Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N 66-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Карнаухова Л.Н.
на решение Иркутского областного суда от 22 февраля 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам N 3 и N 11" и о признании незаконным решения Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 14 февраля 2017 года N 57/411 "Об отказе в регистрации Карнаухову Л.Н. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 11".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Карнаухова Л.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 декабря 2016 года N 46/43-зс назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным округам N 3 и N 11 на 26 марта 2017 года в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов от этих округов.
Выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва состоялись 8 сентября 2013 года. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва истекает 8 сентября 2018 года.
Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 163-ОЗ утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 декабря 2015 года N 98/1105 сформирована Братская районная территориальная избирательная комиссия.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1533 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 11 возложены на Братскую районную территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов при проведении дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатным избирательным округам N 3 и N 11" установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 11, составляет 2 270 (3% от численности избирателей в одномандатном избирательном округе). Максимальное количество предоставляемых в окружную избирательную комиссию подписей при этом не должно превышать 2 497.
Решением Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 14 февраля 2017 года N 57/411 Карнаухову Л.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 11 в связи с непредставлением в установленный срок необходимых для регистрации документов.
Карнаухов Л.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535 и решение Братской районной территориальной избирательной комиссии от 14 февраля 2017 года N 57/411, ссылаясь на нарушение его избирательных прав в связи с незаконным увеличением постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535 количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом - с 0,5% до 3% от численности избирателей в одномандатном избирательном округе. Указывал на то, что применительно к одномандатному избирательному округу N 11 в абсолютных цифрах произошло увеличение количества подписей с 378 до 2 270. Такое увеличение поставило его в неравное положение с кандидатами в депутаты представительного органа одного и того же созыва, участвовавшими в основных выборах. Полагал также, что сбор увеличенного количества подписей является невыполнимым в установленные для этого сроки.
В этой связи административный истец считает незаконным решение Братской районной территориальной избирательной комиссии от 14 февраля 2017 года N 57/411, поскольку оно принято на основании указанного выше постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535.
Решением Иркутского областного суда от 22 февраля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Карнаухов Л.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Пунктом 1 статьи 35.1 названного Федерального закона установлено, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой, в том числе подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 этого же Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Данное положение введено Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Аналогичные положения закреплены в частях 2 и 8 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области".
Статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определены условия выдвижения кандидатов, а статьей 38 - порядок регистрации кандидатов.
Положения о выдвижении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области закреплены в статьях 30 и 31 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области".
Частью 1 статьи 39 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" предусмотрено представление для регистрации кандидатом в депутаты подписных листов с подписями избирателей, а также первого финансового отчета кандидата.
Согласно схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, утвержденной Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 163-ОЗ (в редакции Закона Иркутской области от 13 июля 2016 года N 63-ОЗ) на территории одномандатного избирательного округа N 11 зарегистрировано 75 652 избирателя. Следовательно, 3% от указанного числа избирателей в одномандатном избирательном округе N 11 составляет 2 270, а максимальное количество предоставляемых подписей с учетом 10% превышения составит 2 497.
Оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535 было установлено указанное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу N 11.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что порядок определения необходимого количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, установленный постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535, принят в пределах полномочий избирательной комиссии, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает принципа равенства прав и обязанностей кандидатов, поскольку в равной мере является обязательным для всех кандидатов, выдвигаемых в данном округе и участвующих в одних выборах. Пассивное избирательное право административного истца оспариваемым постановлением не нарушено.
С таким выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует вышеприведенным нормам федерального и регионального законодательства и подтверждается материалами административного дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535, изменившим условия регистрации кандидатов в депутаты, нарушается принцип равенства кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные Закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных Закона и изменений.
Определение избирательной кампании дано в подпункте 19 статьи 2 указанного Федерального закона, согласно которому избирательная кампания это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" введен на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ, он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 5 мая 2014 года, в печатном издании "Российская газета" N 101 от 7 мая 2014 года.
Положения статей 33, 35, 35.1, 37, 38 и 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона), приложений 4.1, 5 и 7.1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Избирательная кампания по дополнительным выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному округу N 11 проводилась после введения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Следовательно, указанные правовые положения подлежали применению к отношениям, связанным с данными выборами, поскольку они начали действовать до момента начала избирательной кампании, а именно до опубликования постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 16 декабря 2016 года N 46/43-зс о назначении дополнительных выборов.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями вышеприведенных норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о необходимом для регистрации количестве подписей, которые, в свою очередь, соотнесены с принципом равенства кандидатов в депутаты. Каких-либо исключений или не предусмотренных законом ограничений в отношении кандидатов постановление не содержит.
Доводы административного истца о том, что решение Братской районной территориальной избирательной комиссии от 14 февраля 2017 года N 57/411 об отказе в его регистрации кандидатом основано на незаконном постановлении Избирательной комиссии Иркутской области от 22 декабря 2016 года N 142/1535 об увеличении количества подписей избирателей, являются необоснованными. Как следует из материалов дела, основанием для принятия территориальной избирательной комиссией оспариваемого решения послужил факт непредставления кандидатом в избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации, а не представление им недостаточного количества подписей избирателей. Указание Карнаухова Л.Н. на то, что сбор установленного количества подписей и осуществление финансовых затрат он счел не целесообразным, не могли послужить основанием к несоблюдению установленных законодательством условий для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карнаухова Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N 66-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был