смета расходов на 2014 год на сумму 18 103,42 тыс. рублей Представительством подготовлена и направлена на утверждение в Валютно-финансовый департамент МИДа России (далее - ВФД МИД России) позднее установленного срока письмом от 26 января 2015 г. N 113; уточненная смета расходов на 2015 год на сумму 21 754,30 тыс. рублей Представительством подготовлена и направлена на утверждение в ВФД МИДа России позднее установленного срока письмом от 3 февраля 2016 г. N 207.
В соответствии со статьей 15.15.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств предусмотрена административная ответственность.
2. В нарушение Положения о подготовке территориальными органами - представительствами МИД России на территории Российской Федерации отчетных и информационно-аналитических материалов, направляемых в Министерство, и работе с подразделениями центрального аппарата МИД России, утвержденного приказом МИД России от 1 ноября 2008 г. N 17070 (далее - Положение), из 11 предусмотренных Положением разделов годового отчета информация Представительством предоставлялась только по 7, отсутствовали разделы: взаимодействие с подразделениями МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, оказание им содействия в пределах своей компетенции в осуществлении внешнеполитических мероприятий на территории субъектов Федерации; оказание представительством содействия органам государственной власти субъектов Федерации в развитии международных и внешнеэкономических связей, заключении и выполнении международных соглашений; информирование органов государственной власти субъектов Федерации по принципиальным вопросам международного положения и внешней политики Российской Федерации; оказание представительством содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности в налаживании и расширении деловых связей, включая оказание информационно-консультационных услуг.
Кроме того, в заключительной части большинства годовых отчетов отсутствовала информация о трудностях и проблемах, с которыми сталкивается Представительство в своей работе, не изложены конкретные выводы и предложения, направленные на совершенствование его деятельности.
3. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 26 мая 2015 г. N 524 (далее - Распоряжение)*(1) по закреплению за Представительством на праве оперативного управления нежилого помещения площадью 725,2 кв. м. и здания гаража площадью 49,8 кв.м., расположенных по адресу: г. Калининград, д. 17, исполнено не в полном объеме.
Представительством не выполнены требования п. 3 Распоряжения, согласно которому Представительству было поручено:
в месячный срок с даты утверждения актов приема-передачи обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на указанное имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Калининградской области;
в недельный срок с даты государственной регистрации права оперативного управления представить в ТУ Росимущества в г. Москве необходимые документы на федеральное недвижимое имущество для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества;
в трехмесячный срок с даты государственной регистрации права оперативного управления обеспечить оформление земельно-правовых отношений на земельный участок площадью 3 930 кв.м.
4. Служебная квартира, расположенная по адресу: г. Калининград, ул. Огарева, д. 36, кв. 2, оформлена в собственность Представительства в г. Калининграде 20 октября 2014 года (свидетельство о государственной регистрации права от 20 октября 2014 г. N 39-АБ 408043), в то время как указанное имущество подлежало оформлению в собственность Российской Федерации. Согласно статьям 123.21,296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, сведения об указанном недвижимом имуществе Представительством в систему учета для внесения в реестр федерального имущества не направлены.
5. В нарушение п. 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, Представительством сведения о транспортных средствах в систему учета для внесения в реестр федерального имущества не направлялись.
6. В деятельности Представительства выявлены нарушения порядка в организации и ведения бухгалтерского учета.
6.1. В нарушение ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в отсутствие первичных документов Представительством в 2014 году необоснованно списано автомобильное топливо на сумму 39,7 тыс. рублей. Главным бухгалтером Представительства на указанную сумму сделана исправительная проводка, списанное топливо восстановлено в бухгалтерском учете в 2015 году.
6.2. В нарушение пункта 17 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" Представительством не ведется журнал регистрации путевых листов.
6.3. В нарушение пунктов 34 и 36 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), недвижимое имущество, переданное МИДом России для последующего оформления права оперативного управления Представительству МИД России в г. Калининграде в период с 2014 по 1 июля 2016 года необоснованно значилось в учете Представительства в составе основных средств.
В результате указанного нарушения Представительством искажена (завышена) строка 010 "Основные средства (балансовая стоимость) недвижимое имущество учреждения" баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) Представительства в г. Калининграде на конец 2014 и 2015 года на 5 825,82 тыс. рублей.
6.4. Представительством в 2015 году в МИД России представлен недостоверный отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503127) за 2014 год, а именно установлено искажение (завышение) данных итоговой графы по строке 200 "Увеличение стоимости основных средств" раздела 2 "Расходы бюджета" на 804,8 тыс. рублей, т.е. на 88,95% (фактически кассовый расход по данному показателю составил 98,9 тыс. рублей, отражено в отчете 903,73 тыс. рублей) за счет неправомерного включения стоимости оборудования для модернизации (системный блок, монитор, принтер, сервер, сканер), поставленного МИДом России в рамках централизованного снабжения (извещение от 10 декабря 2014 г. N 207 на сумму 804,83 тыс. рублей)*(2).
За представление недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ.
6.5. В нарушение ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации части имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, положений по учетной политике на 2013, 2014, 2015 годы Представительством перед составлением годовой бюджетной отчетности в 2013 - 2015 годах инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке проведена не была.
7. Установлены случаи нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления государственных закупок.
7.1. В нарушение пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 года N761/20н, Представительством планы-графики на 2014 и 2015 годы размещены в единой информационной системе (до её введения - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) (далее - ЕИС) позднее установленного срока.
7.2. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством направлялась информация о заключении государственного контракта от 24 мая 2015 г. N 10/16 (р/н 1390628661116000010), а также информация об исполнении государственных контрактов (от 24 мая 2016 г. N 10/16 - справка о выполненных работах от 31 мая 2016 г.; от 19 апреля 2016 г. N 6/16 - товарная накладная от 20 апреля 2016 г.; от 22 октября 2015 г. N 8/15 - акт от 26 октября 2015 г.; от 1 июля 2015 г. N 0135100005015000004-0076062-01 - товарная накладная от 2 июля 2015 г.; от 25 ноября 2014 г. N 1/14 - товарная накладная от 5 декабря 2014 года) в Федеральное казначейство позднее установленного срока в три рабочих дня.
7.3. В нарушении пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, Представительством в г. Калининграде размещены в ЕИС с нарушением установленного срока 5 отчетов об исполнении государственных контрактов*(3).
За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность положениями статьи 7.30 КоАП РФ*(4).
7.4. В нарушение пунктов 3, 6 статьи 42 и пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ Представительством в извещениях о проведении 8*(5) электронных аукционов в 2016 году и 7*(6) в 2015 году не указана информация о порядке подачи заявок, порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, а также требованиях, предъявляемых к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона.
7.5. В нарушение пункта 1 статьи 708 ГК РФ в государственных контрактах Представительства от 25 февраля 2016 г. N 3/16 (1390628661116000004) и от 23 ноября 2015 г. N 11/15 (1390628661115000011) отсутствуют условия о сроках выполнения работ.
7.6. В нарушение пункта 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации Представительством в 2013, 2014, 2015, 2016 годах не велся реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.
8. В нарушение пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н, Представительством представлены сведения о принятом бюджетном обязательстве по результатам заключения договора от 30 апреля 2015 г. N 479-15 в территориальное управление Федерального казначейства по Калининградской области позднее установленного срока.
9. В нарушение пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н, Представительством представлены сведения о принятом бюджетном обязательстве по результатам заключения государственного контракта от 19 апреля 2016 г. N 6/16 в территориальное управление Федерального казначейства по Калининградской области позднее установленного срока.
За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП.
10. Представительством в нарушение пункта 5 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консультационных услуг, утвержденного приказом МИДа России от 14 мая 2012 г. N 7063, информация по вопросам предоставления государственной услуги не размещена на стендах в местах предоставления государственной услуги, а также на официальном сайте Представительства. Кроме того, в указанном Административном регламенте отсутствует информация о графике работы Представительства.
11. Представительством в нарушение пункта 6 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, утвержденного приказом МИДа России от 28 июня 2012 г. N 10304, информация по вопросам предоставления государственной услуги не размещена на официальном сайте Представительства.
12. Представительством в нарушение пункта 5 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом МИДа России от 29 марта 2016 N 4271, информация по вопросам предоставления государственной услуги не размещена на стендах в местах предоставления государственной услуги, а также на официальном сайте Представительства.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" Представительству МИДа России в г. Калининграде необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) направить в соответствующий территориальный орган Росреестра документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления Представительства на нежилое помещение и здание гаража, расположенные по адресу: г. Калининград, д. 17;
2) направить информацию и документы в систему учета для внесения в реестр федерального имущества сведений о трехкомнатной служебной квартире по адресу г. Калининград, ул. Огарева, д. 36, кв. 2, а также транспортных средствах Представительства;
3) разместить информацию:
по вопросам предоставления информационно-консультационных услуг на стендах в местах предоставления государственной услуги, а также на официальном сайте Представительства;
по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, на официальном сайте Представительства;
4) рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 сентября 2016 г. N 51К (1126).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю территориального органа - Представителю МИД России в г. Калининграде или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 февраля 2017 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
_____________________________
*(1) С учетом отказа от права оперативного управления МИД России и согласия Представительства от 27 апреля 2014 г. N 794.
*(2) Переданное оборудование поставлено на баланс Представительства 29 декабря 2014 года.
*(3) Государственные контракты от 25 декабря 2015 г. NN 12/15 (1390628661115000012), 13/15 (1390628661115000013), от 1 июля 2015 г. N 0135100005015000004-0076062-01 (1390628661115000002), от 25 ноября 2014 г. NN 03/14 (0135100005014000003), 01/14 (0135100005014000001).
*(4) В соответствии с статьей 23.66 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.30 КоАП РФ, составляются должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
*(5) Закупки N 013510000501600005 - 0135100005016000012.
*(6) Закупки NN 0135100005015000002, 0135100005015000004, 0135100005015000005, 0135100005015000007 - 0135100005015000009, 0135100005015000011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 13 октября 2016 г. N ПР04-248/04-02
Текст представления официально опубликован не был