Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2016 г. N ПР 07-314/07-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, нормативной и методической базы их формирования (включая проверку формирования бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества) при подготовке проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в Минэкономразвития России", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Пунктом 32 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, установлено, что значения нормативных затрат на выполнение работ утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений. Минэкономразвития России не утверждены по состоянию на 1 ноября 2016 года значения нормативных затрат на выполнение работ: по прикладным научным исследованиям федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации"; по организации мероприятий федеральным бюджетным учреждением "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров Минэкономразвития России".
2. В ходе формирования проекта федеральной адресной инвестиционной программы на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов Министерством не выполнено требование пункта 5 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716. Запланированные объемы бюджетных ассигнований на 2017 год на реконструкцию водозаборного узла ФБУ "Санаторий "Вороново" и на реконструкцию подъездных и внутриплощадочных дорог, благоустройство территории санатория не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2010 г. N 311 "О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства Минэкономразвития России и подведомственных ему учреждений" на реализацию указанных объектов. Проект нормативного акта о внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 21 июля 2010 г. N 311 на момент проведения контрольного мероприятия отсутствовал.
3. В ходе проверки реестра расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - РРО, реестр) установлено, что в графах реестра 2 - 5 по Минэкономразвития России в качестве нормативных правовых актов первого уровня по направлению расходов "Взносы в международные организации" не указан Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 24-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международному соглашению по кофе 2007 года", который также предусматривает необходимость осуществления данных взносов.
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2016 года N 442-р действие Конвенции о создании Международного союза публикации таможенных тарифов от 5 июля 1890 года в отношении Российской Федерации прекращено. Вместе с тем в составе обоснования бюджетных ассигнований (далее - ОБАС) ОБАС_08_920 (взносы в международные организации) в разделе 3 "Расчет объема бюджетных ассигнований в части взносов в международные организации и платежей в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями в иностранной валюте" в отсутствие действующих правовых оснований запланированы бюджетные ассигнования на осуществление в 2017 - 2019 годах членского взноса в Международное бюро по публикации таможенных тарифов в объеме 59,1 тыс. долларов США ежегодно, что в рублевом эквиваленте составляет на 2017 год - 3 989,2 тыс. рублей, на 2018 год - 4 060,2 тыс. рублей, на 2019 год - 4 202,0 тыс. рублей.
5. В ОБАС_02_242 (по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий"), а также в ОБАС_02_110 (по видам расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" и 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд")*(1) не заполнена графа по объемам бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (2016 год), что не соответствует пункту 13 Методических рекомендаций Минфина России по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов*(2).
6. В соответствии с пунктом 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (с изменениями), предварительный проект плана информатизации на 2017 - 2019 годы Минэкономразвития России следовало направить в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение не позднее 15 дней со дня доведения Министерством финансов Российской Федерации проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований, то есть до 5 августа 2016 года. По состоянию на 1 ноября 2016 года предварительный проект плана информатизации на 2017 - 2019 годы в Минкомсвязь России на оценку и заключение Минэкономразвития России не направлен. При отсутствии оценки и заключения Минкомсвязи России по основным суммам бюджетных ассигнований на мероприятия по информатизации, удовлетворен (протокол заседания рабочей группы от 14 сентября 2016 г. N 1 (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, состоявшегося в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N П13-45444) заявленный Минэкономразвития России объем дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на 2017 год в сумме 22 040,0 тыс. рублей (КБК 0113 999 009 0019 242) по 6 мероприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые также не были направлены на оценку и заключение в Минкомсвязь России. ОБАС_02_242 (вид расходов 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", подраздел 0113 "Другие общегосударственные вопросы") и реестр расходных обязательств уточнены в 2017 году в сторону увеличения на сумму 22 040,0 тыс. рублей и составили 533 209,9 тыс. рублей.
7. При проверке и анализе дебиторской задолженности по доходам установлено, что по состоянию на 1 октября 2016 года из общей суммы дебиторской задолженности в объеме 1 115,1 тыс. рублей*(3) по счету 1 209 "Расчеты по ущербу имуществу" числится нереальная к взысканию просроченная задолженность, возникшая в 1997 году, в сумме 17,2 тыс. долларов США (или 1 088,3 тыс. рублей), которая образовалась в связи с недостачей у бывшего старшего бухгалтера в ликвидированном Аппарате торгового советника Посольства Российской Федерации в Республике Перу. В связи с прекращением уголовного дела по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указанная дебиторская задолженность подлежит списанию с балансового учета с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов", как предусмотрено пунктом 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция 157н).
В соответствии с Инструкцией 157н, задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансовых счетов, дальнейший ее учет ведется на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Вместе с тем, в нарушение пункта 339 Инструкции 157н, просроченная дебиторская задолженность по счету 1 209 "Расчеты по ущербу имуществу", нереальная к взысканию, числится на балансовом счете Минэкономразвития России.
8. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" в Минэкономразвития России методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством экономического развития Российской Федерации, не утверждена. В ходе проведения проверки предоставлен проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством экономического развития Российской Федерации" (далее - проект методики).
Проект методики согласован с Минфином России (письмо от 5 сентября 2016 г. N 23-06-06/51866). На момент проведения проверки приказ об утверждении методики Минэкономразвития России не издан (проходит процедуру внутреннего согласования).
При этом в проекте методики при расчете прогноза доходов от оказания платных услуг (КБК 1 134 01991 01 6000 130) вместо метода прямого счета установлен метод усреднения, что несоответствует подпункту "в" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574.
9. По результатам контрольного мероприятия установлено, что в бюджетной отчетности Минэкономразвития России по состоянию на 1 октября 2016 года*(4) отражены данные об остатках средств на заблокированных счетах двух ликвидированных загранучреждений Минэкономразвития России - торгового представительства Российской Федерации в Республике Куба (далее - торгпредство в Республике Куба) и торгового представительства Российской Федерации в Республике Ангола (торгпредство в Республике Ангола). По данным отчетности, на заблокированном счете торгпредства в Республике Куба числятся средства в общей сумме 820,2 тыс. долларов США, из них остатки средств бюджетного финансирования - 40,0 тыс. долларов США, доходы торгпредства - 18,1 тыс. долларов США, оставшаяся часть средств в объеме 762,1 тыс. долларов США - средства бывших советских (российских) внешнеторговых объединений и организаций. На заблокированном счете торгпредства в Республике Ангола числятся средства в общей сумме 11 513,5 тыс. долларов США, из них доходы торгпредства - 256,1 тыс. долларов США, оставшаяся часть средств в объеме 11 257,3 тыс. долларов США - средства бывших советских (российских) внешнеторговых объединений и организаций.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 года N 401 "Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 года N 401) указанные торгпредства с 1 января 2006 года ликвидированы. Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 года N 1004-р торгпредство в Республике Куба учреждено вновь. Вопрос о разблокировке указанных средств (и в Республике Куба, и в Республике Ангола) до настоящего времени не решен - переписка по данному вопросу с Минфином России датируется 2010 годом (конкретных результатов о возможностях разрешения данных вопросов, в том числе включения этих средств в состав государственного долга Кубы и Анголы перед Российской Федерацией, достигнуто не было). При этом средства бывших советских (российских) внешнеторговых объединений и организаций в общей сумме 12 019,4 тыс. долларов США (на заблокированном счете в Республике Куба - 762,1 тыс. долларов США, в Республике Ангола - 11 257, 3 тыс. долларов США) до настоящего времени числятся в отчетности Минэкономразвития России в качестве кредиторской задолженности.
В отсутствие должного контроля со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации (ответственных должностных лиц бывших торгпредств в Республике Куба и Республике Ангола и ответственных должностных лиц Минэкономразвития России, осуществлявших исполнение своих обязанностей на момент ликвидации указанных загранучреждений), установленного пунктом 19 Положения о торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 года N 401, при проведении ликвидации торгпредств в Республике Куба и Республике Ангола счета ликвидированных торговых представительств в установленном порядке не закрыты. Расчеты с дебиторами и кредиторами не осуществлены, остатки неиспользованных средств не возвращены. С учетом изложенного существует риск истребования компаниями своих средств, которые находятся на заблокированных счетах и числятся в составе кредиторской задолженности Минэкономразвития России, и необходимости погашения указанной задолженности за счет средств федерального бюджета в общем объеме 12 019,4 тыс. долларов США. Кроме того, отсутствие движения средств по данным счетам в течение длительного периода времени и достоверных данных об остатках на счетах в настоящее время влечёт риск потери средств федерального бюджета в объеме 314,3 тыс. долларов США (с учетом доходов торгпредств в общем объеме 274,2 тыс. долларов США).
10. В федеральную адресную инвестиционную программу на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Минюстом России предложен к включению объект недвижимого имущества "Приобретение административного здания ФБУ Пермская лаборатория судебной экспертизы Минюста России в г. Перми" (расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева д. 117а). При этом исходя из технического паспорта здания возможно сделать вывод о несоответствии его по техническим характеристикам требованиям, установленным ГОСТ Р 52960-2008 (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2008 г. N 212-ст) к помещениям и условиям окружающей среды для размещения лабораторий судебной экспертизы. В представленных материалах предложения по реконструкции указанного объекта не предусматривались.
Кроме того, проведенным в период проверки анализом рыночных цен на объекты недвижимого имущества в городе Перми установлено, что рыночная стоимость данного объекта недвижимого имущества на 18 октября 2016 года составляет 95 330,0 тыс. рублей (согласно отчету об оценке ООО "Акцент-оценка" от 18 октября 2016 г. N 310/16), что на 100 670,0 тыс. рублей или более чем в 2 раза меньше оценки стоимости, определенной по отчету об оценке данного объекта (от 29 июня 2015 г. N 15/0625-3), представленному Минюстом России в Минэкономразвития России в составе обосновывающих материалов для формирования ФАИП на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом по данным Государственного кадастра недвижимости по состоянию на 13 ноября 2016 года кадастровая стоимость здания составляет 31 425,6 тыс. рублей, земельного участка - 10 288,8 тыс. рублей.
11. Согласно разделу 2 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства" приложений 33 и 35 к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект) Росжелдору предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление взноса в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" на реализацию инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры в 2017 году в объеме 30 399,0 млн. рублей, в 2018 году - 41 901,6 млн. рублей и в 2019 году - 22 498,5 млн. рублей, а в разделе 3 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ" указанных приложений Минэнерго России - на предоставление взноса в уставный капитал ПАО "Российские сети" в целях финансирования объектов энергетической инфраструктуры, задействованных при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, в 2017 году в объеме 1 215,6 млн. рублей и Минэкономразвития России - на предоставление взноса в уставный капитал АО "Особые экономические зоны" для участия в проекте создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея в 2017 году в объеме 4 226,5 млн. рублей, в 2018 году - 4 418,6 млн. рублей и в 2019 году - 4 500,0 млн. рублей, которые не включены в федеральную адресную инвестиционную программу, что не соответствует положениям статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества осуществляются в соответствии с ФАИП.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минэкономразвития России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Утвердить значения нормативных затрат на выполнение работ по прикладным научным исследованиям федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации" и организацию мероприятий федеральным бюджетным учреждением "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров Минэкономразвития России".
2. Внести изменения в приказ Минэкономразвития России от 21 июля 2010 г. N 311 "О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства Минэкономразвития России и подведомственных ему учреждений" в части бюджетных ассигнований на 2017 год.
3. Внести в реестр расходных обязательств в качестве нормативных правовых актов первого уровня по направлению расходов "Взносы в международные организации" Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 24-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международному соглашению по кофе 2007 года".
4. Исключить из состава ОБАС_08_920 (взносы в международные организации) Международное бюро по публикации таможенных тарифов.
5. Направить в Министерство финансов Российской Федерации обращение о необходимости сокращения объемов бюджетных ассигнований, запланированных по КБК 139 0108 2710492794 862 "Взносы в международные организации", на сумму взноса в Международное бюро по публикации таможенных тарифов в 2017 году - на 3 989,2 тыс. рублей, в 2018 году - на 4 060,2 тыс. рублей, в 2019 году - на 4 202,0 тыс. рублей.
6. Привести содержание форм ОБАС_02_242 (по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий"), ОБАС_02_110 (по видам расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" и 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд") в соответствие с требованиями методических рекомендаций Минфина России (письмо Минфина России от 21 июля 2016 года N 16-01-08/42065), заполнив графу по объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным по указанным видам расходов на 2016 год.
7. Рассмотреть вопрос об исключении из состава ОБАС_02_242 (по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", (КБК 0113 999 009 0019) и реестра расходных обязательств бюджетных ассигнований в сумме 22 040,0 тыс. рублей.
8. В связи с прекращением уголовного дела N 87366 от 2 марта 1997 года по фактам должностных злоупотреблений в хищении государственных средств бывшим бухгалтером Торгпредства России в Республике Перу Правильевым С.А. списать нереальную к взысканию просроченную дебиторскую задолженность в размере 17,2 тыс. долларов США с балансового учета Минэкономразвития России.
9. Утвердить методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе предусмотрев в ней расчет прогноза доходов от оказания платных услуг методом прямого счета.
10. Принять необходимые меры по возврату денежных средств бывших советских (российских) внешнеторговых объединений и организаций в общей сумме 12 019,4 тыс. долларов США и средств федерального бюджета в объеме 314,3 тыс. долларов США со счетов бывших торгпредств в Республике Куба и Республике Ангола (при необходимости во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и посольствами Российской Федерации в указанных странах).
11. Рассмотреть вопрос о пересмотре объемов бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта "Приобретение административного здания ФБУ Пермская лаборатория судебной экспертизы Минюста России в г. Перми" с учетом рыночной стоимости планируемого к приобретению объекта недвижимого имущества, определенной на основании отчета об оценке ООО "Акцент-оценка" от 18 октября 2016 г. N 310/16, и техническими требованиями к размещению судебно-экспертных лабораторий.
12. Рассмотреть совместно с Минэнерго России и Росжелдором вопрос о включении в ФАИП объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, техническое перевооружение и (или) приобретение которых осуществляются ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Российские сети", АО "Особые экономические зоны" за счет бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета в виде взноса Российской Федерации в уставные капиталы указанных обществ.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 ноября 2016 г. N 60К (1135).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру экономического развития Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в следующие сроки: по пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 11 - до 30 ноября 2016 года, по пунктам 2, 8, 9 - до 26 декабря 2016 года, по пунктам 10 и 12 - до 18 мая 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
_____________________________
*(1) В рамках основного мероприятия 3.5 "Развитие деятельности торгпредств Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"
*(2) Приложение к письму Минфина России от 21 июля 2016 года N 16-01-08/42065
*(3) Вторая часть суммы числится по счету 1 205 "Расчеты по доходам" (26,7 тыс. рублей), по которому отражаются суммы процентов, начисленных на остатки средств по счетам загранучреждений в иностранной валюте. Задолженность носит текущий характер.
*(4) "Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств" (форма 0503178) и "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (форма 0503169)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2016 г. N ПР 07-314/07-01
Текст представления официально опубликован не был