Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 109537-7 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(вносится Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Соглашение) было подписано президентами Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова и Республики Таджикистан 16 октября 2015 года в поселке Бурабай (Республика Казахстан).
Необходимость ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, Воздушным кодексом Российской Федерации.
К Соглашению не допускаются оговорки (статья 17). Оно заключается на неопределенный срок (статья 18) и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием, которым является Исполнительный комитет СНГ, третьего письменного уведомления о выполнении Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур (статья 13). Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, международный договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.
В соответствии с п. "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 22 февраля 2017 года указанное Соглашение внесено Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы и 18 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Положения Соглашения предусматривают формы сотрудничества, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в государствах - участниках СНГ, на определение порядка предоставления взаимной помощи в ликвидации этих ситуаций и на оказание содействия формированиям, следующим через территории государств - участников СНГ для ликвидации соответствующих последствий.
Соглашение было подписано, исходя из осознания Сторонами опасности, которую несут чрезвычайные ситуации, а также высокой оценки многолетнего положительного опыта сотрудничества в области предупреждения и ликвидации таких ситуаций в рамках реализации принятых многосторонних и двусторонних международных договоров.
В соответствии со статьей 4, Стороны информируют депозитарий о своих компетентных органах, которые в ходе реализации Соглашения устанавливают между собой прямые контакты. Эти органы осуществляют общее руководство формированиями по оказанию помощи. При этом координация деятельности и организация оперативного взаимодействия компетентных органов возлагается на Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (статья 11).
Вступление в силу Соглашения, в полной мере отвечающего интересам Российской Федерации, упростит транзит формирований по оказанию помощи в соответствии с законодательством Сторон - государств транзита, что положительно скажется на оперативности оказания такой помощи. Кроме того сотрудничество в соответствующей области будет содействовать повышению благосостояния и укреплению безопасности государств - участников СНГ.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской Стороной данного Соглашения не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета. Ратификация Соглашения не потребует также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам. Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих из других международных договоров (статья 12).
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции также поддерживает ратификацию Соглашения.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.