Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 июля 2016 г. N 22435-ОД/04
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение, поступившее письмом от 5 мая 2016 г. N 04-01/0212 (вх. Минстроя России от 05 мая 2016 г. N 40263/МС), и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 19 Правил N 354 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, начало такой поставки осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Таким образом, из приведенных норм Правил N 354 следует, что в случае отсутствия между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией заключенного договора ресурсоснабжения, (то есть в отсутствии согласованной ими даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения), у ресурсоснабжающей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В пункте 40 Правил N 354 указано, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, при наличии договора между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающей организации как исполнителю коммунальных услуг, за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Частью 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены случаи сохранения порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего 30 июня 2015 г. или до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации. В указанных случаях у ресурсоснабжающей организации сохраняется обязанность начислять собственникам помещений плату за коммунальную услугу, в том числе за услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В условиях действующего жилищного законодательства у управляющей организации возникает обязанность заключать договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации в случаях заключения договора управления с застройщиком или по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации на управление многоквартирными домами, проводимом органом местного самоуправления, а также при заключении договора управления с собственниками помещений в условиях, не соответствующих указанным в частях 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ.
Необходимо принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Минстрой России приносит извинения за задержку ответа.
Директор Департамента |
О.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 июля 2016 г. N 22435-ОД/04
Текст письма официально опубликован не был