Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 апреля 2017 г. N 5.1-01/783
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 5 апреля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 11 февраля 2017 года (N 99653-7).
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательного регулирования гарантий независимости адвокатов и получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом вносятся изменения в отдельные статьи (29, 49, 50, 53, 56, 58, 75, 159, 161, 401.17) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), а также УПК РФ дополняется новой статьей 450.1 "Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката".
Федеральным законом, в частности, предусматривается вступление адвоката в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении им удостоверения и ордера. При этом в случае необходимости получения согласия подозреваемого, обвиняемого на его участие в уголовном деле перед вступлением в уголовное дело адвокату предоставляется свидание с подозреваемым, обвиняемым по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Также предусматривается возможность допроса адвоката, защитника подозреваемого, обвиняемого об обстоятельствах, ставших известными в связи с обращением за юридической помощью или в связи с ее оказанием в случае, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого.
Федеральный закон устанавливает нормы, согласно которым стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию; в участии в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству самого подозреваемого или обвиняемого; в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. УПК РФ дополняется положениями, в соответствии с которыми производство обыска, осмотра и (или) выемки должно осуществляться в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия, или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и "о" (процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Полагаем, что принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" потребует внесения корреспондирующих изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в части устанавливаемой возможности допроса адвоката в качестве свидетеля (с последующим изменением его правового статуса).
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 19 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.