Представление Счетной палаты РФ от 25 ноября 2016 г. N ПР 09-330/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год (пункт 1.3.1.5.31) проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Федеральном агентстве лесного хозяйства, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Рослесхозом при формировании обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий подведомственному федеральному бюджетному учреждению "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - ФБУ "Авиалесоохрана") на финансовое обеспечение государственного задания предусмотрены бюджетные ассигнования по разделу "Национальная экономика" подразделу "Лесное хозяйство" целевой статье "Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы/Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"/Основное мероприятие "Обеспечение контроля пожарной опасности в лесах и готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров"/Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" (КБК 053 0407 2910190059 611) на выполнение государственной работы по обеспечению готовности сил и средств лесопожарных формирований и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, межрегионального и федерального характера, на 2017 год в сумме 896 808,6 тыс. рублей, на 2018 год - 880 252,5 тыс. рублей, на 2019 год - 886 531,6 тыс. рублей.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.
Вместе с тем Лесным кодексом Российской Федерации и Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, полномочия по обеспечению готовности сил и средств лесопожарных формирований и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, межрегионального и федерального характера, Рослесхозу не установлены.
Таким образом, Рослесхозом обоснование бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного задания ФБУ "Авиалесоохрана" на выполнение указанной работы сформировано в отсутствии нормативных правовых актов, обосновывающих расходные обязательства, что влечет риск нецелевого использования средств федерального бюджета.
Кроме того, Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" внесены изменения в статьи 81 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу в июле 2016 года, в части включения в перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений полномочий по выполнению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, и исключению их из перечня отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако по состоянию на 7 ноября 2016 года указанные работы не включены в базовые (отраслевые) перечни услуг и работ в сферах "Охрана окружающей среды" и "Лесное и водное хозяйство", утвержденные директором Департамента Минприроды России С.Н. Бубеновым 19 апреля 2016 года и 15 июля 2016 года (далее - базовые (отраслевые) перечни услуг и работ, утвержденные Минприроды России), в ведомственный перечень услуг и работ Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденный Заместителем руководителя Рослесхоза В.А. Шишовым 2 августа 2016 года (далее - ведомственный перечень услуг и работ Рослесхоза), а также в обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного задания ФБУ "Авиалесоохрана" (КБК 053 0407 2910190059 611) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2. Согласно пунктам 5, 7 и 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (далее - Правила подготовки планов информатизации государственных органов), государственные органы ежегодно составляют планы информатизации на очередной финансовый год и на плановый период, проекты которых включают мероприятия по информатизации, включенные в обоснования бюджетных ассигнований (на первом этапе в объеме распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, на втором этапе (после принятия федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период) в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период), и направляют их на заключение в Минкомсвязь России.
В соответствии с пунктом 22 Правил подготовки планов информатизации государственных органов, предварительные проекты планов информатизации, заключения Минкомсвязи России на предварительные проекты планов информатизации, включая заключения Минкомсвязи России на мероприятия по информатизации, включенные в предварительные проекты планов информатизации, направляются государственными органами в Минфин России, в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда) на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов бюджетов.
В нарушение пункта 22 Правил подготовки планов информатизации государственных органов Рослесхоз направил в Минфин России в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета проект плана информатизации в отсутствии заключения Минкомсвязи России.
Таким образом, Рослесхозом сформированы обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (КБК 053 0407 2940390019 242, 053 0407 2940390059 242, 053 0407 9970092041 242) при отсутствии заключения Минкомсвязи России на проект плана информатизации.
3. Пунктом 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 (далее - Правила определения требований к закупаемым товарам), предусмотрено утверждение федеральными государственными органами требований к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельных видов товаров, работ, услуг.
Приказом Рослесхоза от 16 августа 2016 г. N 327 утверждены требования к закупаемым центральным аппаратом Федерального агентства лесного хозяйства, его территориальными органами отдельных видов товаров, работ, услуг.
В нарушение пункта 2 Правил определения требований к закупаемым товарам Рослесхозом не утверждены требования к товарам, работам, услугам, закупаемым его подведомственными федеральными казенными и бюджетными учреждениями.
4. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" пункты 28 - 32 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее - Положение о формировании государственного задания) применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, начиная с государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Пунктом 28 Положения о формировании государственного задания предусмотрено определение нормативных затрат на выполнение работ в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.
Согласно пункту 32 Положения о формировании государственного задания значения нормативных затрат на выполнение работ утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений.
Обоснования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы Рослесхозом в отсутствии утвержденных им порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ подведомственными федеральными бюджетными или автономными учреждениями и значений нормативных затрат на выполнение работ в рамках государственного задания, предусмотренных пунктами 28 и 32 Положения о формировании государственного задания.
5. Подпунктом "а" пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552 (далее - Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок), предусмотрено формирование государственными заказчиками планов закупок товаров, работ, услуг для подготовки на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
В нарушение требований подпункта "а" пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок Рослесхозом план закупок товаров, работ, услуг на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не был сформирован. Обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы Рослесхозом в отсутствие плана закупок товаров, работ, услуг на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
6. В соответствии с методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Рослесхозом, утвержденной Рослесхозом (16 ноября 2016 года) и согласованной Минфином России (5 сентября 2016 года), в части прогнозирования доходов в виде штрафов за правонарушения применяется метод усреднения. При этом алгоритм расчета прогнозирования штрафов не в полной мере соответствует абзацам 3-5 подпункта "г" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574 (далее - Общие требования), которым в том числе определено, что расчет прогнозных показателей поступления доходов в виде штрафов производится на основании количества правонарушений по видам и размерам платежа за каждый вид правонарушений.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству лесного хозяйства необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений, в том числе:
1. Обеспечить корректировку на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного задания ФБУ "Авиалесоохрана" (КБК 053 0407 2910190059 611), а также формирование государственного задания в соответствии с полномочиями по выполнению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, установленными Лесным кодексом Российской Федерации.
2. Обеспечить направление в Минкомсвязь России проекта плана информатизации в порядке, предусмотренном Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
3. Утвердить требования к товарам, работам, услугам, закупаемым подведомственными федеральными казенными и бюджетными учреждениями Рослесхоза, предусмотренные пунктом 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927.
4. Утвердить порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ и значения нормативных затрат на выполнение работ в рамках государственного задания в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
5. Разработать план закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренный подпунктом "а" пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552.
6. Совместно с Министерством финансов Российской Федерации проработать вопрос о возможности применения метода усреднения расчета прогнозных показателей поступления доходов в виде штрафов, администрируемых Рослесхозом, с учетом алгоритма расчета, установленного абзацами 3-5 подпункта "г" пункта 7 Общих требований.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 ноября 2016 г. N 60К (1135).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителю Федерального агентства лесного хозяйства, или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов в срок до 30 ноября 2016 года, по пунктам 1 и 4 до 15 декабря 2016 года, по пункту 6 до 26 декабря 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 ноября 2016 г. N ПР 09-330/09-03
Текст представления официально опубликован не был