Решение Новосибирского областного суда от 3 июля 2007 г. N 3-103/2007
(извлечение)
И. о. прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2005 г. N 83, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
И. о. прокурора указал в заявлении, что разделы 2 (размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти Новосибирской области), 3 (размеры окладов за классный чин гражданских служащих), пункт 4.3 раздела 4 (размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих) Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области противоречат п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В обосновании своих требований и.о. прокурора указал, что пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведение субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определение правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ к одному из основных принципов гражданской службы относит принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (пункт 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты) (пункт 2 ст. 50 ФЗ N 79).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральный государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, а размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ),
Пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных служащих и работников федеральных государственных учреждений (абзац 2 п. 5 ст. 85 БК РФ).
Новосибирская область является получателем дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и областной бюджет на 2005 г., 2006 г., 2007 г. утверждался с учетом поступлений денежных средств из федерального бюджета.
В нарушении положений п. 5 ст. 85 БК РФ, п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих органов государственной власти Новосибирской области, определенные разделами 2, 3 Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области, превышают размеры должностных окладов и окладов за классный чин, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. N 763 (в редакции Указа Президента РФ от 31.05.2007 г.) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", с учетом их повышения в 1,1 раза, произведенного в соответствии с Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490, для соотносимых категорий федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Пункт 4.3 раздела 4 Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области - "дополнительные выплаты" - устанавливает размер ежемесячного денежного поощрения гражданским служащим в пределах 2,2 должностного оклада, что превышает ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных служащих территориальных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации установленное в размере 1 должностного оклада подразделом 2 раздела 11 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763.
По мнению прокурора, установленные разделами 2, 3, пунктом 4.3 раздела 4 Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области размеры должностных окладов, окладов за классный чин, а также ежемесячного денежного поощрения ставят государственных гражданских служащих Новосибирской области в лучшее положение по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими, занимающими соответствующие должности и имеющими те же классные чины, а также порождает увеличение расходных обязательств субъекта РФ по обеспечению деятельности органов государственной власти области, и, как следствие, влечет уменьшение объемов расходов на реализацию региональных целевых программ, реализацию мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, на мероприятия в области образования, здравоохранения и другие вопросы, от которых зависит благополучие населения.
Прокурор - начальник отдела по обеспечению участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Новосибирской области Фирдман А.Г., участвующий в судебном заседании, доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, уточнив требования в части признания противоречащим федеральным законам и недействующим абзаца первого пункта 4.3 раздела 4 Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области.
Представитель Губернатора Новосибирской области Литовская Э.А. с заявлением прокурора не согласна, представила письменные возражения, которые были оглашены в судебном заседании; также в суд представлено постановление Губернатора Новосибирской области от 22 июня 2007 г. N 254 "О внесении изменений в Положение об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области", опубликованное в газете "Советская Сибирь" N 120 за 23 июня 2007 г. (л.д. 74-75, 151-156).
В своих возражения указывают, что с 01 января 2008 г. абзац 2 пункта 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и абзац 2 пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утрачивают свою силу.
Полагают, что в статье 85 Бюджетного кодекса РФ речь идет о соотношении размеров оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих, а не о соотношении размеров должностных окладов и окладов за классный чин, как указано в заявлении и.о. прокурора Новосибирской области.
Нормативный правовой акт Российской Федерации, который бы определял соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, отсутствовал на момент разработки и принятия постановления Губернатора Новосибирской области от 15.02.2005 г. N 83 "Об утверждении Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области" и субъект Российской Федерации вправе в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.
Исходя из идентичных функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому урегулированию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, при установлении размеров оплаты труда гражданских служащих Новосибирской области соотносились:
- размеры оплаты гражданских служащих областного Совета депутатов с размерами оплаты труда гражданских служащих аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- размеры оплаты труда гражданских служащих администрации Новосибирской области с размерами оплаты труда гражданских служащих аппарата Правительства Российской Федерации;
- размеры оплаты труда гражданских служащих областных исполнительных органов государственной власти области с размерами оплаты труда гражданских служащих федеральных министерств;
- размеры оплаты труда гражданских служащих Контрольно-счетной палаты Новосибирской области с размерами оплаты труда гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации;
- размеры оплаты труда гражданских служащих избирательной комиссии Новосибирской области с размерами оплаты труда гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации;
- размеры оплаты труда гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти области с размерами оплаты труда гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам, и это нашло отражение в постановлении Губернатора Новосибирской области от 22 июня 2007 г. N 254; данное соотношение соответствует требованиям закона и прокурором не оспаривается.
Представитель Губернатора Новосибирской области также ссылался на то обстоятельство, что размеры должностных окладов по должностям государственной гражданской службы Новосибирской области были сохранены на прежнем уровне и в течение трех лет не индексировались.
Считают необоснованными доводы прокурора, что по соотносимым в заявлении должностям размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих Новосибирской области превышают размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных служащих территориальных органов федерального органа исполнительной власти в субъекте, поскольку невозможно произвести соотношение должностей государственной гражданской службы Новосибирской области и территориальных федеральных органов исполнительной власти в силу существенных различий в организационной структуре, компетенции, объеме работ территориальных федеральных органов исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; при этом к полномочиям территориальных федеральных органов исполнительной власти не отнесены функции контроля и надзора за соблюдением норм федерального законодательства, в отдельных случаях - выдачи разрешений (лицензий) на право осуществления отдельных видов деятельности и исходя из положений стать 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" соотносить органы государственной власти Новосибирской области (Губернатора Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, администрацию Новосибирской области, областные исполнительные органы, территориальные исполнительные органы, органы судебной власти (мировые судьи) и иные государственные органы (избирательная комиссия Новосибирской области, контрольно-счетная палата Новосибирской области) только с территориальными федеральными органами исполнительной власти неправомерно.
Исходя из анализа функций каждого федерального органа, можно сделать вывод о том, что ни территориальный федеральный орган, ни федеральное агентства, ни федеральные службы не осуществляют функции тождественные функциям Губернатора Новосибирской области, Новосибирского областного Совета депутатов, администрации Новосибирской области, избирательной комиссии Новосибирской области, что свидетельствует о выполнении различных функций государственных служащих субъекта Российской Федерации и госслужащих федеральных территориальных органов; также Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" большинство полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и стали гораздо шире, чем у территориальных федеральных органов.
Учитывая положения действующего законодательства, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 194-О и от 12.07.2006 г. N 302-О, положения ст. 1 Закона Новосибирской области "О государственной гражданской службе Новосибирской области" Губернатором Новосибирской области внесены изменения в Положение об оплате труда государственных служащих Новосибирской области и пунктом 5.6 установлено соотношение категорий должностей государственных гражданских служащих Новосибирской области и федеральных государственных гражданских служащих для установления размеров оплаты труда и исходя из представленных в суд сравнительных данных о денежном содержании государственных гражданских служащих области следует, что оплата труда гражданских служащих в Аппарате Правительства Российской Федерации, Аппарате государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных министерствах выше чем оплата труда гражданских служащих Новосибирской области.
Считают необоснованными доводы прокурора, что соотношение категорий должностей гражданских служащих Новосибирской области с территориальными федеральными гражданскими служащими возможно, так как те и другие проживают в одном регионе, осуществляют полномочия в пределах одной территории, поскольку на территории Новосибирской области федеральные гражданские служащие проходят службу не только в территориальных федеральных органах исполнительной власти, но и в иных федеральных органах исполнительной власти к которым относится Представительство Президента Российской Федерации и размер оплаты труда федеральных гражданских служащих, проходящих службу в Представительстве Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, выше чем оплата труда у гражданских служащих Новосибирской области (л.д. 165).
Выслушав прокурора Фирдмана А.Г., представителя Губернатора Новосибирской области Литовскую Э.А., заслушав пояснения Ининой Н.Д. - заместителя руководителя департамента - начальника Управления труда Департамента труда и социального развития Новосибирской области, Гуськовой И.М. - заместителя начальника управления - руководителя Департамента организации управления администрации Новосибирской области, Трофимовой И.И. - консультанта отдела оплаты труда, трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров Управления труда Департамента труда и социального развития администрации Новосибирской области, исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд считает, что заявление и.о. прокурора Новосибирской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судебным разбирательством установлено, 15 февраля 2005 г. Губернатором Новосибирской области издано постановление N 83 "Об утверждении Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области" (л.д. 11-17).
Указанное постановление опубликовано в газете "Советская Сибирь" N 100 за 31 мая 2005 г.
На момент предъявления в суд заявления прокурора Новосибирской области 13 июня 2007 г. о признании недействующими разделов 2, 3, пункта 4.3 раздела 4 "Положение об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области" действовало в редакции постановления Губернатора Новосибирской области от 01.06.2007 г. N 229 (л.д. 18).
Постановлением Губернатора Новосибирской области N 254 от 22 июня 2007 г. в Положение внесены изменения, раздел 5 "Заключительные положения" дополнен пунктом следующего содержания:
"5.6 Размеры оплаты труда государственных гражданских служащих Новосибирской области не могут превышать размеры оплаты труда по соответствующим должностям федеральных государственных гражданских служащих:
Новосибирского областного Совета депутатов - аппарата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации;
администрации Новосибирской области - аппарата Правительства Российской Федерации;
областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области - федеральных министерств;
Контрольно-счетной палаты Новосибирской области - аппарата Счетной палаты Российской Федерации;
избирательной комиссии Новосибирской области - аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области - федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам" (л.д. 75).
В судебном заседании представителем Губернатора Новосибирской области не оспаривался довод прокурора, что Новосибирской области предусматривалась дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в соответствии с приложением 13 к Федеральному закону от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" в размере 3 150 292,3 тыс. руб., в соответствии с приложением 14 к Федеральному закону от 26.12.2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" - в размере 2 802 339,8 тыс. руб. На 2007 г. размер дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для Новосибирской области в соответствии с приложением 14 к Федеральному закону от 19.12.2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" составляет 2 719 776,6 тыс. руб.
Согласно статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета образуется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, средства которого распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 1); дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (абзац первый пункта 4); уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации иного субъекта Российской Федерации, который до распределения дотаций Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации имел более высокий уровень расчетной обеспеченности (пункт 5); уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объеме бюджетных услуг в расчете на одного жителя (пункт 6).
Согласно абзаца 2 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 194-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса администрации Сахалинской области о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации" наличие оснований возникновения у субъекта Российской Федерации права на получение дотаций из федерального бюджета, закрепленных в положениях статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве нормативных критериев, означает, что данный субъект Российской Федерации не располагает реальными экономическими возможностями обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на него конституционных функций и объективно нуждается в финансовой поддержке со стороны Российской Федерации. Направляемые на решение соответствующих задач из федерального бюджета средства имеют публичное предназначение, чем обуславливают требование их целевого использования. Это может выражаться в частности, в установлении федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил.
В соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 г. N 105-ФЗ) "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.03.2007 г. N 24-ФЗ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункта 2 ст. 3 Федерального закона N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Одним из основных принципов гражданской службы в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 79-ФЗ является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размер оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Аналогичная норма содержится в абзаце втором пункта 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона 10.05.2007 г. N 69-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пп. 3, 4 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральный государственных служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу вышеуказанных положений статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих регулируются Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 (в редакции Указа Президента РФ от 31.05.2007 г. N 684, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
На федеральном уровне соответствующий правовой акт не принят.
Постановление Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2005 2005 г. N 83 принято в соответствии с Законом Новосибирской области "О государственной гражданской службе Новосибирской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 01 февраля 2005 г. N 265-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 14.04.2007 г. N 95-ОЗ) "О государственной гражданской службе Новосибирской области" Закон в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственной гражданской службы Новосибирской области, квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Новосибирской области, дополнительные гарантии и условия их предоставления государственным гражданским служащим Новосибирской области, порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников государственного органа, полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере государственной гражданской службы, а также регулирует вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих Новосибирской области и порядок ведения Реестра государственных гражданских служащих Новосибирской области, должностного регламента (л.д. 65-72).
Данный Закон Новосибирской области соотношения категорий должностей государственных гражданских служащих Новосибирской области и федеральных государственных гражданских служащих для установления размеров оплаты труда не устанавливает.
Согласно статьи 7 Закона Новосибирской области N 265-ОЗ порядок и условия оплаты труда гражданских служащих установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 1); денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), установленных федеральным законом (пункт 2); размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих, ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим, устанавливаются в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области (пункт 3).
Раздел 2 Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области (Положение) устанавливает, что оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Гражданским служащим устанавливаются следующие дополнительные выплаты:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячное денежное поощрение к должностному окладу;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Разделы 2 и 3 Положения устанавливают размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти Новосибирской области и размеры окладов за классный чин гражданских служащих.
Сопоставив размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти Новосибирской области и размеры окладов за классный чин гражданских служащих, установленные разделами Положения с подразделом 2 раздела 11 приложения 1 (должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации), приложением 2 (размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих) к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 (в редакции Указа Президента РФ 31 мая 2007 г. N 684, с изменения, внесенными Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490), суд приходит к выводу, что размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти Новосибирской области и размеры окладов за классный чин гражданских служащих, установленные разделами Положения превышают размеры должностных окладов и размеры окладов за классный чин, установленные Указом Президента РФ N 763.
Так согласно раздела 2 Положения - "размеры должностных окладов гражданских служащих органов государственной власти Новосибирской области" - установлены размеры должностных окладов, начиная с должностей руководитель департамента, руководитель аппарата областного Совета депутатов и т.д. от 6934 - 7245 рублей и заканчивая должностью специалиста 2 разряда 2277-2381 рубль, что превышает размеры должностных окладов, установленных Указом Президента Российской Федерации N 763 соответственно руководитель территориального органа (подраздел 2 раздела 11 приложение 1) - 4150 рублей (с учетом повышения должностного оклада в размере 4100 рублей в 1,1 раза в соответствии с Указом Президента от 30.12.2006 г. N 1490) и специалист 2 разряда - 1 870 рублей (с учетом повышения должностного оклада 1700 рублей в 1,1 раза) (л.д. 13-14, 106-107).
Согласно раздела 3 Положения - "размер окладов за классный чин гражданских служащих "размеры оклада установлены начиная с высшей должности - действительный государственный советник Новосибирской области 1-го, 2-го, 3-го класса в размере 2415 руб., 2264 руб., 3113 рублей и заканчивая младшей должностью - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го, 3-го класса в размере 876 руб., 789 руб., 701 руб., что превышает размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, установленных приложением 2 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763, с учетом повышения с 01 января 2007 г. в 1,1 раза в соответствии с Указом Президента РФ от 30.12.2006 г. N 1490, начиная с должности действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса - 2035 руб., 2-го класса - 1925 руб., 3-го класса - 1825 руб. и по должности секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го, 3-го класса - 660 руб., 605 руб., 495 рублей (л.д. 15, 134).
Раздел 4 Положения об оплате труда в органах государственной власти Российской Федерации определяет порядок установления дополнительных выплат.
Абзац 1 пункта 4.3 раздела 4 Положения устанавливает, что ежемесячное денежное поощрение гражданским служащим устанавливается в размере 2,2 должностного оклада, что превышает размер ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, установленный подразделом 2 раздела 11 приложения 1 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 - один должностной оклад.
Суд считает обоснованными доводы прокурора, что размер денежного содержания государственных гражданских служащих Новосибирской области в данном случае необходимо сопоставлять с денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Размеры оплаты труда, установленные оспариваемым в части Положением об оплате труда в разделах 2 и 3 подлежат сравнению с размерами денежного содержания, определенными подразделом 2 раздела 11 приложения 1 (должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации), приложением 2 (размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих) к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", поскольку необходимо сопоставить государственных гражданских служащих, находящихся в одинаковых условиях, которые выступают представителями публичной власти государства, выполняют функции государственного управления, призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий соответствующих государственных должностных лиц в одном регионе.
С учетом изложенного суд считает не могут быть приняты во внимание доводы представителя Губернатора Новосибирской области, что в Положение об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области внесены изменения и пунктом 5.6 Положения, установлены соотношения категорий должностей государственных гражданских служащих Новосибирской области и федеральных государственных гражданских служащих, поскольку размеры оплаты труда, установленные разделами 2, 3 и абзацем 1 пункта 4.3 раздела 4 Положения для государственных гражданских служащих Новосибирской области подлежат сравнению с размерами оплаты труда, установленными для федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, а именно подразделом 2 раздела 11 Приложения 1 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763.
Суд считает, не могут быть приняты доводы представителя Губернатора Новосибирской области, что необходимо производить соотношение денежного содержания государственных гражданских служащих Новосибирской области и федеральных государственных гражданских служащих (в подтверждении данных расчетом представителем Губернатора Новосибирской области представлены произведенные ими сравнительные данные (л.д. 145-150), а не сравнивать составляющие части денежного содержания - должностной оклад и размер оклада за классный чин, как указывает прокурор, поскольку в соответствии с частью 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, поскольку именно должностной оклад и оклад за классный чин являются непосредственными составляющими денежного содержания, определяющим его размер в целом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Ф12053412.2 от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам Российской федерации и совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Принимая во внимание, что Новосибирская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, положения пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны были быть учтены при принятии Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области и противоречие оспариваемых прокурором Новосибирской области положений "Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области" вышеуказанным положениям федеральных законов является основанием для признания их недействующими.
Суд считает, что доводы представителя Губернатора Новосибирской области, что с 1 января 2008 г. утрачивают силу абзац 2 пункта 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и абзац 2 пункта 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ не являются юридически значимыми при рассмотрении заявленных прокурором Новосибирской области требований, поскольку оспариваемое прокурором "Положение об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области" действует в настоящее время.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения разделы 2, 3, абзац первый пункта 4.3 раздела 4 Положения об оплате труда в органах государственной власти Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2005 г. N 83 (в редакции постановления Губернатора Новосибирской области от 22 июня 2007 г. N 254).
Сообщение о принятом решении суда, после вступления его в законную силу, подлежит опубликованию в печатном издании, где было официально опубликовано постановление Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2005 г. N 83.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение о окончательной форме изготовлено 04 июля 2007 г.
Решение вступило в законную силу 17 июля 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новосибирского областного суда от 3 июля 2007 г. N 3-103/2007
Текст решения предоставлен Новосибирским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Настоящее решение вступило в законную силу 17 июля 2007 г.