Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 111753-7 "О внесении изменений в статью 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и статью 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся обеспечения функционирования Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 111753-7 "О внесении изменений в статью 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и статью 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях обеспечения надежности функционирования Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - Государственная информационная система), уточнения сроков направления кредитными организациями и администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации, необходимой для уплаты и об уплате платежей в Государственную информационную систему, а также информации, необходимой для уплаты административного штрафа.
Частью 1 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) установлено, что Государственная информационная система является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
При этом следует отметить, что в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступают также средства от уплаты платежей, которые не связаны с предоставлением государственных и муниципальных услуг, услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также средства от уплаты платежей, размещение информации о начислении и уплате которых в Государственной информационной системе не требуется для совершения действий и (или) не оказывает влияния на скорость свершения указанных действий. Все указанные платежи относятся к категории "иные доходы".
В целях исключения выполнения избыточных процедур органами и организациями для направления информации в Государственную информационную систему, которая впоследствии не используется для совершения действий, законопроектом предлагается предоставить право Правительству Российской Федерации устанавливать перечень иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты, и об уплате которых должна размещаться в Государственной информационной системе.
Согласно Порядку ведения Государственной информационной системы, утвержденному приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. N 19н (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2012 г., регистрационный N 26329), оператор данной системы обеспечивает доступ участников к ней в круглосуточном режиме. При этом на практике существует вероятность возникновения технических сбоев, которые приводят к недоступности той или иной информационной системы.
Учитывая критическую важность круглосуточной доступности Государственной информационной системы для участников национальной платежной системы Российской Федерации, осуществляющих перевод денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, представляется целесообразным на законодательном уровне закрепить необходимость фиксации времени доступности Государственной информационной системе, а также времени поступления в нее информации, указанной в подпунктах 1 и 2 части 3 статьи 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что порядок ведения Государственной информационной системы устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, который должен установить порядок фиксации времени доступности Государственной информационной системы, а также времени поступления в Государственную информационную систему информации, указанной в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ.
В настоящее время значительная часть банков, иных кредитных организаций, организаций федеральной почтовой связи, органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящих расчеты в электронной форме, а также иных органов или организаций, через которые производится уплата платежей (далее - организации), не в полной мере соблюдают требования статьи 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ в части передачи в Государственную информационную систему сведений о платежах. При этом на практике существует неопределенность толкования понятия "незамедлительно" в части определения сроков передачи информации, необходимой для уплаты и об уплате платежей.
В ряде случаев организации сами определяют сроки внесения указанной информации в Государственную информационную систему в соответствии с собственными интересами. Указанная ситуация приводит к несоблюдению прав гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также к увеличению невыясненных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому нормами законопроекта предлагается установить, что указанные организации обязаны незамедлительно не позднее дня приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему
Следовательно, закрепление в статье 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ точных сроков направления информации, необходимой для уплаты и об уплате платежей, в Государственную информационную систему позволит установить для всех организаций единые сроки направления информации, а также исключить возможность самостоятельного установления ими сроков направления информации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.