В практике кредитных организаций - членов АРБ возникают проблемы применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа (далее - Закон N 54-ФЗ) в связи со вступлением в силу изменений, внесенных в него Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ).
В частности, Законом N 290-ФЗ была утверждена новая редакция статьи 2 Закона N 54-ФЗ, содержащая перечень случаев, освобождающих кредитные организации от необходимости применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ:
- контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств;
- контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.
Таким образом, исходя из нормы пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ в новой редакции, контрольно-кассовая техника не применяется в процессе функционирования банкоматов и платежных терминалов.
Однако остается неясным, должна ли применяться банком контрольно-кассовая техника при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет" с учетом нормы пункта 5 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ).
Указанной нормой предусмотрено, что пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применение устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченных им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Соответственно возникает вопрос, каким "пользователям" адресована эта норма. Известно, что при расчетах по сети "Интернет" продавец товара (он же пользователь сети "Интернет") в ряде случаев разрешает оплату товара с помощью платежной банковской карты. Когда покупатель выбирает этот способ оплаты, то сайт продавца связывает покупателя с обслуживающим его банком, через WEB POS терминал которого покупатель (держатель банковской карты) дает распоряжение банку-эмитенту оплатить приобретаемый товар. В этом случае банк продавца (банк-эквайрер) также является пользователем сети "Интернет".
Очевидно, что по результатам оплаты товара покупатель товара (плательщик) должен получить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме. Однако не понятно, кто из указанных лиц обязан ему этот документ предоставить: продавец товара или обслуживающий его банк. Формально оба указанных лица являются пользователями сети "Интернет" и попадают под действие пункта 5 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ. Однако абзац 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ освобождает кредитные организации от применения контрольно-кассовой техники в аналогичных случаях.
Сходная проблема возникает в практике кредитных организаций и в других случаях.
Например, не ясно, обязаны ли банки применять контрольно-кассовую технику при осуществлении физическими лицами переводов денежных средств в целях оплаты коммунальных и иных услуг. В настоящее время некоторые банки используют зарегистрированные в ФНС России контрольно-кассовую технику "офлайн".
В связи с изложенным просим высказать позицию Министерства финансов Российской Федерации по следующим вопросам:
- обязаны ли банки выдавать держателям платежных банковских карт кассовые чеки при оплате товаров с использованием сети "Интернет" через WEB POS терминал банка?
- обязаны ли банки применять контрольно-кассовую технику при осуществлении переводов физических лиц для оплаты коммунальных и иных аналогичных услуг?
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 20 апреля 2017 г. N А-01/5-238 "О применении контрольно-кассовой техники при расчетах платежными картами через сеть "Интернет"
Текст письма официально опубликован не был