Представление Счетной палаты РФ от 21 ноября 2016 г. N ПР 04-285/04-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год (п. 1.3.1.5.4) проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" Россотрудничеством не утверждена методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых центральным аппаратом Россотрудничества.
Утвержденная приказом Россотрудничества от 23 сентября 2016 г. N 0144-пр Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, порядка планирования и отчетности по источникам доходов, администрируемых загранпредставительствами Россотрудничества (далее - Методика прогнозирования), содержит методическую базу только для расчета доходов, администрируемых загранпредставительствами Россотрудничества.
2. В соответствии с разделом 3 Методики прогнозирования при расчете прогноза поступлений по коду 1 13 01991 01 0100 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета" алгоритм расчета определяется исходя из количества планируемых платных услуг и их стоимости. При этом в Методике прогнозирования указано, что стоимость планируемых платных услуг каждого вида основывается на статистических данных (не менее чем за три года или за весь период оказания услуг в случае, если он не превышает три года), что не соответствует подпункту "в" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, согласно которому при расчете должна использоваться стоимость платных услуг, установленная органами государственной власти.
3. В нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения", пункта 2 Правил определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, нормативные затраты на обеспечение функций загранаппарата и требования к закупаемым загранаппаратом отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) Россотрудничеством не утверждены.
4. В нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Правила определения нормативных затрат) Россотрудничеством не разработаны и не утверждены индивидуальные и (или) коллективные нормативы количества абонентских номеров пользовательского оборудования, подключенного к сети подвижной связи.
5. В нарушение пункта 41 Методики определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, являющейся Приложением к Правилам определения нормативных затрат, Россотрудничеством нормативные затраты на оплату услуг аренды транспортных средств по должностям "руководитель" и "заместители руководителя" утверждены (приказ Россотрудничества от 30 мая 2016 г. N0075-пр) без учета мощности транспортных средств, требования к которой установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927.
6. В соответствии со статьями 17, 18, 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и письмом Минфина России от 23 апреля 2015 г. N 02-02-06/23321 планы закупок на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов должны формироваться с учетом актов, подготовленных в рамках нормирования (устанавливающих требования к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов).
Проверкой установлены факты несоответствия планируемых Россотрудничеством на 2017 год расходов на закупку товаров, работ, услуг, указанных в Плане закупок товаров, работ, услуг Россотрудничества на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и сформированных на его основе обоснованиях бюджетных ассигнований на осуществление закупок товаров, работ, услуг, утвержденным приказом Россотрудничества от 30 мая 2016 г. N0075-пр нормативным затратам на обеспечение функций центрального аппарата Россотрудничества (далее - Нормативы).
Так, расходы на оплату услуг по обслуживанию противопожарных систем, запланированные Россотрудничеством на 2017 год в объеме 500,0 тыс. рублей, превышают предельную стоимость данной услуги, установленную Нормативами, на 80 тыс. рублей.
Расходы на оплату услуг по изготовлению календарей с логотипом (500-750 штук), запланированные Россотрудничеством на 2017 год в объеме 400,0 тыс. рублей, превышают предельную стоимость, установленную Нормативами (стоимость одной единицы 0,35 тыс. рублей), как минимум на 137,5 тыс. рублей.
Расходы на поставку цветных широкоформатных МФУ, запланированные Россотрудничеством на 2017 год в объеме 457,4 тыс. рублей, превышают предельную стоимость одной единицы, установленную Нормативами, на 57,4 тыс. рублей.
1. Обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, закупок в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (ОБАС_02_110), а также Обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (ОБАС__02_242) не содержат номенклатуру и количество продукции, приобретаемой для обеспечения нужд Россотрудничества, а также ссылки на статьи, части, пункты, подпункты, абзацы законодательных актов, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований, что не соответствует пункту 5 Методических рекомендаций по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (письмо Минфина России от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065), которым предусмотрено наличие в обоснованиях бюджетных ассигнований указанных сведений.
8. В форме "Сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания для возникновения (в части публичных нормативных обязательств) и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов" Россотрудничества отсутствуют сведения о нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и (или) государственного органа Российской Федерации (нормативные правовые акты второго уровня), являющихся правовым основанием для возникновения и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, за исключением постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" по целевой статье 4130493969 "Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком", что не соответствует пункту 14 раздела III Рекомендаций по заполнению реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, являющихся Приложением "Б" к Методическим рекомендациям по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов (письмо Минфина России от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065).
9. Пунктом 4.3 раздела 4 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, являющихся приложением N 3 к письму Минфина России от 21 июля 2016 года N 16-01-08/42065 (далее - Методические указания), предусмотрено, что федеральные государственные органы, имеющие загранучреждения (загранпредставительства, представителей), при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований уменьшают доведенный объем бюджетных ассигнований (рублевый эквивалент) на обеспечение деятельности загранучреждений (загранпредставительств, представителей) на объем прогнозируемого на счетах загранучреждений (загранпредставительств, представителей) остатка средств от иных поступлений от разрешенных видов деятельности, полученных в предыдущем периоде, и остатка средств бюджетного финансирования прошлых лет, планируемых по состоянию на 1 января 2017 года.
Согласно Сведениям о планируемых на счетах загранучреждений остатках средств иных поступлений, полученных в предыдущем периоде, и остатках средств бюджетного финансирования прошлых лет по состоянию на 1 января 2017 года, составленным Россотрудничеством 19 августа 2016 года по форме приложения N 25 к Методическим указаниям, остатки средств на счетах загранучреждений (без учета средств во временном пользовании) прогнозируются Россотрудничеством по состоянию на 1 января 2017 года в объеме 7 495,1 тыс. долларов США, в том числе: остатки средств федерального бюджета в сумме 1 178,1 тыс. долларов США, остатки средств от иных поступлений от разрешенных видов деятельности в сумме 6 317,0 тыс. долларов США.
В соответствии с Информацией о перераспределении объемов бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета по сравнению с доведенными предельными объемами бюджетных ассигнований на 2017-2019 годы на реализацию государственных программ Российской Федерации (на осуществление направлений деятельности, не входящих в государственные программы Российской Федерации), составленной Россотрудничеством 19 августа 2016 года по форме приложения N 4 к Методическим указаниям, доведенный объем бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности представительств за рубежом уменьшен Россотрудничеством только на 49,4 млн. рублей (763,0 тыс. долларов США) за счет остатков средств федерального бюджета.
Таким образом, Россотрудничеством не в полной мере выполнены требования пункта 4.3 раздела 4 Методических указаний: при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований доведенный объем бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности загранпредставительств не уменьшен на объем прогнозируемых остатков средств от иных поступлений от разрешенных видов деятельности по состоянию на 1 января 2017 года в сумме 6 317,0 тыс. долларов США (426,4 млн. рублей), а также на часть прогнозируемых остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2017 года в сумме 415,1 тыс. долларов США (28,0 млн. рублей).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству надлежит выполнить следующие требования:
1) утвердить Методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых центральным аппаратом Россотрудничества;
2) привести Методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, порядка планирования и отчетности по источникам доходов, администрируемых загранпредставительствами Россотрудничества, утвержденную приказом Россотрудничества 23 сентября 2016 г. N 0144-пр, в соответствие с подпунктом "в" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574;
3) разработать и утвердить нормативные затраты на обеспечение функций загранаппарата Россотрудничества и требования к закупаемым им отдельным видам товаров, работ, услуг.
Обеспечить формирование проектов планов закупок товаров, работ, услуг на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов загранаппарата Россотрудничества в соответствии с утвержденными нормативными затратами на обеспечение функций зарубежного аппарата Россотрудничества и требованиями к закупаемым зарубежным аппаратом отдельным видам товаров, работ, услуг. При необходимости внести корректировки в объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных загранаппарату Россотрудничества на закупки товаров, работ, услуг в 2017 году;
4) внести изменения в утвержденные приказом Россотрудничества от 30 мая 2016 г. N 0075-пр нормативные затраты на обеспечение функций центрального аппарата Россотрудничества в части определения:
индивидуальных и (или) коллективных нормативов количества абонентских номеров пользовательского оборудования, подключенного к сети подвижной связи, разработка и утверждение которых предусмотрены подпунктом "а" пункта 5 Правил определения нормативных затрат;
нормативных затрат на оплату услуг аренды транспортных средств по должностям "руководитель" и "заместители руководителя" с учетом мощности транспортных средств, требования к которой установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927;
5) внести корректировки в объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных центральному аппарату Россотрудничества на закупки товаров, работ, услуг в 2017 году с учетом выявленных несоответствий планируемых расходов утвержденным приказом Россотрудничества от 30 мая 2016 г. N 0075-пр нормативным затратам на обеспечение функций центрального аппарата Россотрудничества;
6) внести в обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг сведения о номенклатуре и количестве приобретаемой продукции, а также ссылки на статьи, части, пункты, подпункты, абзацы законодательных актов, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований;
7) внести в Реестр расходных обязательств Россотрудничества на 2017 год и на плановый период 2018 и и 2019 годов сведения о нормативных правовых актах второго уровня, устанавливающих правовые основания для возникновения и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации;
8) направить в Минфин России предложения об уменьшении объемов бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности загранпредставительств Россотрудничества в 2017 году на 6 732,1 тыс. долларов США (454,4 млн. рублей) для их учета при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Государственной Думе Российской Федерации во втором чтении.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 ноября 2016 г. N 60К (1135).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Руководителю Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов: по пунктам 3-8 - до 28 ноября 2016 года, по пунктам 1-2 - до 25 декабря 2016 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 21 ноября 2016 г. N ПР 04-285/04-04
Текст представления официально опубликован не был