Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 50-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Маликовой С.Г. о признании частично недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2015 г. N 819/79 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания", по апелляционной жалобе Маликовой С.Г. на решение Омского областного суда от 2 декабря 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Маликовой С.Г. - Буланова О.А., представителей Региональной энергетической комиссии Омской области Мурановой Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Маликова С.Г. обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения спора, о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2015 г. N 819/79 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии от 27 апреля 2016 г. N 31/16) в части установления одноставочного тарифа для населения на воду с 1 июля по 31 декабря 2016 г. в размере 1 650,75 руб./Гкал, предусмотренного пунктом 1 приложения N 1 приказа.
Решением Омского областного суда от 2 декабря 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Маликова С.Г. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы Региональная энергетическая комиссия Омской области, муниципальное предприятие г. Омска "Тепловая компания" и прокуратура Омской области представили возражения и отзыв.
В судебное заседание представители муниципального предприятия г. Омска "Тепловая компания", Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры Омской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7, частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-П Региональная энергетическая комиссия Омской области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию в отношении теплоснабжающих организаций Омской области.
Муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - МП города Омска "Тепловая компания") осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. 40 лет Ракетных войск в г. Омске (пос. Степной) с конца 2014 года.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 18 декабря 2015 г. N 819/79 установлены тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г.
Приложением N 1 (в редакции приказа органа регулирования от 27 апреля 2016 г. N 31/16 "О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии Омской области") с календарной разбивкой по полугодиям 2016 года установлены одноставочные тарифы на воду для населения, с учетом НДС: на период с 1 января по 30 июня 2016 г. в размере 1 570,31 руб./Гкал; на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. в размере 1 650,75 руб./Гкал.
Для населения, получающего тепловую энергию от котельной, расположенной по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 23, пос. Степной, приказом РЭК Омской области от 18 декабря 2015 г. N 818/79 (далее - приказ от 18 декабря 2015 г. N 818/79) ранее был установлен льготный тариф на тепловую энергию в размере 1 133,84 руб./Гкал (с учетом НДС), действовавший с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г.
В целях соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей указом Губернатором Омской области от 26 апреля 2016 г. N 73 "О внесении изменений в указ Губернатора Омской области от 8 мая 2014 г. N 58", изданным в соответствии с пунктами 46, 57, 57.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, увеличен предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г. Омску на второе полугодие 2016 г. с 6,3% до 41,5%
Приказом РЭК Омской области от 27 апреля 2016 г. N 31/16 "О внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии Омской области" со ссылкой на подпункт "ж" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов), в приказ от 18 декабря 2015 г. N 819/79 внесены изменения, согласно которым тариф на тепловую энергию (мощность) МП города Омска "Тепловая компания", поставляемую населению с 1 июля по 31 декабря 2016 г. составил с учетом НДС 1 650,75 руб./Гкал.
В связи с чем с 1 июля 2016 г. Маликова С.Г. и другие жители пос. Степной г. Омска оплачивают услуги по отоплению, исходя из повышенного в апреле 2016 года РЭК Омской области тарифа, установленного приказом от 18 декабря 2015 г. N 819/79.
В обоснование заявления административный истец указала, что приказ от 18 декабря 2015 г. N 819/79 (в редакции приказа от 27 апреля 2016 г. N 31/16) в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения имеющим большую юридическую силу.
По мнению заявителя при установлении тарифов органом регулирования нарушен принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии. Форма сметы и статьи расходов не соответствуют Методическим указаниям N 760-э. Регулирующим органом не приняты меры, направленные на исключение их тарифа экономически необоснованных расходов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят регулирующим органом в рамках предоставленной РЭК Омской области компетенции в соответствии с установленной действующим законодательством процедуры.
Проверяя доводы административного истца о включение в тариф на тепловую энергию (мощность) необоснованных расходов МП города Омска "Тепловая компания", суд исходил из следующего.
Согласно пункту 3, подпункту "б" пункта 4 Основ ценообразования Регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями.
Пунктом 9 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается.
Согласно пунктам 10, 11, 12 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных, в том числе с производством теплоносителя. Раздельный учет осуществляется с дифференциацией, в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и отдельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктами 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Согласно материалам дела, МП города Омска "Тепловая компания" 28 апреля 2015 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об утверждении тарифа на тепловую энергию на 2016 год, приложив обосновывающие материалы.
Определяя размер тарифа специалистом РЭК Омской области на основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2014 год с учетом представленных организацией данных статистической, бухгалтерской отчетности (в том числе первичной бухгалтерской документации) и иных материалов определен состав и размер расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку предприятия, и исключены необоснованные расходы.
Отсутствие раздельного учета доходов и расходов по субсчетам, предусмотренным Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, не препятствовало осуществлению органом регулирования анализа фактических расходов предприятия и расчета экономически обоснованных расходов на плановый расчетный период.
Так в представленных в материалы тарифного дела оборотно-сальдовых ведомостях по счетам имеется распределение по номенклатуре, позволяющее определить затраты по каждому виду деятельности как регулируемой, так и нерегулируемой.
Экспертами органа регулирования установлено, что ведение раздельного учета в организации осуществляется в соответствии с положением об учетной политике МП города Омска "Тепловая компания". Счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации и затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В материалы тарифного дела представлена информация о наличии счета 23 "Вспомогательное производство" и счета 25 "Общепроизводственные расходы".
Согласно экспертному заключению цеховые расходы включают затраты, учитываемые на счете 20 "Основное производство" (прямые цеховые расходы котельных), счете 25 "Общепроизводственные расходы" и на счете 23 "Вспомогательное производство" (расходы автотранспортного цеха и производственно-ремонтной службы).
Проанализировав представленное в материалы дела положение об учетной политике организации, суд первой инстанции сделал вывод, что учитываемые на счете 23 расходы автотранспортного цеха, производственно-ремонтной службы распределяются на виды деятельности пропорционально отработанному времени. Расходы по остальным службам и цехам распределяются пропорционально фонду оплаты труда работников основного персонала.
Учет расходов на прочую деятельность ведется раздельно. На счете 20 "Основное производство", на счете 23 "Вспомогательное производство" отдельно выделена группа затрат "Расходы на прочую деятельность".
Для распределения между регулируемыми видами деятельности общая сумма цеховых расходов - 501 184,02 тыс. руб. уменьшена на сумму расходов на прочую деятельность - 5 017,45 тыс. руб. Сумма цеховых расходов, относимая на себестоимость регулируемых видов деятельности, составила 496 166,67 тыс. руб. Экономически обоснованные и документально обоснованные цеховые расходы, подлежащие включению в тариф, составили 189 588,9 тыс. руб.
Учитывая изложенное, при установлении тарифа на тепловую энергию на 2016 год органом регулирования расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности МП города Омска "Тепловая компания" не учитывались.
С целью непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г. Омску на второе полугодие 2016 года, установленного указом Губернатора Омской области от 26 апреля 2016 N 73, из общей суммы экономически обоснованных цеховых расходов предприятия органом регулирования дополнительно исключены 66 534,18 тыс. руб.
Таким образом, доводы Маликовой С.Г. о включении органом регулирования расходов на нерегулируемые виды деятельности при установлении тарифов на тепловую энергию на 2016 год являются необоснованными. Кроме того, какие-либо конкретные виды расходов, которые, по мнению административного истца необоснованно включены РЭК Омской области в тариф на тепловую энергию на 2016 год, в судебном заседании не обозначены и не оспорены.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отсутствие ведения МП города Омска "Тепловая компания" полного раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности, при отсутствии каких-либо доказательств включения в необходимую валовую выручку экономически необоснованных расходов (расходов на нерегулируемую деятельность) и доказательств нарушения прав административного истца в связи с установлением тарифа на поставляемый ресурс, не влечет признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 2 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Маликовой С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 50-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был