Представление Счетной палаты Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N ПР 11-262/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Администрации Приморского края, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Постановлением Администрации Приморского края от 10 июня 2013 г. N 225-па "О мерах по реализации Закона Приморского края "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" (далее - постановление приморского края N 225-па) полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) жилыми помещениями распределены между департаментами образования и науки, земельных и имущественных отношений, по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам. В то же время, согласно пункту 5.6 паспорта государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. N 398-па, строительство жилых помещений с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, осуществляется департаментом градостроительства Приморского края, полномочия которого постановлением Приморского края N 225-па в части строительства жилых помещений для детей-сирот не определены.
Согласно подпункту "з" пункта 1 постановления Приморского края N 225-па департамент образования и науки Приморского края осуществляет приобретение жилых помещений в собственность Приморского края по договорам купли-продажи жилых помещений для детей-сирот. При этом положением о департаменте образования и науки Приморского края данное полномочие не установлено, должностные регламенты сотрудников не содержат обязанности по выполнению функций, связанных с приобретением жилых помещений, соответственно, ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение данных функций отсутствует.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 постановления Приморского края N 225-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уполномочен осуществлять заключение договоров найма специализированных жилых помещений с детьми-сиротами и уведомлять департамент образования и науки об их заключении. На практике департамент земельных и имущественных отношений подготавливает проект договора найма специализированного жилого помещения, подписанный со стороны наймодателя, и направляет его для подписания со стороны ребенка-сироты в департамент образования и науки. Таким образом, полномочия, установленные региональными нормативными правовыми актами, исполняются по сложившимся на практике правилам, что не позволяет надлежащим образом обеспечить в регионе контроль за предоставлением жилых помещений детям-сиротам.
2. Законом Приморского края от 12 февраля 2013 г. N 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края N 168-КЗ) установлен порядок принятия на специализированный жилищный учет детей-сирот, при этом четкая процедура межведомственного взаимодействия департамента образования и науки и территориальных органов опеки и попечительства не определена.
В результате, в связи с отсутствием в учетных делах детей-сирот необходимых документов, в 2014 - 2016 годах во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказано 36 детям-сиротам. Так, Даниловой О.И. 5 августа 2015 года было отказано во включении в список в связи с непредставлением территориальным органом опеки и попечительства, сформировавшим ее учетное дело, документа, подтверждающего изменение фамилии матери. На момент проведения проверки (август 2016 года) необходимый документ не представлен, меры по оказанию содействия ребенку в получении данного документа не приняты. Контроль за реализацией права ребенка на включение в список не осуществлялся.
В нарушение части 9 статьи 4 Закона Приморского края N 168-КЗ по 49 учетным делам детей-сирот отдельные документы, необходимые для включения в список, были приобщены в учетные дела после включения детей-сирот в список.
3. Выявлены недостатки при формировании списков детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - список).
3.1. Так, муниципальные списки содержат различный состав реквизитов, что затрудняет формирование в регионе единого списка, форма которого утверждена приказом департамента образования и науки Приморского края от 28 февраля 2013 г. N 239-а. Органами опеки и попечительства Черниговского, Дальнереченского, Партизанского районов в списках указываются сведения о дате включения детей-сирот в список, а также реквизиты решения о включении в список, другими территориальными органами данная информация в списках не указывается.
3.2. В 2014 - 2016 годах единый список по Приморскому краю формировался и утверждался дважды в год (в начале и середине года), включение детей-сирот в список осуществлялось в срок от 4 месяцев до 1 года с момента поступления необходимых документов в департамент образования и науки Приморского края, что приводит к недостоверности информации по учету детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на конец финансового года.
Установлен случай, когда ребенок-сирота Соглаев Е.И. включен в единый список Приморского края 3 августа 2015 года спустя год после подачи территориальным органом опеки и попечительства документов (письмо от 30 июня 2014 г. N 23-Т19-891). Соответственно, он не был учтен по состоянию на 1 января 2015 года как состоящий на учете по обеспечению специализированным жилым помещением.
4. В нарушение части 6 статьи 7 Закона Приморского края N 168-КЗ распоряжение департамента земельных и имущественных отношений приморского края от 1 февраля 2016 г. N 15-ри о включении в состав специализированного жилищного фонда жилого помещения, расположенного в пос. Новошахтинский, принято с превышением на месяц установленного 50-дневного срока со дня государственной регистрации права собственности Приморского края на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 5 ноября 2015 года).
5. В нарушение части 7 статьи 7 Закона Приморского края N 168-КЗ распоряжение Администрации Приморского края от 7 июля 2016 г. N 297-ра "О заключении договоров найма специализированных жилых помещений" принято с превышением на 19 дней установленного 50-дневного срока со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот.
6. Установлено, что договоры найма специализированного жилого помещения, заключаемые с детьми-сиротами в период с 2014 года по август 2016 года, не соответствовали типовому договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 548.
7. В соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Приморском крае приказом департамента финансов Приморского края от 20 июня 2013 г. N 51 утвержден Порядок планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период. Данный Порядок не предусматривает методику расчета бюджетных ассигнований краевого бюджета на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, что не позволяет оценить обоснованность осуществляемых расчетов потребности в средствах на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Администрации Приморского края необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) рассмотреть вопрос о приведении положений постановления Администрации Приморского края от 10 июня 2013 г. N 225-па "О мерах по реализации Закона Приморского края "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" в соответствие с положениями пункта 5.6 раздела V государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. N 398-па, в части закрепления полномочий департамента градостроительства Приморского края по строительству жилых помещений с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот;
2) принять меры по обеспечению внесения изменений в положение о департаменте образования и науки Приморского края в целях приведения в соответствие с положениями постановления Администрации Приморского края от 10 июня 2013 г. N 225-па "О мерах по реализации Закона Приморского края "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" в части закрепления за данным департаментом функций, связанных с приобретением жилых помещений, с внесением в дальнейшем изменений в положения о соответствующих структурных подразделениях департамента, осуществляющих данные функции;
3) рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации:
Закона Приморского края от 12 февраля 2013 г. N 168-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" в части уточнения порядка включения детей-сирот в единый список Приморского края, порядка взаимодействия департамента образования и науки с территориальными органами опеки и попечительства, в том числе с выработкой механизма получения недостающих для включения детей-сирот в единый список сведений и документов, установления сроков формирования и актуализации единого списка в Приморском крае, а также установления контроля за формированием списков территориальными органами опеки и попечительства;
Порядка планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного приказом департамента финансов Приморского края от 20 июня 2013 г. N 51, в части определения методики расчета бюджетных ассигнований краевого бюджета на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями;
4) рассмотреть вопрос о разработке для территориальных органов опеки и попечительства единой формы списка детей-сирот, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения;
5) принять меры для получения документа, подтверждающего изменение фамилии матери ребенка-сироты Даниловой О.И., необходимого для включения ее в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями;
6) разработать план проведения в 2017 году проверок учетных дел детей-сирот на предмет наличия в них необходимых документов для включения детей-сирот в список в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
7) обеспечить заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами в соответствии с типовой формой договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 548.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 октября 2016 г. 53К (1128).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Приморского края или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 апреля 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N ПР 11-262/11-04
Текст представления официально опубликован не был