Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2017 г. N 74-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бутковского П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В.
на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска об оспаривании статьи 1 в части и части 5 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1248-З N 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
5 декабря 2013 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят и в этот же день Президентом Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) 1248-З N 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)". Первоначальный текст данного Закона Республики Саха (Якутия) официально опубликован 20 декабря 2013 года в издании "Ил Тумэн" N 52.
17 июня 2015 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят и в этот же день Главой Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) 1486-З N 529-V "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)". Данный Закон Республики Саха (Якутия) официально опубликован 7 июля 2015 года в издании "Якутские ведомости" N 24.
15 июня 2016 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят и в этот же день Главой Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) 1674-З N 901-V "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)". Данный Закон опубликован 8 июля 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" (в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года 1486-З N 529-V и от 15 июня 2016 года 1674-З N 901-V) в Республике Саха (Якутия) запрещается розничная продажа алкогольной продукции с 20 часов до 14 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесённых к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Согласно части 5 статьи 2 указанного Закона Республики Саха (Якутия) (введённой Законом Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года 1486-З N 529-V) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.
Бутковский П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. обратились в суд с административным иском о признании недействующими статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" в части указания в этой норме на предприятия общественного питания, отнесённые к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также части 5 статьи 2 этого же Закона Республики Саха (Якутия).
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на противоречие оспариваемых норм Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях (Москва, 13 марта 1992 года) и межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введённому в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года N 1676-ст, а также абзацу одиннадцатому пункта 2, положениям пункта 5 статьи 16 Федерального закона 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и абзацу первому части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Бутковский П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного заключения прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доводы административных истцов являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права. При рассмотрении и разрешении административного дела суд установил, что нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормы Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" не противоречат.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда первой инстанции согласна.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно абзацу второму пункта 1 данного Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статьёй 3 этого же Федерального закона предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 16 указанного Федерального закона закреплены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1, абзацами пятым, седьмым и одиннадцатым пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведённых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях). Также не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом пункта 2, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объёма готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Анализ абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать любые дополнительные, то есть не предусмотренные статьёй 16 этого Федерального закона, ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции в таких местах, как предприятия общественного питания, не отнесённые к типу "ресторан" в соответствии с Межгосударственным стандартом, а также в таких местах, как торговые объекты, расположенные в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.
В этой связи суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что те дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, которые оспариваются по настоящему административному делу, относятся к дополнительным ограничениям условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, установлены органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и нормы оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия), в которых указанные ограничения приведены, признаны недействующими быть не могут.
Являются обоснованными и суждения суда первой инстанции о том, что часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает возможность ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предоставляющий органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Также суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции не могут рассматриваться как дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов в сфере торговой деятельности, поскольку органы государственной власти Республики Саха (Якутия) реализовали предоставленное им полномочие устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, поэтому оспариваемые нормы Закона Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не противоречат.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм Закона Республики Саха (Якутия) Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях и межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" суд первой инстанции признал несостоятельными правильно. Мотивы, по которым суд пришёл к данному выводу, изложены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку. Оснований не согласиться с данной оценкой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутковского П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2017 г. N 74-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был