Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2017 г. N 69-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 2016 г. N 158 "Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю",
по апелляционной жалобе Совета депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителей закрытого акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" Хамидуллина В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня его принятия решения Совета депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 2016 г. N 158 "Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю".
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что коэффициенты переходного периода к арендной плате за землю, установленные оспариваемым решением, определены с учетом принципа экономической обоснованности и соответствуют действующему законодательству.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены возражения.
В судебное заседание представители Совета депутатов городского поселения Излучинск и прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя участвующего в деле лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Подпунктом "п" пункта 1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 г. N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относится, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Статьей 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2011 г. N 457-п (далее - Порядок), установлена формула расчета арендной платы за использование земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В формулу включен, в том числе коэффициент переходного периода, который, как следует из пункта 2 статьи 4 Порядка, устанавливается органами местного самоуправления, обладающими правом их предоставления в соответствии с полномочиями.
Такими полномочиями, как следует из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", наделены органы местного самоуправления городского поселения, на территории которого расположены земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Совета депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 2016 г. N 158 "Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю" установлены коэффициенты переходного периода к арендной плате за земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов городского поселения Излучинск согласно приложению (пункт 1 решения).
Пунктом 3 данного решения установлено, что оно вступает в силу после его официального размещения (опубликования) на официальном сайте органов местного самоуправления городского поселения Излучинск и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
В приложении к решению муниципального органа указаны коэффициенты переходного периода в зависимости от вида и подвида разрешенного использования земельных участков.
Для девятого вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) предусмотрены коэффициенты 1,05 (подвид - складское хозяйство) и 1,2 (подвид - прочие промышленные предприятия).
Для десятого вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов) предусмотрен коэффициент 1,25.
Текст данного решения размещен на официальном сайте городского поселения Излучинск 27 апреля 2016 г.
По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат принципу экономической обоснованности. Также общество указало на незаконность придания муниципальному акту обратной силы.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Нижневартовского района от 18 апреля 2008 г. N 394 ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" предоставлены в аренду сроком на 15 лет 34 земельных участка согласно приложению, категория земель: земли населенных пунктов, производственная территориальная зона.
Согласно договорам аренды заявитель арендует земельные участки, которые отнесены к девятому виду разрешенного использования (подвиды 9.7 и 9.9) и десятому виду разрешенного использования.
Арендная плата за пользование указанными земельными участками за 2015 год исчислена ЗАО "Нижневартовская ГРЭС" исходя из коэффициента переходного периода равного 1, за 2016 г. - исходя из коэффициентов переходного периода, равных 1,05, 1,2 и 1,25 в зависимости от вида и подвида разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно выписке из протокола от 25 апреля 2016 г. N 27 заседания Совета депутатов городского поселения Излучинск при принятии решения "Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю" учитывалось финансово-экономическое обоснование проекта данного решения.
Административным ответчиком в материалы дела в подтверждение экономической обоснованности расчета коэффициентов переходного периода представлена выписка из экономического обоснования к проекту решения "Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю", датированная 30 сентября 2016 г., согласно которой при подготовке проекта решения от 26 апреля 2016 г. N 158 учитывались: уровень инфляции; индекс потребительских цен; сведения Федеральной таможенной службы Российской Федерации, а также рост стоимостного объема импорта электроэнергии в Россию; рост суммарной выработки электроэнергии российскими ГЭС и станциями группы "РусГидро"; рост цен на электроэнергию для конечного потребителя и тарифов на тепловую энергию.
Кроме того, указано, что установление коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменением экономической характеристики земельных участков, с тем, чтобы не допустить дефицит местного бюджета и обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременно соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Вместе с тем, какой-либо расчет коэффициентов переходного периода, который увеличен по сравнению с предыдущим периодом более чем в 2 раза, подтверждающий их экономическую обоснованность, административным ответчиком в нарушение требований статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлен.
Таким образом, повышение коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю произведено в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Повышение коэффициентов исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, повышение коэффициентов переходного периода было вызвано изменением кадастровой стоимости земельных участков с тем, чтобы не допустить дефицит местного бюджета, чем допущено нарушение Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2017 г. N 69-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был