Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению 19 сессии
Новосибирского областного
Совета депутатов
четвертого созыва
от 13 декабря 2007 г. N 237
Областная целевая программа
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
в Новосибирской области на 2008 - 2010 годы"
3 декабря 2009 г.
Постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 241 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Наименование программы |
Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы |
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 02.08.2007 N 251-р "О разработке проекта областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2008-2010 годы" |
Основные разработчики программы |
Рабочая группа по разработке Программы в составе, определенном распоряжением Губернатора Новосибирской области от 02.08.2007 N 251-р |
Государственный заказчик программы |
Управление по делам молодежи Новосибирской области |
Руководитель программы |
Начальник управления по делам молодежи Новосибирской области Болотов С.Ю. |
Цель и задачи программы. Важнейшие целевые показатели |
Основной целью Программы является дальнейшее развитие в обществе социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, а также дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Новосибирской области (далее - патриотическое воспитание), обеспечивающей формирование у граждан Российской Федерации в Новосибирской области патриотического сознания, социальной активности на благо Отечества, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Задачи Программы: 1) формирование в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы; 2) создание и обеспечение реализации возможностей в решении социально-экономических, культурных, правовых проблем, 3) привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения к символам государства, другой российской символики и истории Отечества; 4) создание условий для усиления патриотической направленности в деятельности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий общественной жизни; 5) совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы патриотического воспитания; 6) распространение в районах Новосибирской области передового опыта по патриотическому воспитанию; 7) расширение сотрудничества управления по делам молодежи Новосибирской области с различными социальными институтами и общественными объединениями (семья, образовательные учреждения, учреждения культуры, религиозные конфессии, ветеранские и молодежные организации и т.д.) по патриотическому воспитанию; 8) содействие проектной деятельности патриотических клубов и объединений Новосибирской области. |
Основные этапы реализации программы |
2008 год 2009 год 2010 год |
Исполнители основных мероприятий |
Управление по делам молодежи Новосибирской области, департамент образования Новосибирской области, госу дарственное бюджетное учреждение Новосибирской облас ти "Центр патриотического воспитания граждан" |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Общий объем финансирования Программы из средств областного бюджета Новосибирской области 53 010,2 тыс. рублей, в т.ч.: 2008 год - 16784,2 тыс. рублей; 2009 год - 10425,1 тыс. рублей; 2010 год - 10425,1 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
Реализация Программы позволит: - обеспечить взаимодействие различных социальных институтов в сложившейся системе патриотического воспитания; - обеспечить распространение передового опыта по патриотическому воспитанию; - привлечь к работе по патриотическому воспитанию образовательные и научные учреждения, производственные коллективы, деятелей искусства и культуры, художественные коллективы, приобщить граждан к национальной культуре и отечественному искусству, сохранить память о героической истории Отечества и Новосибирской области; - оказать поддержку проектной деятельности патриотических клубов и объединений Новосибирской области; - совершенствовать систему управления процессом патриотического воспитания на основе новых форм и технологий. |
1. Общие положения
Программа направлена на повышение уровня гражданской, общественной и социальной активности. Приоритетным направлением Программы является формирование у молодежи патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства. Программа базируется на демократических началах, доступна для участия в ней самых разных общественных молодежных и детских, ветеранских и других патриотических объединений. Предмет регулирования - уровень патриотического воспитания.
Программа, сочетающая экономические и социальные аспекты, затрагивает в той или иной мере все стороны жизни, опирается на образование, культуру, физическое развитие, психологию. Комплексность Программы обусловлена и многоплановостью содержания патриотического воспитания, которое включает культурно-исторический, социальный, образовательный, психолого-педагогический, военно-спортивный, военно-технический, военно-исторический, духовный и физический компоненты.
Реализация Программы основывается на принципах научности, демократизма, учета исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп граждан, многообразия форм, методов и средств патриотического воспитания. Особое внимание уделено вопросам патриотического воспитания в семье.
Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Объектами патриотического воспитания, являются:
1) семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности;
2) молодые граждане и молодежные общественные объединения;
3) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту в воинских частях, дислоцируемых на территории Новосибирской области, работники системы правоохранительных органов;
4) трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
5) творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;
6) преподаватели и воспитатели.
Субъектами патриотического воспитания выступают:
1) органы государственной власти Новосибирской области и подведомственные им учреждения;
2) учебные заведения;
3) общественные и религиозные объединения;
4) средства массовой информации.
Деятельность различных субъектов патриотического воспитания может быть направлена на различные группы населения области.
Реализация мероприятий осуществляется на конкурсной основе. Организацию конкурсов осуществляет управление по делам молодежи Новосибирской области.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р утратило силу
См. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422;
Закон Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области";
Закон Новосибирской области от 16 июля 2005 г. N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области" утратил силу
См. Закон Новосибирской области от 18 декабря 2015 г. N 24-ОЗ "О планировании социально-экономического развития Новосибирской области"
Постановление Губернатора Новосибирской области от 28.12.2006 N 523 "Об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года".
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Тенденции развития ситуации и вероятные последствия:
1) в Новосибирской области ведется совершенствование системы патриотического воспитания. Комплексно-программный подход к организации патриотического воспитания характерен для общеобразовательных учреждений области. Активно работают школьные музеи и комнаты истории, советы ветеранов, клубы и центры этнической культуры;
2) события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, переориентация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп населения области;
3) областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, общественные объединения области осуществляют мероприятия областной целевой программы;
4) значительно увеличилась численность военно-патриотических клубов в Новосибирской области. Еще в 2004 году насчитывалось 58 военно-патриотических клуба, в 2005 - 75, в 2006 - 92;
5) возрождена круглогодичная Вахта Памяти на Посту N 1 Монумента Славы воинам-сибирякам. В музее Героико-патриотического центра "Пост N 1" становятся традиционными встречи молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Духовную связь между поколениями помогает осуществлять работа поисковых экспедиций по местам боев воинов-сибиряков в Ленинградской, Волгоградской и Тверской областях. Увеличилось с двух в 2001 году до четырех в 2004 году, и до пяти в 2007 году количество поисковых экспедиций в Новосибирской области. Наметилась тенденция к возрождению кружков и секций технического творчества и технических видов спорта. Развиваются клубы традиционной русской культуры и воинского искусства;
6) активизировалась деятельность Новосибирского областного совета Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), Новосибирского областного и Новосибирского городского отделений общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана", и Новосибирского регионального отделения общественной организации "Морское Собрание", других ветеранских и молодежных общественных объединений и организаций. Увеличилось число массовых мероприятий патриотической направленности при активном участии военного комиссариата Новосибирской области, воинских частей и соединений, высших военных учебных заведений Новосибирской области;
7) количество участников в мероприятиях патриотической направленности увеличилось, появилась категория участников мероприятий - студенты негосударственных ВУЗов в Новосибирской области, стало традиционным проведение телемостов "Связь времен".
8. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все:
- в некоторых районах области уделяется недостаточно внимания координации действий общественных объединений в работе по патриотическому воспитанию;
- медленно разворачивается процесс организации шефской работы воинских частей Новосибирского гарнизона с молодежью области;
- средства массовой информации не всегда полно отражают проблемы патриотического воспитания.
Обоснование решения проблемы в приоритетном порядке с использованием программно-целевого метода по возникшим проблемам патриотического воспитания:
1) недостаточная эффективность функционирования системы патриотического воспитания;
2) отсутствие необходимого программно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях;
3) углубление деформации ценностных ориентаций молодежи, резкое вытеснение индивидуализмом коллективных и общественных интересов;
4) недостаточное содействие проектной деятельности патриотических клубов и объединений, направленной на организацию массовых занятий спортом, подготовки юношей к военной службе по военно-прикладным видам спорта, военно-учетным специальностям;
5) недостаточная освещаемость героико-патриотической работы и ее результатов.
Консолидация усилий субъектов патриотического воспитания поможет принести значительные результаты в решении обозначенных проблем.
3. Основная цель и задачи Программы
Главная цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие патриотического сознания у подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие в обществе социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, а также дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Новосибирской области, обеспечивающей формирование у граждан Российской Федерации в Новосибирской области патриотического сознания, социальной активности на благо Отечества, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:
1) формирование в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа военной службы;
2) создание и обеспечение реализации возможностей в решение социально-экономических, культурных, правовых проблем;
3) привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения к символам государства, другой российской символики и истории Отечества;
4) создание условий для усиления патриотической направленности в деятельности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий общественной жизни;
5) совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы патриотического воспитания;
6) распространение в районах Новосибирской области передового опыта по патриотическому воспитанию;
7) расширение сотрудничества управления по делам молодежи Новосибирской области с различными социальными институтами и общественными объединениями (семья, образовательные учреждения, учреждения культуры, религиозные конфессии, ветеранские и молодежные организации и т.д.) по патриотическому воспитанию;
8) содействие проектной деятельности патриотических клубов и объединений Новосибирской области.
Постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 241 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1 к Программе.
Выбор программных мероприятий обусловлен целями и задачами Программы. Программные мероприятия подразделяются по следующим направлениям:
научно-методическое направление предполагает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота, обобщение результатов учебно-методической деятельности различных центров;
духовно-нравственное направление предполагает организацию деятельности, направленной на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ценностями в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, развитие высокой культуры и образованности, формирование нравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма;
историческое направление предполагает содействие в создании новых и поддержке действующих героико-патриотических, поисковых клубов и объединений, проведение комплекса мероприятий патриотического, исторического и этнокультурного характера, формирование ответственной жизненной позиции путем поддержки просветительских, воспитательных и образовательных программ государственных учреждений и общественных объединений, направленных на сохранение и приумножение историко-патриотических традиций общества, обобщение опыта;
организационно-мотивационное направление, которое предполагает решение следующих задач: осуществление организационных мер по активизации патриотического воспитания граждан; улучшение функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом; обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой образования; использование богатого наследия отечественной культуры, форм досуга, массовой информации;
содействие проектной деятельности патриотических клубов и объединений предполагает оказание на конкурсной основе поддержки проектов, реализуемых клубами и объединениями патриотической направленности на уровне муниципальных образований районов и городских округов области;
информационное сопровождение патриотического воспитания предполагает систему мер по государственной поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма; поддержку и содействие расширению телевизионных программ, материалов патриотической тематики в периодической печати; активизацию творческого потенциала в области патриотического воспитания у журналистов, писателей, кинематографистов;
организационное направление по работе с допризывной молодежью предполагает создание единой системы по работе с допризывной молодежью, улучшение физической подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 241 раздел 5 настоящей программы изложен в новой редакции
5. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы
Каждое программное мероприятие Программы, исполнителями которого являются управление по делам молодежи Новосибирской области и государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Центр патриотического воспитания граждан" (далее - учреждение), имеет два этапа. Первый этап - разработка концепции мероприятия, его идеи и содержания, положений и сметы на проведение - выполняется управлением по делам молодежи Новосибирской области; второй этап - выполнение работ по техническому исполнению мероприятия - осуществляется учреждением посредством формирования и доведения до него государственного задания на выполнение работ, предусмотренных в рамках исполнения первого этапа программного мероприятия. При выполнении второго этапа учреждение вправе в установленном законодательством порядке размещать государственный заказ на отдельные виды товаров, работ и услуг.
Программа финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Сводные финансовые затраты приведены в приложении N 2 к Программе.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей согласно приложению N 3 к Программе, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации в Новосибирской области к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Конечным результатом реализации Программы должен стать рост патриотизма и интернационализма в Новосибирской области, обеспечение на их основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе.
Ожидаемые результаты в ходе реализации Программы:
- издание методических сборников, пособий, рекомендаций: в 2008 г. - 15 шт., в 2009 г. - 17 шт., в 2010 г. - 20 шт.;
- увеличение количества граждан, привлекаемых программными мероприятиями: в 2008 г. - 50 000 чел., в 2009 г. - 53 000 чел., в 2010 г. - 56 000 чел., которое обеспечит более широкое взаимодействие с общественными организациями, объединениями и национальными культурными центрами;
- поддержка проектов, реализуемых клубами и объединениями патриотической направленности: 2008 г. - 50 проектов, 2009 г. - 50 проектов, 2010 г. - 50 проектов, что приведет к увеличению количества учащейся молодежи, занимающейся в военно-патриотических клубах Новосибирской области;
- через совместное проведение программных мероприятий возрастет взаимодействие областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области - исполнителей основных мероприятий Программы с общественными объединениями, организациями и национальными культурными центрами.
7. Система управления реализацией Программы
Организация управления реализацией Программы и контроль за выполнением программных мероприятий, выявлением их отклонения от предусмотренных результатов, установление причины и определение мер по устранению отклонений возлагается на управление по делам молодежи Новосибирской области.
Управление по делам молодежи Новосибирской области ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в департамент экономики и планирования администрации Новосибирской области отчет о ходе выполнения Программы, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации областной целевой программы. На базе полученных данных департамент экономики и планирования администрации Новосибирской области проводит анализ исполнения Программы за отчетный период.
По итогам года департамент экономики и планирования администрации Новосибирской области готовит отчет о ходе реализации Программы и направляет его на рассмотрение Губернатору Новосибирской области.
Отчет об исполнении Программы за истекший год направляется в Новосибирский областной Совет депутатов в составе отчета об исполнении областного бюджета.
Отчет об исполнении Программы представляется заказчиком в Новосибирский областной Совет депутатов не позднее трех месяцев после окончания срока ее реализации в разрезе мероприятий с указанием всех источников финансирования, а также с оценкой результативности и эффективности выполнения Программы.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 г. N 237 "Об областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.