См. также Руководство Р 2.2.4/2.2.9.2266-07 "Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковое исследования", утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ от 10 августа 2007 г.
I. Назначение и область применения
1.1. Рекомендации разработаны в развитие действующих "Санитарных норм и правил при работе с оборудованием, создающим ультразвук, передаваемый контактным путем на руки работающих" N 2282-80 с целью оптимизации и оздоровления условий труда медработников кабинетов ультразвуковой диагностики.
1.2. Рекомендации содержат общие требования к оборудованию кабинетов ультразвуковой диагностики, организации и проведению диагностических исследований, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по ограничению неблагоприятного влияния контактного ультразвука на работающих.
1.3. Рекомендации предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы, лечебно-профилактических учреждений, проектно-конструкторских организаций системы здравоохранения и научно-исследовательских институтов гигиенического профиля.
II. Гигиенические требования к оборудованию кабинетов ультразвуковой диагностики
2.1. Набор помещений, предназначенных для оборудования кабинетов ультразвуковой диагностики, должен включать:
- помещение для проведения диагностических исследований из расчета не менее 20 на одну установку при условии, что каждая ультразвуковая диагностическая установка должна размещаться в отдельном помещении;
- помещение для раздевания и одевания больного площадью не менее 7 , смежное с помещением для проведения диагностических исследований;
- помещение для ожидания приема из расчета 1,2 на одного больного, но не менее 10 ;
- помещение для проявления фотографической пленки из расчета 10 на 1 диагностическую установку с увеличением площади на 2 на каждую последующую установку.
2.2. Запрещается размещение кабинетов ультразвуковой диагностики в подвальных, полуподвальных и цокольных помещениях.
2.3. Помещение для проведения ультразвуковой диагностики должно иметь:
- естественное и искусственное освещение;
- раковину с подводкой холодной и горячей воды;
- общеобменную приточно-вытяжную систему вентиляции с краткостью воздухообмена 1:3; допускается установка кондиционеров типа БК-1500.
2.4. В помещениях для диагностических исследований должны поддерживаться следующие параметры микроклимата: температура воздуха +22°C, относительная влажность 40-60%, скорость движения воздуха не выше 0,15 м/с.
2.5. Помещения для проявления фотографической пленки следует оборудовать в соответствии с требованиями СНиП II-69-78.
2.6. Стены в помещениях кабинета ультразвуковой диагностики следует окрашивать масляной краской светлых тонов. Запрещается облицовка стен керамической плиткой.
2.7. Уровни шума на рабочих местах медперсонала, обслуживающего ультразвуковые диагностические установки, не должны превышать 40 дБ А.
2.8. В целях снижения шума в помещениях для диагностических исследований потолки и стены рекомендуется облицовывать звукопоглощающими материалами (например, плиткой "Акмигран").
2.9. Рекомендуемый набор мебели для помещения диагностических исследований: кушетка, столик для обработки документов, письменный стол, стулья, картотека.
2.10. Кушетку (с регулируемой высотой) следует устанавливать в центре помещения или на некотором расстоянии от стен, чтобы облегчить доступ к пациенту с любой стороны.
2.11. Диагностическую аппаратуру следует устанавливать таким образом, чтобы можно было легко проводить исследования в различных плоскостях.
2.12. Высоту кушетки для пациентов следует подбирать такой, чтобы медработнику, проводящему диагностическое исследование, были созданы условия, отвечающие требованиям ГОСТ 12.2.032-78 "ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования".
2.13. При проведении диагностических исследований общее освещение следует отключать, оставляется только местное - настольная лампа; окна в кабинетах затемняют шторами, что способствует предотвращению блескости и улучшению видимости изображения на экране электронно-лучевой трубки.
2.14. В помещении кабинета ультразвуковой диагностики и вблизи от него не следует размещать электроприборы, которые могут вызывать помехи при работе ультразвуковой аппаратуры.
III. Гигиенические требования к организации и проведению ультразвуковых диагностических исследований
3.1. К работе с ультразвуковой диагностической аппаратурой допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующий курс обучения и инструктаж по технике безопасности.
3.2. Учитывая, что продолжительность диагностического исследования колеблется в больших пределах, количество пациентов, обследуемых одним медработником, не должно превышать 10-11 человек.
3.3. Для проведения комплекса гимнастических упражнений, физиотерапевтических процедур и т.д. медицинскому персоналу, занятому на аппаратах ультразвуковой диагностики, рекомендуется устраивать в течение рабочей смены два 10-минутных перерыва.
3.4. Для защиты рук медперсонала от воздействия контактного ультразвука следует применять две пары перчаток: нижние - хлопчатобумажные и верхние - резиновые.
3.5. Не допускается соприкосновение незащищенных рук со сканирующей поверхностью работающего ультразвукового датчика.
3.6. При нанесении на исследуемую область контактной смазки следует следить за тем, чтобы она не попадала на руки медработника.
3.7. Необходимо осуществлять контроль за своевременностью проведения профилактического и текущего ремонта ультразвуковой диагностической аппаратуры.
IV. Лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния высокочастотного ультразвука и сопутствующих факторов
4.1. Лечебно-профилактический комплекс мероприятий включает:
- медицинские осмотры, диспансеризацию;
- физиотерапевтические процедуры - тепловые (гидропроцедуры или сухой обогрев), массаж или самомассаж кистей, предплечий рук, ультрафиолетовое облучение и т.д.;
- специальный комплекс производственной гимнастики;
- упражнения для глаз;
- психологическую разгрузку.
4.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры медперсонала, выполняющего ультразвуковую диагностику, должны проводиться в соответствии с приказом Минздрава N 700 от 19.06.84 г. "О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда".
4.3. Перечень общих и дополнительных противопоказаний к допуску на работу, связанную с неблагоприятными производственными факторами, в частности контактным ультразвуком, приведены в приложениях 5 и 6 приказа Минздрава СССР N 700 от 19.06.84 г.
4.4. Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями, а также лица, у которых выявлены нерезко выраженные отклонения со стороны органов и систем, в этиологии которых основную роль играет профессиональный фактор, должны находиться на диспансерном наблюдении у соответствующих специалистов в зависимости от характера установленного патологического процесса.
4.5. Температура воды при гидропроцедурах должна составлять 37-38°C, длительность процедуры 7-10 мин; после приема тепловой процедуры рекомендуется массаж или самомассаж кистей и предплечий рук по 2-3 минуты для каждой руки.
4.6. Во время перерывов рекомендуется выполнять легкие гимнастические упражнения для верхних конечностей и туловища в соответствии с приложением 1.
4.7. Для профилактики утомления зрения рекомендуется во время перерывов выполнять упражнения для глаз: закрыть глаза на 10-15 с, сделать движения глазами направо и налево, затем вверх и вниз; круговые движения глазами справа налево и обратно (по 5 упражнений), закончив упражнения, свободно без напряжения направить взгляд вдаль.
4.8. Физиотерапевтические процедуры, физкультурные паузы следует проводить в специально выделенном помещении, оборудованном ванночками для гидропроцедур, столами для массажа, а также наглядными пособиями - плакатами, иллюстрирующими приемы массажа, самомассажа рук и предплечий, комплекс гимнастических упражнений.
4.9. В целях профилактики и снятия нервно-эмоционального напряжения следует организовать комнату психологической разгрузки, при создании которой надлежит руководствоваться методическими рекомендациями "Совершенствование режимов труда и отдыха медицинских работников лечебно-профилактических учреждений" М., 1984 г.
Заместитель Главного государственного |
А.И. Заиченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гигиенические рекомендации по оптимизации и оздоровлению условий труда медработников, занятых ультразвуковой диагностикой (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 2 октября 1985 г. N 3939-85)
Текст документа приводится по изданию Министерства здравоохранения СССР (Москва, 1985 г.)
Рекомендации разработаны ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, ордена Трудового Красного Знамени Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана