Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 66-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Иркутской области об оспаривании постановления Правительства Иркутской области от 23 июля 2015 г. N 353-пп "О переводе земельного участка"
по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 13 октября 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка" Рамазанова У.Г., представителя Минприроды России Сорокина И.А., представителя Росприроднадзора и Управления Росприроднадзора по Иркутской области Акиева Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
и.о. прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Правительству Иркутской области о признании противоречащим закону и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Иркутской области от 23 июля 2015 г. N 353-пп "О переводе земельного участка" (далее - Постановление N 353-пп), которым земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:599 (адрес: Иркутская обл., Ольхонский р-н, м. Хужир-Нугэ), государственная собственность на который не разграничена, площадью 14 210 кв. м, переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Решением Иркутского областного суда от 13 октября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 353-пп признано не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Министерство имущественных отношений Иркутской области и Правительство Иркутской области просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. По мнению подателей жалоб, выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права и недостоверных доказательствах. Суд первой инстанции в нарушение части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) не выяснил, в чём заключается нарушение оспариваемым актом прав неопределённого круга лиц.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Минприроды России, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Управление Росприроднадзора по Иркутской области и прокурор, участвующий в деле, представили возражения.
Данильчик Д.В., который на момент принятия оспариваемого акта являлся арендатором земельного участка, и является заинтересованным лицом по делу, а также Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области поддержали доводы апелляционных жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона N 172-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на момент принятия оспариваемого Постановления N 353-пп испрашиваемый земельный участок относился к государственным землям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 ЗК РФ, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 2 приложения N 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
Прибайкальский национальный парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 000 га в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 000 га земель государственного фонда, а также 112 000 га земель сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. При этом границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:599 расположен в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах Прибайкальского национального парка, находится в зоне с особыми условиями использования территории, в части водоохранной зоны озера Байкал. Данное обстоятельство в суде апелляционной инстанции подтвердил представитель ФГБУ "Объединённая дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:599 относится к землям федеральной собственности в силу закона.
С учётом приведённых выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на изменение целевого назначения и осуществление перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, что соответствует также положениям статьи 215 КАС РФ.
Довод апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о нарушении прав и свобод неопределённого круга лиц, является необоснованным, так как это обстоятельство было предметом оценки суда. В силу взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 94 и пункта 2 статьи 95 ЗК РФ, Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к объектам общенационального достояния, в связи с чем суд правильно установил, что оспариваемым постановлением затронуты права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и интересы Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, поскольку сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств и основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
С учётом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 13 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 66-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был