Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 103372-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о порядке осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16.03.2017 года (выписка из протокола N 34, пункт 32) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 103372-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о порядке осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних), внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 58 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 года N 1916-р).
В соответствии с пунктом 58 указанного Плана Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации было поручено подготовить концепцию кодификации законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработать соответствующие федеральные законы.
2. Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 39, 50, 52, 165, 179 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и дополнить указанный Кодекс новой статьей 179.1. Согласно указанным изменениям предлагается уточнить процессуальный статус несовершеннолетних и их законных представителей.
Принятие предлагаемых изменений позволит усовершенствовать правовое регулирование порядка осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних.
2.1. Так, законопроектом предлагается установить обязанность суда при решении вопроса о принятии отказа от иска, признании иска ответчиком или утверждении мирового соглашения сторон выяснить мнение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы.
Указанное предложение соответствует положениям статьи 57 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), согласно которым ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Статья 12 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) подчеркивает, что государства - участники Конвенции обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, представляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.
Учитывая изложенное, полагаем необходимым подчеркнуть, что предложенные изменения соответствуют положениям действующего семейного законодательства, нормам международного права и позволят максимально учитывать интересы конкретного ребенка при осуществлении гражданского судопроизводства.
2.2. Законопроектом предлагается дополнить статью 52 ГПК РФ ("Законные представители") новыми частями четвертой и пятой и предлагается:
1) закрепить обязанность законного представителя действовать в интересах представляемого разумно и добросовестно.
В пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подчеркивается, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Иными словами законодатель отнес "добросовестность" к основным началам гражданского законодательства.
В пункте 5 статьи 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
При этом необходимо обратить внимание на то, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на то, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Обязанность законного представителя действовать в интересах представляемого разумно и добросовестно соответствует положениям СК РФ. Так, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. При этом в пункте 1 статьи 65 СК РФ подчеркивается, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. В пункте 1 статьи 56 СК РФ подчеркивается, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. При этом указывается и на то, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (пункт 2 статьи 56 СК РФ);
2) предусмотреть возможность отстранения судом законного представителя недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина от участия в деле, если он злоупотребляет представленными ему полномочиями, в том числе создает препятствия для реализации прав и законных интересов представляемого, реализует собственные права и законные интересы в ущерб интересам представляемого, либо его действия иным образом наносят ущерб интересам представляемого. В этом случае к участию в деле допускается другой законный представитель недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина.
Необходимо обратить внимание не то, что предлагаемые конструкции носят оценочный характер. Учитывая изложенное, представляется целесообразным предоставить законному представителю право обжаловать определение суда об отстранении от участия в деле законного представителя недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина.
Кроме того, поскольку как уже отмечалось, в пункте 1 статьи 56 СК РФ установлено, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в тексте законопроекта слова "ущерб интересам представляемого" полагаем целесообразным заменить на слова "ущерб законным интересам представляемого";
3) предусмотреть в случае невозможности замены законного представителя интересы недееспособного или не обладающего полной дееспособностью гражданина представляет адвокат, назначаемый судом.
Полагаем, что указанное предложение необходимо соотнести с нормой, установленной пунктом 2 статьи 64 СК РФ, согласно, которой родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
2.3. Авторы законопроекта предлагают изложить статью 165 ГПК РФ в новой редакции и предусмотреть в ней правило согласно которому, несовершеннолетний, участвующий в рассмотрении дела, должен быть в доступной для него форме проинформирован о существе рассматриваемого дела при условии, что сообщение такой информации не причинит вреда его здоровью и (или) развитию, своих процессуальных правах, включая право на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы, на обращение с ходатайством о назначении адвоката или иного представителя, право на осуществление правомочий стороны в процессе.
Указанное предложение соотносится с Национальной стратегей действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года N 761) (далее - Стратегия). В указанной Стратегии подчеркивается, что международное законодательство по вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, активно развивается. Совет Европы 25 января 1996 г. принял Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (подписана Российской Федерацией - Распоряжение Президента Российской Федерации от 22.02.2001 года N 91-рп), предусматривающую расширение возможностей участия детей в судебном или административном разбирательстве. Однако в России право детей на такое участие реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой законодательной и нормативно-правовой базы. Стратегия подчеркивает необходимость ратификации указанной Европейской конвенции, которой в том числе установлено, что ребенку, который в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, должны быть предоставлены следующие права, о предоставлении которых он сам может ходатайствовать: a) получать всю необходимую информацию; b) быть проконсультированным и выражать свое мнение; c) быть информированным о возможных последствиях, связанных с этим мнением, и о возможных последствиях любого решения;
2.4. Законопроектом предлагается установить невозможность применения привода в отношении несовершеннолетних лиц, беременных женщин, лиц, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не в состоянии явиться в судебное заседание по вызову суда.
Согласно положениям пункта 2 статьи 168 ГПК РФ свидетель при неявке в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову может быть подвергнут принудительному приводу.
В действующей редакции ГПК РФ в отличие от Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть 6 статья 113) (далее - УПК РФ) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (часть 2 статьи 120) не предусмотрено исключений для принудительного привода обозначенной в законопроекте категории лиц.
Поскольку привод является мерой принуждения полагаем, что предложенные законопроектом изменения отвечают интересам детей и беременных женщин.
2.5. В тексте законопроекта предложена новая редакция статьи 179 и новая статья 179.1 ГПК РФ.
Безусловным преимуществом законопроекта является то, что в отличие от действующей редакции статьи 179 ГПК РФ ("Допрос несовершеннолетнего свидетеля") в новой статье 179.1 ГПК РФ предусмотрено обязательное участие законного представителя при допросе свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по определению суда также при допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. В действующей редакции части 1 статьи 179 ГПК РФ родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля вызываются лишь в случае необходимости.
Новеллой законопроекта является участие педагога или психолога при производстве процессуальных действий с участием несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (новая редакция статьи 179 ГПК РФ) либо при допросе несовершеннолетнего свидетеля (новая статья 179.1 ГПК РФ).
Аналогичные положения содержатся в статьях 191, 425, 426, 428 и 429 УПК РФ.
При этом обращаем внимание на то, что в действующей редакции части 1 статьи 179 ГПК РФ допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. Обращаем внимание на то, что участие педагогического работника при допросе свидетеля до четырнадцати лет обязательно. Законопроектом фактически суду предоставлено право выбора между педагогом или психологом при допросе несовершеннолетнего свидетеля.
Полагаем, что участие психолога в деле не должно исключать обязательно участия педагога.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 103372-7"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (о порядке осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.