Представление Счетной палаты РФ от 17 октября 2016 г. N ПР 02-257/02/2-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, обоснованности и результативности расходования бюджетных средств, предусмотренных в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года на закупки товаров, работ, услуг, в том числе в рамках государственного оборонного заказа" в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральном государственном бюджетном учреждении "Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком" (далее - ФГБУ "Агентство "Эмерком") и федеральном автономном учреждении "Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения в местах массового пребывания людей" (далее - ФАУ "ИЦ ОКСИОН"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Общий объем просроченной дебиторской задолженности МЧС России по состоянию на 1 июля 2016 года (1 648,6 млн. рублей) по сравнению с аналогичным показателем на 1 июля 2015 года (576,5 млн. рублей) увеличился в 2,9 раза, при этом размер просроченной дебиторской задолженности "по выданным авансам" увеличился более чем в 21 раз - с 49,9 млн. рублей до 1 062,5 млн. рублей,
Запрашиваемая информация о причинах увеличения объема просроченной дебиторской задолженности по состоянию на 1 июля 2016 года по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 1 июля 2015 года (с указанием номеров и дат контрактов, а также наименований контрагентов) группе инспекторов представлена не была, в связи с чем по факту создания препятствий инспекторам Счетной палаты Российской Федерации при проведении контрольного мероприятия был оформлен акт от 17 августа 2016 г. N 02/2-05-2867/02/2-05.
2. При выборочной проверке договоров на поставку моторного топлива ФГБУ "Агентство "Эмерком" с единственным поставщиком - ООО "РН-Карт", определенным распоряжением Правительства Российской Федерации, выявлены риски увеличения размера субсидий на выполнение государственных заданий ФГБУ "Агентство "Эмерком" при их планировании и, как следствие, увеличения размера бюджетных ассигнований, выделяемых МЧС России на указанные цели из федерального бюджета.
Так, в отдельных договорах на поставку моторного топлива (от 27 июля 2015 г. N ГК15/622/0503 и от 19 февраля 2016 г. N ГК16/130/0503) по причине применения методики ценообразования с использованием фиксированных цен, рекомендуемой ООО "РН-Карт" для применения заказчиками при обосновании договоров на поставку моторного топлива, цена бензина АИ-95 составила 49,86 рубля за 1 литр. По факту моторное топливо отпускалось поставщиком по цене за литр значительно ниже цены, предусмотренной условиями договоров (34,98 рубля за 1 литр).
3. В феврале 2016 года три единицы новых АКП-32, поставленных ФГКУ "Донской СЦ МЧС России" по государственному контракту N 63э-МТС-2, были направлены в региональные казенные учреждения МЧС России, которые, в свою очередь, передали ФГКУ "Донской СЦ МЧС России" аналогичную технику, бывшую в употреблении (2006, 2007 и 2008 годов выпуска) и числившуюся у них на балансе. Далее АКП-32 (три единицы) в апреле - мае 2016 года были переданы в качестве гуманитарной помощи непосредственно ее конечным получателям.
Мероприятия по переброске новой техники из Ростовской области в регионы и бывшей в употреблении техники из этих регионов в Ростовскую область и далее на территорию конечных получателей гуманитарной помощи осуществлялись силами и средствами МЧС России и повлекли за собой расходы ГСМ, командировочные и иные расходы, выделить и рассчитать которые не представляется возможным.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. МЧС России
4.1. В нарушение пункта 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в состав контрактной службы МЧС России были включены сотрудники, не имеющие соответствующего образования в сфере закупок или размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
4.2. В Положении о контрактной службе МЧС России отсутствует распределение обязанностей между должностными лицами МЧС России, входящими в состав контрактной службы, а в их должностных регламентах и инструкциях обязанности контрактных служащих также не закреплены.
При этом частью 2 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4.3. В нарушение части 2 статьи 39 Федерального закона N 44-ФЗ порядки работы единых комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, сформированных в 2014 - 2016 годах в структурных подразделениях МЧС России, не утверждались.
4.4. МЧС России ведомственный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ему заказчиков, установленный статьей 100 Федерального закона N 44-ФЗ, осуществлялся ненадлежащим образом, о чем свидетельствуют следующие нарушения, допущены учреждениями:
федеральным казенным учреждением "Центр обеспечения деятельности" (далее - ФКУ ЦОД) в нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ в 2014 году размещены заказы на закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме 6,45% совокупного годового объема закупок (при требовании осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок);
ФКУ ЦОД в нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, разместило в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) план-график размещения заказов на 2014 год более чем на 3 месяца позже установленного срока;
ФКУ ЦОД в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ по государственному контракту от 20 ноября 2015 г. N 395/1099-999 требование об уплате неустойки за допущенное нарушение срока поставки в адрес поставщика не направляло. Сумма неустойки, полученная расчетным способом, составила 203,2 тыс. рублей;
ФКУ ЦОД по государственному контракту с ЗАО "Когнитив" от 21 ноября 2014 г. N 254/1010-059 на выполнение работы по созданию автоматизированной системы формирования и реализации плана переоснащения подразделений МЧС России современными техническими средствами и техникой, контроля организации и проведения закупок и исполнения государственных контрактов, формирования аналитических материалов и отчетности, хранения документов на сумму 19 600,0 тыс. рублей работы приняты и оплачены в полном объеме. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что работы, предусмотренные техническим заданием на выполнение работ по государственному контракту (далее - ТЗ), не выполнены: так, отсутствует информационное взаимодействие с Общероссийским официальным сайтом и электронной торговой площадкой, 1С, Барс, Парус, предусмотренное пунктом 4.2.7 ТЗ, также отсутствует управление нормативно-справочной информацией (в том числе не формируются отчеты), предусмотренное пунктом 4.2.9 ТЗ.
Необходимо отметить, что распоряжением МЧС России от 10 апреля 2015 г. N 116 (пункт 1) была создана комиссия по проведению приемки результатов работы исполнителя по государственному контракту от 21 ноября 2014 г. N 254/1010-059.
В нарушение указанного распоряжения документы, на основании которых работы были приняты МЧС России (протокол проведения предварительных испытаний и акт о завершении опытной эксплуатации), были подписаны не всеми членами приемочной комиссии.
Таким образом, МЧС России ненадлежащим образом осуществило соответствующую экспертизу результатов работ, предусмотренную частью 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, в результате чего по контракту приняты и оплачены работы, которые не были выполнены;
Главным управлением МЧС России по Республике Крым по результатам открытого электронного аукциона (N 0175100001216000103) в 2016 году заключен контракт на поставку пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническими характеристиками (объем цистерны 3,2 ) в количестве 60 штук на сумму 997 980,0 тыс. рублей (стоимость одной единицы техники -16 633,0 тыс. рублей).
При этом ФКУ ЦОД в 2015 году были закуплены автоцистерны с идентичными техническими характеристиками и комплектацией по цене 15 000,0 тыс. рублей, или на 1 633,0 тыс. рублей дешевле.
В ходе анализа цен государственных контрактов МЧС России, заключенных в 2013 - 2016 годах, было установлено, что стоимость пожарной автоцистерны среднего типа на базе автомобиля "КАМАЗ" с объемом цистерны не менее 3 на полноприводном шасси в стандартной комплектации без добавления улучшенных характеристик составляла 6 605,0 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия запрашиваемые документы в части обоснования начальной максимальной цены (далее - НМЦ) контракта (запросы в коммерческие организации и полученные коммерческие предложения), а также заявки, поступившие от территориальных органов МЧС России, на основании которых формировалась техническая часть документации, представлены не были.
Таким образом, ввиду отсутствия документов, подтверждающих потребность в закупке пожарных автоцистерн и обоснование формирования НМЦ контрактов, в том числе в части комплектации, оценить эффективность расходования бюджетных средств не представляется возможным;
в 2013 - 2015 годах ФКУ ЦОД по государственным контрактам с ООО "ИТС" осуществлялись закупки пожарно-спасательных мотоциклов МПС VFR1200X на базе мотоцикла Honda VFR1200X.
В 2015 году были закуплены мотоциклы по цене 2 622,50 тыс. рублей за единицу. В комплектацию в качестве дополнительного оборудования входили средства индивидуальной защиты, средства связи и навигации, вооружение для тушения пожара, спасательное оборудование, санитарное оборудование, аварийно-спасательный инструмент и прочее.
В ходе проверки установлено, что розничная цена мотоцикла в базовой комплектации без указанного дополнительного оборудования составила 1 174,0 тыс. рублей за единицу. Анализ рынка показал, что стоимость дополнительного оборудования составляет 525,6 тыс. рублей (расчетно).
Таким образом, закупочная стоимость мотоцикла в 2015 году, включая дополнительное оборудование, превышает расчетную на 922,9 тыс. рублей за единицу (расчетно);
в 2014 году ФКУ ЦОД по результатам несостоявшегося аукциона от 23 июля 2014 г. N 167/14р заключен государственный контракт от 1 сентября 2014 г. N 152/1010-059 с единственным участником - ООО "Златоустовская оружейная компания" на поставку 15 комплектов сабель драгунских в наградном исполнении в футляре по цене 295,0 тыс. рублей за комплект на сумму 4 425,0 тыс. рублей и 15 комплектов сабель офицерских в наградном исполнении в футляре по цене 295,0 тыс. рублей за комплект на сумму 4 425,0 тыс. рублей, всего на сумму 8 850,0 тыс. рублей.
В перечень видов, типов, моделей боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 718, "сабли драгунские" и "шашки казачьи" не входят. МЧС России в нарушение пункта 16 данного перечня осуществляло награждение граждан Российской Федерации указанным холодным оружием.
Также в 2014 - 2015 годах ФКУ ЦОД осуществляло закупки коллекционного оружия, в том числе пистолетов (Глок, Беретта, Ярыгина). Награждение пистолетами Беретта-92 ФС в 2015 и 2016 годах не осуществлялось, вместе с тем количество закупленного оружия возросло на начало 2016 года по сравнению с 2015 годом на 43,4%. В течение 2015 года при наличии определенного запаса оружия МЧС России продолжало его закупку. Данная закупка классифицируется как неэффективное использование бюджетных средств на сумму 11 730,3 тыс. рублей.
4.5. В нарушение части 2 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе протокола рассмотрения, МЧС России заключило государственный контракт от 17 июня 2016 г. N 16WS001 с акционерным обществом "Страховое общество газовой промышленности" на сумму 1 143,4 млн. рублей, при этом протокол размещен в ЕИС 15 июня 2016 года.
4.6. МЧС России в нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, если такая возможность не предусмотрена контрактом, заключило дополнительное соглашение от 16 мая 2016 г. N 1 к государственному контракту от 28 декабря 2015 г. N 123э-МТС-2 о продлении срока поставки товара до 30 мая 2016 года.
Поставка товара была осуществлена поставщиком с нарушением первоначального срока, установленного контрактом, а именно 15 мая 2016 года. Таким образом, заключение МЧС России дополнительного соглашения об изменении срока поставки привело к невозможности взыскания с поставщика пени (расчетно 17 424,1 тыс. рублей).
4.7. В нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ МЧС России не включило в государственный контракт с ФГБУ "Агентство "Эмерком" от 3 ноября 2015 г. N 63э-МТС-2 на поставку трех единиц АКП-32 на сумму 37 859,5 тыс, рублей условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки услуги по обучению в части соответствия количеству, объему требований, установленных контрактом.
Согласно техническому заданию, являющемуся приложением к государственному контракту, в стоимость техники были включены услуги по обучению пяти операторов. Техника была поставлена заказчику в декабре 2015 года, государственный контракт оплачен в полном объеме, обучение не осуществлялось. При этом ФГБУ "Агентство "Эмерком" получило от своего поставщика по договору от 12 августа 2015 г. N Э-15-01-89 подтверждение о его "готовности провести обучение в любое удобное для владельца техники время и месте".
4.8. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г, N 1093, в соответствии с которым заказчик размещает отчеты об исполнении государственных контрактов в течение семи рабочих дней со дня оплаты обязательств по контрактам и подписания документов о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в ЕИС, МЧС России отчеты об исполнении отдельных государственных контрактов в ЕИС не размещало или размещало с нарушением установленных сроков:
отчеты об исполнении государственных контрактов от 5 ноября 2014 г. N 1/1012794 (полностью оплачен в декабре 2014 года) и от 29 июня 2015 г. N 2/1012794 (полностью оплачен в декабре 2015 года) в ЕИС не размещались;
отчет об исполнении государственного контракта от 8 сентября 2015 г. N 1/2.1.3.2/А8 (полностью оплачен 29 декабря 2015 года) в ЕИС был размещен на 10 рабочих дней позже установленного срока.
4.9. В нарушение подпункта 4 пункта 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N. 544/18н, в плане-графике МЧС России закупки товаров, работ, услуг на 2014 год на сумму, не превышающую 100,0 тыс. рублей, не были отражены по каждому коду бюджетной классификации в размере годового объема денежных средств.
4.10. В нарушение подпункта 4 пункта 5 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н, МЧС России в планах-графиках закупки товаров, работ, услуг на 2015 и 2016 годы на сумму, не превышающую 100,0 тыс. рублей, отражены не были.
4.11. В нарушение подпункта 5 пункта 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, в плане-графике МЧС России на 2014 год итоговая информация о планируемых годовых объемах закупок в текущем году (всего) не указана.
5. ФГБУ "Агентство "Эмерком"
5.1. В нарушение пункта 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ в состав контрактной службы ФГБУ "Агентство "Эмерком" были включены сотрудники, не имеющие соответствующего образования в сфере закупок.
5.2. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ объемы закупок ФГБУ "Агентство "Эмерком" у субъектов малого предпринимательства в 2014 и 2015 годах составили менее 15% совокупного годового объема закупок (в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 3,43%).
5.3. В нарушение части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в восьми договорах, заключенных ФГБУ "Агентство "Эмерком" в 2016 году, размер пени за просрочку исполнения обязательств поставщиком не соответствовал размеру пени, определенному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 1063.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "25 ноября 2013 г."
5.4. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ девять извещений ФГБУ "Агентство "Эмерком", размещенных в 2016 году, о закупках специальной техники российского производства для поставки гуманитарной помощи в Автономное территориальное образование "Гагаузия" (Республика Молдова) не содержат информации об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
5.5. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ ФГБУ "Агентство "Эмерком" в 2016 году в аукционной документации по шести электронным аукционам требование к участнику о том, что он не должен являться офшорной компанией, предусмотрено не было.
5.6. В соответствии с частью 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Федеральным законом.
В нарушение данного требования ФГБУ "Агентство "Эмерком" в 2016 году заключило четыре договора с ООО "Карус", представившим в обеспечение исполнения договоров банковскую гарантию, которая полностью не покрывала обязательств поставщика.
5.7. В трех договорах (от 6 мая 2014 г. N Э-14-01-13; от 6 мая 2014 г. N Э-14-01-14; от 5 июня 2014 г. N Э-14-01-19) между ФГБУ "Агентство "Эмерком" и ФГУАП МЧС России о закупке услуг по санитарно-авиационной эвакуации ссылка на пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ при выборе ФГУАП МЧС России в качестве единственного поставщика была применена необоснованно.
Основанием закупок у единственного поставщика по указанным договорам является пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
5.8. В нарушение статьи 34 и части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ договоры ФГБУ "Агентство "Эмерком" с поставщиками на оказание комплекса услуг по организации участия МЧС России и его структурных подразделений в специализированных международных выставках (пять договоров, заключенных в 2014 - 2015 годах) и на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (пять договоров, заключенных в 2014 - 2015 годах) предусматривали условия о распространении действия этих договоров на отношения, возникшие до их заключения. Услуги по договорам были оказаны до их подписания.
5.9. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н, ФГБУ "Агентство "Эмерком" план-график размещения заказов на 2016 год разместило в ЕИС на 15 дней позже установленного срока.
5.10. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, ФГБУ "Агентство "Эмерком" разместило в ЕИС план-график размещения заказов на 2014 год на 22 дня позже установленного срока, на 2015 год - на один день позже установленного срока.
5.11. В нарушение подпункта 2 пункта 5 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н, в планах-графиках ФГБУ "Агентство "Эмерком" на 2015 и 2016 годы порядковые номера закупок (лотов), размеры обеспечения заявок и размеры обеспечения исполнения контрактов отсутствовали.
5.12. ФГБУ "Агентство "Эмерком" в нарушение пункта 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, по трем закупкам в 2016 году при расчете НМЦ принимало максимальные значения цены из ценовых предложений по каждой закупке и утвержденную Методическими рекомендациями формулу не использовало, что привело к завышению НМЦ контракта.
5.13. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, в соответствии с которым планы-графики подлежат размещению на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, МЧС России план-график размещения заказов на 2014 год разместило более чем на 7 месяцев позже установленного срока.
5.14. В нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и подпункта "а" пункта 10 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132, ФГБУ "Агентство "Эмерком" копии заключенных договоров от 4 мая 2016 г. N Э-16-01-59, от 10 мая 2016 г. N Э-16-01-60, от 10 мая 2016 г. N Э-16-01-61 в Федеральное казначейство не направило.
6. ФАУ "ИЦ ОКСИОН" (до 2016 года - ФГБУ "ИЦ ОКСИОН")
6.1. В нарушение части 3 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ регламент о контрактной службе ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" до апреля 2015 года не соответствовал типовому положению о контрактной службе, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631.
Так, не были разработаны документы, определяющие должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы.
6.2. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N544/18н, и пункта 2 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н, ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" планы- графики закупок на 2014, 2015 и 2016 годы размещало позже установленных сроков: план-график закупок на 2014 год был размещен на 75 дней, на 2015 год - на 51 день, на 2016 год - на 116 дней позже.
6.3. В нарушение части 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" по результатам электронного аукциона на закупку электронно-вычислительной техники заключен государственный контракт от 25 ноября 2013 г. N0373100075413000010-0159722-02 с ООО "ТехноСерв АС" с нарушением установленного срока (не позднее 20 дней со дня проведения торгов) на 4 дня (протокол подведения итогов подписан и размещен на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов 1 ноября 2013 года).
7. Нарушения, допущенные в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ).
В проверяемом периоде нарушения постановлений Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе в части сроков заключения государственных контрактов по ГОЗ и подписания дополнительных соглашений носили систематический характер.
Так, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации о ГОЗ-2014 МЧС России дополнительные соглашения к долгосрочным государственным контрактам на выполнение четырех заданий до 1 марта 2014 года не подписало.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации о ГОЗ-2015 МЧС России государственные контракты на выполнение одного задания ГОЗ по закупкам ВВСТ и 5 заданий ГОЗ на выполнение НИОКР на общую сумму 39,5 млн. рублей до 15 мая 2015 года не заключило.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации о ГОЗ-2016 МЧС России государственные контракты на выполнение одного задания ГОЗ по закупкам ВВСТ и 1 задания ГОЗ на выполнение НИОКР на общую сумму 147,7 млн. рублей до 15 мая 2016 года не заключило.
8. Иные, в том числе финансовые нарушения
8.1. В ходе проверки установлено, что МЧС России в нарушение пункта 5 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, в соответствии с которым государственное задание формируется в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главными распорядителями бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, государственное задание ФГБУ "Агентство "Эмерком" на 2016 год утверждено 28 июня 2016 года, то есть с нарушением срока на 107 рабочих дней.
8.2. МЧС России в 2015 году направило ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" дополнительную субсидию на выполнение государственного задания (КБК 03091010390059-611) в сумме 480,0 тыс. рублей для выплаты работникам учреждения в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации. Вместе с тем согласно пункту 3 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 15 января 2013 г. N 18, указанные выплаты должны осуществляться за счет субсидий на иные цели (не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг) (КБК 03091010390059-612).
8.3. МЧС России внутренний финансовый контроль, установленный статьей 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в полной мере не осуществляло, о чем свидетельствуют следующие нарушения в ФКУ ЦОД:
в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) первичные документы (акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма 0504101) в рамках государственного контракта от 20 ноября 2015 г. N 395/1099-999) обязательные реквизиты первичного учетного документа не содержали (в акте о приеме-передаче объекта отсутствуют подпись, число и печать организации отправителя);
в нарушение части 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ инвентарная карточка учета нефинансовых активов (регистр бухгалтерского учета) отдельных обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета не содержала (отсутствовали подписи ответственных лиц Хабаровского учебного центра ФПС МЧС России с указанием их фамилий и инициалов).
8.4. В нарушение подпункта "е" пункта 4 Правил формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151, МЧС России информацию об условиях (формах) выполнения двух работ, выполняемых ФГБУ "Агентство "Эмерком", в ведомственный перечень услуг и работ не включило.
8.5. В нарушение подпункта "д" пункта 5 Правил формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151, МЧС России информацию об условиях (формах) выполнения двух работ, выполняемых ФГБУ "Агентство "Эмерком", в базовый перечень услуг и работ не включило.
8.6. В нарушение пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в соответствии с которым крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, ФГБУ "Агентство "Эмерком" в период с 2013 года по 2015 год заключило крупные сделки по 55 договорам на закупку услуг авиаперевозки и по 6 договорам на поставку пожарных автоцистерн, полуприцепов тентовых и автомобилей "КАМАЗ" без предварительного согласования с МЧС России как с учредителем.
8.7. В нарушение пункта 5.9.2 Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет, утвержденных приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72, ФГБУ "Агентство "Эмерком" представило информацию и документы по государственным заданиям 2013-2015 годов в Федеральное казначейство на официальный сайт www.bus.gov.ru с нарушением установленного срока. В 2013 году государственное задание было размещено на 32 рабочих дня, в 2014 году - на 10 рабочих дней, в 2015 году - на 7 рабочих дней позже.
8.8. В нарушение части 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 7 октября 2010 г. N 252, ФГБУ "Агентство "Эмерком" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.bus.gov.ru отчеты о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества по форме за 2013, 2014 и 2015 годы не размещало.
8.9. В нарушение пункта 3 требований Минфина России к плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н, МЧС России планы финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ "Агентство "Эмерком" на плановые периоды соответствующих финансовых годов не утверждало, планы финансово-хозяйственной деятельности на 2013 - 2015 годы утверждены только на соответствующие финансовые годы.
8.10. В нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, содержащего требования к обязательным реквизитам первичного учетного документа, ФГБУ "Агентство "Эмерком" приняло к учету накладные поставщика (на отпуск материалов) по государственным контрактам от 5 ноября 2014 г. N 1/1012794 и от 29 июня 2015 г. N 2/1012794 без заполнения отдельных обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Так, накладные поставщика не содержали наименования должности, фамилии и инициалов, а также иных реквизитов подписанта со стороны получателя, необходимых для его идентификации, в том числе реквизитов доверенности(ей), на основании которой(ых) он действовал.
8.11. В нарушение частей 1 и 3 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ учреждением нарушены сроки отражения принимаемых обязательств на счете 502.17 по договорам от 6 июня 2016 г. N Э-16-01-70, от 25 мая 2016 г. N Э-16-01-66.
Вместе с тем обязательства отражались в том же отчетном периоде и к искажению отчетности не привели.
8.12. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ ФГБУ "Агентство "Эмерком" документы о приемке по восьми договорам для включения в реестр контрактов в Федеральное казначейство не направило, документы о приемке по договору от 6 июля 2015 г. N Э-15-08-63 направлены с нарушением срока на 6 рабочих дней, по договору от 10 июня 2015 г. N Э-15-02-57 - на 23 рабочих дня.
8.13. При заключении МЧС России с ФГБУ "Агентством "Эмерком" государственного контракта на поставку товара для государственных нужд от 30 марта 2015 г. N 23э-ПР04 не учтены положения Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", устанавливающие требования к организациям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также наличие у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, что является нарушением пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
8.14. Между МЧС России и ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" заключено соглашение о порядке и об условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15 января 2014 г. N 3/0309-1010059.
В ходе проверки установлено, что за счет указанной субсидии ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" были произведены выплаты выходного пособия в размере среднемесячного заработка 13 сотрудникам филиалов, ликвидируемых в результате организационно-штатных мероприятий, в объеме 1 095,53 тыс. рублей, которые государственным заданием не предусмотрены. Таким образом, направление ФГБУ "ИЦ ОКСИОН" субсидии на выполнение государственного задания на цели, не предусмотренные государственным заданием, содержит признаки правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нецелевое использование бюджетных средств).
8.15. Автомобили марок BMW 750Li XDrive стоимостью 6 903,2 тыс. рублей (государственный контракт от 6 февраля 2015 г. N 0321100032714000055-0288308-01), Audi A8L стоимостью 7 636,2 тыс. рублей (государственный контракт от 14 декабря 2015 г. N 348100009615000332-227766), Chevrolet Tahoe стоимостью 4 236,5 тыс. рублей (государственный контракт от 14 декабря 2015 г. N 3481000096150 00334-227766), приобретенные Северо-Кавказским региональным центром МЧС России и ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России" и поставленные в ФГКУ "Специализированный отряд Главного управления МЧС России по Республике Крым", ФГКУ "Автотранспортная часть оперативного реагирования при МЧС России", не эксплуатируются, что свидетельствует о неэффективном использовании государственного имущества на сумму 18 775,9 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, и обеспечить со стороны Финансово-экономического департамента МЧС России контроль за ее сокращением в соответствии с положением об указанном департаменте.
2. Обеспечить наличие у сотрудников контрактной службы МЧС России дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
3. Обеспечить распределение функциональных обязанностей между работниками контрактной службы МЧС России.
4. Утвердить порядки работы единых комиссий по осуществлению закупок МЧС России.
5. Разработать "дорожную карту", предусматривающую мероприятия по осуществлению контроля на всех этапах организации закупок: планирование, осуществление закупок, заключение и исполнение контрактов.
6. Обеспечить размещение в единой информационной системе в сфере закупок отчетов об исполнении государственных контрактов от 5 ноября 2014 г. N 1/1012794 и от 29 июня 2015 г. N 2/1012794.
7. С учетом выявленных недостатков в части планирования закупок рассмотреть вопрос о необходимости разработки внутреннего документа, регламентирующего формирование плана-графика размещения заказов, внесения в него изменений, а также его размещения в единой информационной системе в сфере закупок.
8. Обеспечить принятие подведомственными МЧС России учреждениями решений о дальнейшем использовании государственного имущества (автомобилей).
9. Обеспечить проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных МЧС России учреждений, в том числе по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений.
10. Провести анализ изданных нормативных правовых актов МЧС России на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и внести в них необходимые изменения, в том числе с учетом утвержденной структуры МЧС России.
11. Провести проверки по фактам выявленных нарушений, по результатам которых принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 сентября 2016 г. N 51К (1126).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 февраля 2017 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 17 октября 2016 г. N ПР 02-257/02/2-05
Текст представления официально опубликован не был