Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 апреля 2017 года (протокол N 39, пункт 30) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 97367-7 "О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением), внесенный депутатами Государственной Думы М.В. Щаповым, В.Ф. Шрейдером.
В настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта; предоставление жилого помещения в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, возможно лишь с согласия в письменной форме граждан и лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации). Единственный такой случай предусмотрен в настоящее время Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включенного в региональную адресную программу (часть 3 статьи 16). Законопроектом предлагается исключить указанное ограничение "в случаях, установленных федеральным законом" и тем самым распространить возможность переселения граждан в жилое помещение, находящееся в другом населенном пункте, на все случая выселения граждан из жилых помещений с предоставлением им другого жилья.
По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.
Проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, действительно, существует. Существует и проблема поиска для таких выселяемых граждан альтернативного жилья в границах того же населенного пункта. Особенно остро эта проблема стоит в закрывающихся населенных пунктах и на территориях с низкой плотностью. Вместе с тем предлагаемый законопроектом вариант ее решения представляется спорным по следующим основаниям.
1. В законопроекте отсутствует условие о том, что выселение граждан из жилого помещения с предоставлением им жилья в другом населенном пункте осуществляется только в случае, если в данном населенном пункте отсутствует пригодное жилое помещение. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья не должно быть инструментом политики расселения и смены места жительства. Это положение не должно носить универсального характера. В связи с этим предоставление жилого помещения взамен того, из которого выселяется гражданин, вне связи с наличием другого подходящего жилья в данном населенном пункте недопустимо.
Одновременно следует учитывать, что на практике возникнут трудности в осуществлении контроля за реальным или мнимым наличием или отсутствием жилья, пригодного для переселения граждан в связи с их выселением из ранее занимаемого жилого помещения. При введении такой нормы необходимо продумать механизмы контроля и подтверждения фактов отсутствия пригодного для переселения жилья на территории того же населенного пункта.
2. В случае введения проектируемой нормы необходимо учитывать возможные проблемы межбюджетных отношений при предоставлении жилого помещения в населенном пункте, относящемся к другому муниципальному образованию. Органы местного самоуправления одного муниципального образования по прежнему месту жительства выселяемого гражданина должны будут финансировать приобретение в муниципальную собственность жилого помещения на территории другого муниципального образования для предоставления на условиях социального найма жилья гражданину, который в результате переселения перестанет быть жителем данного муниципального образования.
Полагаем, что идея законопроекта может быть поддержана только в случае, если соответствующие населенные пункты находятся в границах одного муниципального образования.
3. При закреплении проектируемого правила существует угроза нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе при получении от них письменного согласия, а также риск последующего судебного обжалования принятых решений о предоставлении жилых помещений.
4. В законопроекте отсутствует оговорка, аналогичная содержащейся в настоящее время в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ: отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Такое условие необходимо для обеспечения прав граждан, выселяемых из жилых помещений, которые не дают своего согласия на переезд в другой населенный пункт.
5. Проектируемую норму предлагается распространить на все случаи выселения граждан из жилых помещений, установленные статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: в связи со сносом дома, переводом жилого помещения в нежилое или признания его непригодным для проживания, в связи с передачей помещения религиозной организации, в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома. Полагаем, что необоснованно распространять данное правило на все перечисленные случаи, многие из которых не имеют отношения к безопасности жилья и его пригодности для проживания и связаны с управленческими решениями органов власти.
6. Полагаем, что введение рассматриваемого правила может иметь определенные отрицательные последствия, в частности, являться дестимулирующим фактором для органов государственной власти и органов местного самоуправления к развитию жилищного строительства на своей территории.
В связи с вышеизложенным Комитет не поддерживает указанный законопроект в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.