Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока на проект федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, И.В. Белых, Г.Г. Онищенко, Е.В. Паниной, В.И. Ресиным, А.В. Жарковым, В.В. Селиверстовым, А.Б. Выборным, Д.А. Морозовым, ... (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, И.В. Белых, Г.Г. Онищенко, Е.В. Паниной, В.И. Ресиным, А.В. Жарковым, В.В. Селиверстовым, А.Б. Выборным, Д.А. Морозовым, Н.Т. Антошкиным, В.А. Крупенниковым, М.В. Дегтяревым, П.О. Толстым, Л.Н. Духаниной, И.М. Тетериным, а также членами Совета Федерации З.Ф. Драгункиной, В.И. Долгих

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, И.В. Белых, Г.Г. Онищенко, Е.В. Паниной, В.И. Ресиным, А.В. Жарковым, В.В. Селиверстовым, А.Б. Выборным, Д.А. Морозовым, Н.Т. Антошкиным, В.А. Крупенниковым, М.В. Дегтяревым, П.О. Толстым, Л.Н. Духаниной, И.М. Тетериным, а также членами Совета Федерации З.Ф. Драгункиной, В.И. Долгих.

Законопроект разработан в целях реализации масштабной программы реновации жилищного фонда в городе Москве, создания законодательных условий для обеспечения жилищных прав граждан, установления порядка переселения граждан из сносимых многоквартирных домов в равнозначные жилые помещения с учетом реализации городских программ сноса жилых домов.

Регулируемые законопроектом правоотношения затрагивают целый комплекс правовых норм гражданского, жилищного, градостроительного, земельного, административного и других отраслей законодательства. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в ряд соответствующих федеральных законов.

Необходимость вносимых изменений обосновывается авторами законопроекта в пояснительной записке сохраняющимся значительным объемом морально и физически устаревшего жилищного фонда города Москвы, требующего срочного обновления.

В состав такого жилищного фонда входят многоквартирные дома, возведенные в первый период индустриального домостроения, иные многоквартирные дома, приравненные к ним. Общая площадь таких многоквартирных домов согласно пояснительной записке составляет более 25 миллионов квадратных метров, в которых проживает около 1,6 миллионов граждан. Вопрос обновления указанного жилищного фонда был затронут во время встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с Мэром Москвы С.С. Собяниным, состоявшейся 16 февраля 2017 года, по итогам которой Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал проект реновации жилищного фонда в городе Москве.

В этой связи Комитет концептуально поддерживает идею масштабного обновления жилищного фонда города Москвы и полагает, что данный проект может выступить в качестве "пилотного" для возможного использования соответствующего опыта и в отношении других субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.

1. Рассматриваемым проектом федерального закона в федеральное законодательство вводятся термины "реновация", "реновация жилищного фонда". Вместе с тем определение указанных терминов в законопроекте не приводится.

В этой связи следует обратить внимание, что, как неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации, неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, чем создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями (см., например, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 17 июня 2004 года N 12-П, от 29 июня 2004 года N 13-П).

2. В соответствии с проектируемыми нормами законопроекта органы государственной власти города Москвы устанавливают порядок, случаи и формы выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации, в том числе в целях принятия решении о реновации.

С учетом сложившейся правоприменительной практики Комитет считает необходимым обратить внимание, что формы выявления мнения населения должны предусматривать процедуры непосредственного выражения мнения населения соответствующей территории. Данная мера позволит обеспечить открытость и прозрачность проводимых процедур в рамках программы реновации в городе Москве.

3. Предлагаемые законопроектом изменения обосновываются авторами законопроекта тем, что реализация подобного рода масштабной программы реновации не представляется возможной без внесения отдельных изменений в законодательство Российской Федерации. В числе предполагаемых к изменению норм законодательства Российской Федерации предлагается Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 4802-1). Указанный Закон Российской Федерации принят на основании части 2 статьи 70 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации N 4802-1 под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными данным законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации. В этой связи отнесение вопросов создания законодательных условий для обеспечения жилищных прав граждан, установления порядка переселения граждан из сносимых многоквартирных домов в городе Москве к правоотношениям, регулируемым Законом Российской Федерации N 4802-1, требует дополнительного обсуждения.

4. При подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении Комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос создания законодательных предпосылок для реализации аналогичных программ реновации жилищного фонда и в других субъектах Российской Федерации.

С учетом изложенных замечаний Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.

 

Председатель Комитета

Н.М. Харитонов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.