Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N 91-КГ17-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Назаренко Т.Н., Юрьева И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимова И.В. к федеральному государственному казённому учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и о возложении обязанности восстановить на учёте,
по кассационной жалобе федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Псковского городского суда Псковской области от 18 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 5 июля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения представителя федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Кунцевича В.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Евдокимов И.В. обратился в суд с иском к федеральному государственному казённому учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) о признании незаконным решения Учреждения от 27 октября 2015 г. N 60-15/2015/58 о снятии Евдокимова И.В. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и об обязании Учреждения восстановить Евдокимова И.В. и членов его семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование требований заявитель указал, что 29 июня 2013 г. был уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы. Решением Учреждения от 21 июля 2014 г. он был принят на учёт нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - г. Псков. Решением Учреждения от 27 октября 2015 г. Евдокимов И.В. снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Истец полагает, что поскольку на день увольнения продолжительность его военной службы превышает 20 лет, то он относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства, а снятие его с учёта нуждающихся в жилых помещениях нарушает требования закона.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 18 апреля 2016 г. иск Евдокимова И.В. удовлетворён.
Решение Учреждения от 27 октября 2015 г. о снятии Евдокимова И.В. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признано незаконным, на Учреждение возложена обязанность восстановить истца совместно с членами его семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства с 21 июля 2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 5 июля 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждением ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 27 февраля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Евдокимов И.В. проходил военную службу с 23 ноября 1991 г. по 21 октября 1993 г. (срочная служба), с 13 апреля 2001 г. по 29 июня 2013 г. (служба по контракту) (л.д. 7-14).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 529 Евдокимов И.В. уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы), и со 2 апреля 2013 г. исключён из списков личного состава воинской части.
В соответствии со справкой Центра социального обеспечения военного комиссариата Псковской области от 16 июня 2014 г. на день увольнения общая продолжительность военной службы Евдокимова И.В. с учётом службы с 29 декабря 1993 г. по 16 марта 2001 г. в органах внутренних дел составила более 21 года (л.д. 7-14, 16, 18-19).
После увольнения с военной службы на основании решения Учреждения от 21 июля 2014 г. N 60-13/2014/11 Евдокимов И.В. с составом семьи из четырёх человек, включая супругу Евдокимову Т.Ю. и дочерей Евдокимову Д.И. и Евдокимову М.И., был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - г. Псков. Дата принятия на учёт - 25 июня 2014 г. (л.д. 6).
Решением Учреждения от 27 октября 2015 г. N 60-15/2015/58 Евдокимов И.В. совместно с членами своей семьи снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц Учреждения при решении вопроса о его принятии на учёт (л.д. 21-22).
Основанием для принятия названного решения явилось то обстоятельство, что в период прохождения военной службы с заявлением о принятии на указанный учёт Евдокимов И.В. в Учреждение не обращался. Заявление подано Евдокимовым И.В. 25 июня 2014 г. после увольнения с военной службы, в связи с чем у него отсутствует право быть обеспеченным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением по договору социального найма.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение Евдокимова И.В. с военной службы носило досрочной характер в отсутствие волеизъявления военнослужащего, что исключило его возможность заблаговременно обратиться с заявлением в Учреждение о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях и не может рассматриваться как отказ военнослужащего от права быть обеспеченным жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 названного федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (пункт 18 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подаёт в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Из приведённых норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что в период прохождения военной службы Евдокимов И.В. в Учреждение с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением не обращался, а обратился через год после своего увольнения и, как следствие, утраты статуса военнослужащего.
Таким образом, Учреждение не вправе было ставить Евдокимова И.В. после утраты им статуса военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства.
Согласно подпункту "д" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учёта в случае выявления неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Однако это не было учтено судами первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права привело к неверному разрешению спора.
С учётом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Учреждения, в связи с чем решение Псковского городского суда Псковской области от 18 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 5 июля 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 18 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 5 июля 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Кликушин А.А. |
Судьи |
Назаренко Т.Н. |
|
Юрьев И.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В суд обратился гражданин, уволенный с военной службы в связи с осуждением к лишению свободы. По его мнению, он и члены его семьи были неправомерно сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору соцнайма, по избранному после увольнения со службы месту жительства.
Применительно к этому спору Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что реализация права на обеспечение жильем через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер. Т. е. для этого необходимо в период прохождения военной службы подать заявление о постановке на учет нуждающихся в жилье.
Как усматривается из материалов дела, в период службы гражданин с таким заявлением не обращался. Он подал его через год после увольнения и, как следствие, утраты статуса военнослужащего.
Таким образом, региональное управление жилищного обеспечения Минобороны России не вправе было ставить этого гражданина на учет нуждающихся в жилье после утраты им статуса военнослужащего.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N 91-КГ17-1
Текст определения официально опубликован не был