Представление Счетной палаты РФ от 17 октября 2016 г. N ПР 02-258/02/2-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, обоснованности и результативности расходования бюджетных средств, предусмотренных в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года на закупки товаров, работ, услуг, в том числе в рамках государственного оборонного заказа" в федеральном государственном бюджетном учреждении "Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком" (далее - ФГБУ "Агентство "Эмерком"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. При выборочной проверке договоров на поставку моторного топлива ФГБУ "Агентство "Эмерком" с единственным поставщиком - ООО "РН-Карт", определенным распоряжением Правительства Российской Федерации, выявлены риски неоправданного увеличения размера субсидий на выполнение государственных заданий ФГБУ "Агентство "Эмерком" и, как следствие, необоснованного увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых МЧС России на указанные цели из федерального бюджета.
Так, в отдельных договорах на поставку моторного топлива (от 27 июля 2015 г. N ГК15/622/0503 и от 19 февраля 2016 г. N ГК16/130/0503) по причине применения методики ценообразования с использованием фиксированных цен, рекомендуемой ООО "РН-Карт" для применения заказчиками при обосновании договоров на поставку моторного топлива, цена бензина АИ-95 достигала 49,86 рубля за 1 литр. По факту моторное топливо отпускалось поставщиком по цене за литр значительно ниже цены (34,98 рубля за 1 литр), предусмотренной условиями договоров.
2. В ходе контрольного мероприятия установлены следующие нарушения в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
2.1. В нарушение пункта 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в состав контрактной службы ФГБУ "Агентство "Эмерком" были включены сотрудники, не имеющие соответствующего образования в сфере закупок или размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
2.2. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ объемы закупок ФГБУ "Агентство "Эмерком" у субъектов малого предпринимательства в 2014 и 2015 годах составили менее 15% совокупного годового объема закупок (в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 3,43%).
Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3. В нарушение части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в восьми договорах, заключенных ФГБУ "Агентство "Эмерком" в 2016 году, размер пени за просрочку исполнения обязательств поставщиком не соответствовал размеру пени, определенному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. N 1063.
2.4. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ девять извещений ФГБУ "Агентство "Эмерком", размещенных в 2016 году, о закупках специальной техники российского производства для поставки гуманитарной помощи в Автономное территориальное образование Гагаузия (Республики Молдова), не содержат информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
2.5. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ ФГБУ "Агентство "Эмерком" в 2016 году в аукционной документации по шести электронным аукционам требование к участнику о том, что он не должен являться офшорной компанией, предусмотрено не было.
2.6. В соответствии с частью 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В нарушение части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ ФГБУ "Агентство "Эмерком" в 2016 году заключило четыре договора с ООО "Карус", при этом обеспечение исполнения договоров в виде банковских гарантий полностью не покрывало обязательства поставщика.
2.7. В трех договорах (от 6 мая 2014 г. N Э-14-01-13 и N Э-14-01-14, от 5 июня 2014 г. N 3-14-01-19) между ФГБУ "Агентство "Эмерком" и ФГУАП МЧС России о закупке услуг по санитарно-авиационной эвакуации ссылка на пункт 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ при выборе ФГУАП МЧС России в качестве единственного поставщика была применена необоснованно.
Основанием для закупок у единственного поставщика по указанным договорам является пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ,
2.8. В нарушение статьи 34 и части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ договоры ФГБУ "Агентство "Эмерком" с поставщиками на оказание комплекса услуг по организации участия МЧС России и его структурных подразделений в специализированных международных выставках (пять договоров, заключенных в 2014 - 2015 годах) и на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (пять договоров, заключенных в 2014 - 2015 годах) предусматривали условия о распространении действия этих договоров на отношения, возникшие до их заключения. Услуги по договорам были оказаны до их подписания.
2.9. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н ФГБУ "Агентство "Эмерком" разместило в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) планы-графики размещения заказов с нарушением установленных сроков.
План-график размещения заказов на 2014 год был размещен на 22 дня позже установленного срока, на 2015 год - на один день позже установленного срока.
2.10. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н ФГБУ "Агентство "Эмерком" план-график размещения заказов на 2016 год разместило в ЕИС на 15 дней позже установленного срока.
2.11. В нарушение подпункта 2 пункта 5 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н в планах-графиках ФГБУ "Агентство "Эмерком" на 2015 и 2016 годы порядковые номера закупок (лотов), размеры обеспечения заявок и размеры обеспечения исполнения контрактов отсутствовали.
2.12. ФГБУ "Агентство "Эмерком" в нарушение пункта 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, по трем закупкам в 2016 году при расчете начальной максимальной цены (далее - НМЦ) контракта принимало максимальные значения цены из ценовых предложений по каждой закупке и утвержденную указанными методическими рекомендациями формулу не использовало, что привело к завышению НМЦ контракта, а к завышению цены контракта не привело.
2.13. В нарушение части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и подпункта "а" пункта 10 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132, ФГБУ "Агентство "Эмерком" копии заключенных договоров в Федеральное казначейство не направило (от 4 мая 2016 г. N Э-16-01-59, от 10 мая 2016 г. N Э-16-01-60, от 10 мая 2016 г. N Э-16-01-61).
2.14. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ ФГБУ "Агентство "Эмерком" документы о приемке по восьми договорам для включения в реестр контрактов в Федеральное казначейство не направило, документы о приемке по договору от 6 июля 2015 г. N Э-15-08-63 направлены с нарушением срока на 6 рабочих дней, по договору от 10 июня 2015 г. N Э-15-02-57 - на 23 рабочих дня.
3. Установлены иные, в том числе финансовые нарушения.
3.1. В нарушение пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в соответствии с которым крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, ФГБУ "Агентство "Эмерком" в период с 2013 по 2015 год заключало крупные сделки по 55 договорам на закупку услуг авиаперевозки и по 6 договорам на поставку пожарных автоцистерн, полуприцепов тентовых и автомобилей "КАМАЗ" без предварительного согласования с МЧС России как с учредителем.
3.2. В нарушение пункта 5.9.2 Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72, ФГБУ "Агентство "Эмерком" представило информацию и документы по государственным заданиям 2013 - 2015 годов в Федеральное казначейство (на официальный сайт www.bus.gov.ru) с нарушением установленного срока. В 2013 году государственное задание было размещено на 32 рабочих дня позже, в 2014 году - на 10 рабочих дней, в 2015 году - на 7 рабочих дней позже.
3.3. В нарушение части 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 7 октября 2010 г. N 252, ФГБУ "Агентство "Эмерком" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.bus.gov.ru отчеты о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества по форме за 2013, 2014 и 2015 годы не размещало.
3.4. МЧС России в нарушение пункта 3 Требований Минфина России к плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н, планы финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ "Агентство "Эмерком" на плановые периоды соответствующих финансовых годов не утверждало; планы финансово-хозяйственной деятельности в 2013 - 2015 годах утверждались только на соответствующие финансовые годы.
3.5. В нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", содержащего требования к обязательным реквизитам первичного учетного документа, ФГБУ "Агентство "Эмерком" приняло к учету накладные поставщика (на отпуск материалов) по государственным контрактам от 5 ноября 2014 г. N 1/1012794 и от 29 июня 2015 г. N 2/1012794 без заполнения отдельных обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Так, накладные поставщика не содержали наименования должности, фамилии и инициалов, а также иных реквизитов подписанта со стороны получателя, необходимых для его идентификации, в том числе реквизитов доверенности(ей), на основании которой(ых) он действовал.
3.6. При заключении с МЧС России государственного контракта на поставку товара для государственных нужд от 30 марта 2015 г. N 23э-ПР04 не учтены положения Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", устанавливающие требования к организациям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, в том числе наличие у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, что несет риски нарушения пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному учреждению "Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком" предлагается следующее:
1) обеспечить наличие у сотрудников контрактной службы ФГБУ "Агентство "Эмерком" дополнительного профессионального образования в сфере закупок товаров, работ, услуг;
2) разработать план мероприятий ("дорожная карта"), предусматривающий контроль и ответственность должностных лиц на всех этапах организации закупок: планирование, осуществление закупок, заключение государственного контракта и его исполнение;
3) обеспечить внесение в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, информации о заключенных договорах от 4 мая 2016 г. N Э-16-01-59, от 10 мая 2016 г. N Э-16-01-60, от 10 мая 2016 г. N Э-16-01-61 в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) обеспечить включение в реестр контрактов документов о приемке по восьми договорам, заключенным ФГБУ "Агентство "Эмерком";
5) обеспечить размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.bus.gov.ru отчеты о результатах деятельности ФГБУ "Агентство "Эмерком" и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества по форме за 2013, 2014 и 2015 годы;
6) провести проверки по фактам нарушения законодательства Российской Федерации, выявленным в ходе контрольного мероприятия, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, бухгалтерского учета и принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 сентября 2016 г. N 51К (1126).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору федерального государственного бюджетного учреждения "Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 февраля 2017 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 17 октября 2016 г. N ПР 02-258/02/2-05
Текст представления официально опубликован не был