Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 35-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Харитонова М.И. о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29 декабря 2015 г. N 425-нп "О тарифах на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения теплоснабжающим организациям для потребителей Тверской области" по апелляционной жалобе Харитонова М.И. на решение Тверского областного суда от 30 ноября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Харитонов М.И. обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - Комиссия) от 29 декабря 2015 г. N 425-нп "О тарифах на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения теплоснабжающим организациям для потребителей Тверской области".
Решением Тверского областного суда от 30 ноября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения подлежат регулированию тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу пункта 87 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Как следует из материалов дела, ООО "Тверская генерация" осуществляет теплоснабжение города Твери, МУП "Энергетик" отпускает тепловую энергию городу Конаково.
ООО "Тверская генерация" и МУП "Энергетик" 29 апреля 2015 г. обратились в Комиссию с заявлениями об установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии, на теплоноситель и горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения на 2016 год с приложением обосновывающих документов и материалов.
Комиссией открыты дела об установлении тарифов и проведена экспертиза представленных обосновывающих документов и материалов; по результатам экспертизы составлены экспертные заключения.
Приказом от 29 декабря 2015 г. N 425-нп (протокол заседания правления Комиссии от 29 декабря 2015 г. N 38) установлены и введены в действие тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения теплоснабжающим организациям для потребителей Тверской области согласно приложениям N 1, 2.
В порядке, предусмотренном пунктом 87 Основ ценообразования, величина одноставочного компонента на тепловую энергию установлена равной одноставочному тарифу на тепловую энергию, определенному для ООО "Тверская генерация" и МУП "Энергетик" приказами Комиссии от 18 декабря 2015 г. N 388-нп и N 385-нп соответственно; компонент на теплоноситель установлен равным тарифу на теплоноситель, определенному приказом Комиссии от 30 ноября 2015 г. N 377-нп.
Из материалов дела также следует, что тарифы установлены в соответствии с предельными индексами изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2016 год и предельно допустимым отклонением от величины указанного индекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2182-р, а также не превышает индексы, определенные постановлением Губернатора Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 173-пг (в зависимости от уровня благоустроенности жилищного фонда).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 31 декабря 2015 г., N 183 (28.195).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанный приказ Комиссии принят уполномоченным органом в установленном порядке и соответствует нормам действующего федерального законодательства в сфере теплоснабжения.
Компетенция Комиссии в сфере тарифного регулирования предусмотрена Положением о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г. N 141-пп.
Согласно пункту 1 Положения Комиссия является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением.
В сфере теплоснабжения Комиссия устанавливает в том числе тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (пункт 13 Положения).
Нормы федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении, а также об электроэнергетике не применимы к рассматриваемому случаю, это другие виды тарифного регулирования.
Из части 4 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится в том числе горячее водоснабжение: а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; б) транспортировка горячей воды. Соответственно, в сфере горячего водоснабжения регулированию подлежат тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) и тариф на транспортировку горячей воды.
Регулирование тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения именно в сфере теплоснабжения обусловлено техническими особенностями подогрева воды в различных системах водоснабжения (открытой и закрытой).
Установленные теплоснабжающим организациям - ООО "Тверская генерация" и МУП "Энергетик" - тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения подлежат регулированию в сфере теплоснабжения исходя из прямого указания закона.
Из пунктов 15, 16, 20 Правил следует, что регулируемая организация обращается в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов, к которому прилагаются обосновывающие документы и материалы (исчерпывающий перечень, необходимый для открытия дела об установлении тарифов), в том числе бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.
Орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанной организации.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, что не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации (пункт 26 Правил).
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено данным пунктом.
Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования) (пункт 32 Правил).
Согласно пункту 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
С учетом изложенного доводы административного истца о принятии оспариваемого приказа некомпетентным органом и о нарушении Правил являются несостоятельными.
Мотивированного обоснования административного истца о завышении Комиссией установленных тарифов не представлено.
Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств нарушения оспариваемым приказом Комиссии прав и законных интересов административного истца в части тарифов, установленных для потребителей МУП "Энергетик", так как Харитонов М.И. является потребителем ООО "Тверская генерация", проживает в городе Твери и не осуществляет оплату коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения, в городе Конаково.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 30 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Харитонова М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 35-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был