Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций рассмотрела Ваше письмо от 25 апреля 2016 г. N 5ОПК-4/876 о порядке ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим противоправную информацию, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В то же время согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральный закон N 149-ФЗ в ряде статей (статьи 15.1 - 15.6) закрепляет особые процедуры ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет", на которых распространяется запрещённая информация или информация, размещаемая с нарушением закона.
Так, в соответствии со статьей 15.1. Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию" распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр),
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевым адресов, позволяющих идентифицировать сайты и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101, основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов в Единый реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101, далее - уполномоченные органы), так и судебные решения о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В досудебном порядке признаются запрещенными следующие виды информации:
- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних и качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- информация о способах совершения самоубийства, а также призывом к совершению самоубийства;
- информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
- информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.
Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждены приказом Роскомнадзора N 1022, Роспотребнадзора N 666, ФСКН России N 368 от 11.09.2013 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.11.2013. регистрационный N 30391).
В соответствии с Правилами, владелец сайта в сети "Интернет" и (или) провайдер хостинга должен принять меры по удалению запрещенной информации и (или) ограничению доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему запрещенную информацию, при поступлении соответствующего уведомления Роскомнадзора.
В случае наличия доступа к запрещенной информации на интернет-сайте, сведения о данном интернет-ресурсе направляются операторам связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", для ограничения доступа к нему на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ Роскомнадзор исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет" на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающею услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем и течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".
Юридическим последствием исключения сведений о сайте, указателе страницы сайта в сети "Интернет" и сетевом адресе из Единого реестра является восстановление доступа к соответствующим интернет-ресурсам.
Решения, принимаемые уполномоченными органами в досудебном порядке, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включении сведений о сайтах, страницах сайтов в сети "Интернет и сетевых адресах в Единый реестр с целью последующего ограничения доступа мот быть обжалованы владельцами сайтов в сети "Интернет", провайдерами хостинга, операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.
Статья 15.2 Федерального закона N 149-ФЗ закрепляет особый механизм защиты авторских и (или) смежных прав в сети "Интернет" в рамках судебного производства, осуществляемого Московским городским судом. В случае неоднократного незаконного размещения объектов авторских и (или) смежных прав на интернет-ресурсе, подтвержденного вступившими в законную силу судебными актами Московского городского суда, доступ к указанному ресурсу может быть ограничен на постоянной основе в соответствии со статьей 15.6 Федерального закона N 149-ФЗ. Обжалование судебных актов, выносимых Московским городским судом, осуществляется в рамках процессуальных норм, закреплённых Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.3 Федерального закона доступ к информационным ресурсам может быть ограничен на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей при обнаружении ими и сети "Интернет" информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Роскомнадзор в рамках исполнения статьи 15.2 и 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ выполняет административно-техническую функцию по взаимодействию с операторами связи с целью ограничения ими доступа к информационным ресурсам, на которых распространяется противоправная информация.
В рамках реализации статей 15.2 и 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ разработан приказ Роскомнадзора от 12.08.2013 N 912 "О порядке функционирования Информационной системы взаимодействия" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.11.2013, регистрационный N 30454), закрепляющий процедуру взаимодействия Московского городского суда и Роскомнадзора, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Роскомнадзора.
Статья 15.4 Федерального закона N 149-ФЗ предусматривает ограничение к информационному ресурсу организатора распространения информации в сети "Интернет" на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения Роскомнадзора.
Порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации в сети "Интернет" определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 745. Указанным нормативным правовым актом регулируется процедура ограничения и возобновления доступа к сайтам организаторов распространения информации в сети "Интернет".
Статья 15.5 Федерального закона N 149-ФЗ закрепляет порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В соответствии с частью II статьи 15.5 Федерального закона N 149-ФЗ Роскомнадзор исключает из автоматизированной информационной системы "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных" доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющие идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в облает персональных данных или на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ранее принятого судебного акта.
Процедура ограничения доступа к сайтам и страницам сайтов в сети "Интернет", предусмотренная статьями 15.1, 15.2 и 15.5 Федерального закона 149-ФЗ, подразумевает направление уведомлений провайдерам хостинга с требованием, адресованным владельцам сайтов и (или) провайдерам хостинга, об удалении противоправной информации или ограничении доступа к ней. В случае неисполнения указанного требования, сведения о сайтах или страницах сайтов в сети "Интернет" направляются операторам связи для ограничения доступа к ним на территории Российской Федерации.
Исключение составляет порядок, установленный статьей 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ. Учитывая потенциальную общественную опасность информации, в отношении которой принимаются меры в порядке указанной статьи, ограничение доступа к ней на территории Российской Федерации осуществляется одновременно с направлением уведомления провайдеру хостинга.
Как представляется, текущее российское законодательство позволяет эффективно бороться с распространением противоправной информации в сети "Интернет". При этом установленные процедуры предоставляют владельцам сайтов возможность самостоятельно удалить такую противоправную информацию и тем самым избежать блокировки доступа к интернет-ресурсу.
|
В.А. Субботин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 1 июня 2016 г. N 05СВ-49417 "О рассмотрении письма заместителя председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Российской Федерации Д.Е. Галочкина"
Текст письма официально опубликован не был