Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1094733-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1094733-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.М. Заварзиным, А.С. Грибовым, А.В. Палкиным, а также С.Е. Нарышкиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее.
Основной целью законопроекта является совершенствование правового регулирования отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При этом большинство положений законопроекта направлено на исполнение предписаний Конституционного Суда Российской Федерации, данных федеральному законодателю в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
Комитет считает крайне важным выработать законодательные решения вопросов, поставленных Конституционным Судом Российской Федерации перед федеральным законодателем, а также унифицировать подходы к организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях правового урегулирования социальных и экономических проблем, возникающих в правоприменительной практике.
Авторами законопроекта для достижения указанной цели предлагается расширить полномочия:
1.1. органов государственной власти Российской Федерации в части определения условий расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт, в том числе пределов (минимального и максимального) размера взноса на капитальный ремонт.
В настоящее время минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденные приказом Минстроя России от 27 июня 2016 года N 454/пр, не являются обязательными для применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и поэтому в настоящее время в регионах определены различные подходы к установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт. Это приводит к тому, что в двух соседних регионах имеющих идентичные природно-климатические и социально-экономические условия, минимальный размер взноса на капитальный ремонт существенно различается.
Поэтому в целом идея законопроекта о необходимости регулирования на федеральном уровне порядка установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт возражений не вызывает.
Вместе с тем, по мнению Комитета, в законопроекте необходимо предусмотреть установление Правительством Российской Федерации не условий, а порядка расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который должен являться обязательным для применения субъектами Российской Федерации. Это связано с тем, что законопроектом упорядочивается процесс расчета и принятия субъектами Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт, в том числе, вводится его ограничение минимальными и максимальными пределами.
Кроме того, представляется, что сами пределы должны быть рассчитаны и утверждены по каждому субъекту Российской Федерации.
Следует отметить, что на рассмотрении Государственной Думы находятся проекты федеральных законов N 1117575-6 "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации", N 6884-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации", которыми предлагаются различные подходы к ограничению минимального размера взноса на капитальный ремонт. По мнению Комитета, положение рассматриваемого законопроекта в указанной части позволяет учесть все имеющиеся законодательные предложения.
1.2. органов государственной власти Российской Федерации в части определения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В этой связи Комитет обращает внимание на то, что полномочие устанавливать критерии очередности проведения капитального ремонта многоквартирных домов уже возложено на субъекты Российской Федерации частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса. Поэтому проектируемое положение законопроекта не согласуется с действующей правовой нормой Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако Комитет полагает, что авторами законопроекта затронута весьма актуальная тема. Существующая в субъектах Российской Федерации разница подходов к формированию очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, происходящая из-за отсутствия единой нормативной базы для установления необходимости проведения капитального ремонта, приводит к дисбалансу межу объемами капитального ремонта в разных регионах. Безусловно, очередность проведения капитального ремонта в многоквартирных домах должна быть обусловлена возникновением необходимости в таком ремонте, то есть наличием угрозы безопасности пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме. Поэтому отсутствие общих требований к определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых постановлением Правительства Российской Федерации, создает существенные трудности для регионов.
1.3. органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части определения порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирном доме о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
Указанное положение законопроекта направлено на исполнение предписания Конституционного Суда РФ, данного федеральному законодателю Постановлением от 12 апреля 2016 года N 10-П"По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П) и принципиальных возражений не вызывает.
1.4. органов местного самоуправления в части информирования собственников помещений в многоквартирном доме о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
Указанное положение законопроекта также направлено на исполнение предписания Конституционного Суда Российской Федерации, данного федеральному законодателю Постановлением от 12 апреля 2016 года N 10-П.
2. Законопроектом (подпункт "д" пункта 6 статьи 1) предлагается предписать субъектам Российской Федерации в своих законах установить минимальный размер фонда капитального ремонта, который не должен превышать пятидесяти процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома.
В настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет субъектам Российской Федерации право своим законом установить минимальный размер фонда капитального ремонта при формировании его на специальном счете, по достижении которого собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Однако субъекты Российской Федерации в большинстве своем не воспользовались данным правом. В то же время если собственники помещений в многоквартирном доме накопили на специальном счете многоквартирного дома достаточное количество средств (например, 40-50% от стоимости капитального ремонта), то не имеет смысла проводить дальнейшие накопления. С большой вероятностью им в случае необходимости выгоднее взять кредит, чем продолжать накапливать средства. Ограничение размера фонда капитального ремонта на специальных счетах делает возможным определить "цену вопроса" государственного страхования средств фонда капитального ремонта на специальном счете, повышает привлекательность специальных счетов для населения, формирует экономические условия для привлечения банковского сектора к кредитованию капитального ремонта многоквартирных домов.
Поэтому сама идея об установлении минимального размера фонда капитального ремонта в случае его формирования собственниками на специальном счете возражений не вызывает. Однако предложенная редакция части 8 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не согласуется с проектируемой частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой не предусматривается определение оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома. Поэтому представляется необходимым уточнить подход к определению максимального размера фонда капитального ремонта.
3. Законопроектом (подпункты "а" и "б" пункта 7 статьи 1) предлагается увеличить срок, предоставляемый для погашения задолженности в добровольном порядке, с пяти месяцев до десяти месяцев. В большинстве случаев такая задолженность собственников помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, вызвана их пассивным поведением, нежеланием реализовывать свои права и обязанности по своевременному проведению капитального ремонта. Увеличение срока будет способствовать образованию задолженности за еще больший период (10 месяцев), после которого принимается решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Наличие большой задолженности по фонду капитального ремонта приведет либо к нарушению срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, либо к ущемлению прав собственников помещений в других многоквартирных домах, которые своевременно уплачивают взносы на капитальный ремонт и которые в соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе использовать регионального оператора для финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Поэтому Комитет не может поддержать данное положение законопроекта.
4. Законопроектом (подпункты "а" и "б" пункта 8 статьи 1) предлагается обязать собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, предусматривать в договоре на проведение капитального ремонта гарантийный срок на выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет, а владельца специального счета - вести учет средств, поступивших на специальный счет. Указанные положения законопроекта позволят обеспечить эффективное развитие фондов капитального ремонта, формируемых на специальных счетах.
5. Законопроект (пункт 10 статьи 1) предусматривает обязанность регионального оператора уплатить пени собственникам за нарушение сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Вместе с тем из положений законопроекта представляется неясным, в силу каких причинно-следственных связей могли быть нарушены плановые сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденные региональной программой, и какова вина регионального оператора в каждой конкретной ситуации. Следует отметить, что на практике есть ситуации, когда нарушение сроков проведения работ по капитальному ремонту обусловлено действиями либо бездействием самих собственников помещений в многоквартирном доме (например, недопуск в квартиру для выполнения работ по замене инженерных коммуникаций). При таких обстоятельствах представляется неверным возлагать на регионального оператора ответственность в виде уплаты пени. Кроме того, непонятен порядок уплаты собственникам пени, а также источник, из которого региональный оператор их уплачивает. В связи с чем, Комитет не может поддержать данное положение законопроекта в представленной редакции.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует рассмотреть проект федерального закона N 1094733-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" совместно с альтернативными проектами федеральных законов N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации), внесенным Правительством Российской Федерации, N 1095212-6 "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части сохранения обязанности по проведению капитального ремонта за бывшим собственником, если на дату приватизации требовалось его проведение), внесенным депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, а также А.В. Руденко, А.А. Шеиным, И.Р. Самиевым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, N 1175399-6 "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в части распределения ответственности по обязательствам проведения капитального ремонта многоквартирных домов между бывшими наймодателями), внесенным депутатом Государственной Думы О.Н. Смолиным.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.