Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 апреля 2017 г. N 76/2-288-2017 О разъяснении порядка проведения органами прокуратуры проверок в связи с принятием Федерального закона от 7 марта 2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 апреля 2017 г. N 76/2-288-2017

 

Вопрос: Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции фед. закона от 07.03.2017 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.  При этом согласно п. 2 ст. 21 указанного закона проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

При этом до внесения федеральным законом от 07.03. 2017 г. N 27-ФЗ указанных изменений, закон о прокуратуре не содержал указанного ограничения в части основания для проведения прокурорской проверки. По этой причине прокуратуры проводили проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина согласно планам своей работы на ближайший временной период, а также проводили внеплановые прокурорские проверки по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, решениям прокуроров субъектов РФ и т.д.(см. п.п. 1, 21011 Справочника N 1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 18.07.2013 N 295 "Об утверждении и введении в действие Временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ"), в том числе проверки тех хозяйствующих субъектов, в отношении которых в прокуратуру не поступало информации о признаках нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Просим пояснить, является ли в настоящий момент незаконной проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, проводимая прокуратурой, если таковая проводится согласно поручению Президента РФ либо Правительства РФ либо вышестоящей прокуратуры в отношении конкретного лица, и при этом в органы прокуратуры не поступило информации о том, что данное лицо нарушало (не соблюдало) права и свободы человека и гражданина?

Просим пояснить, является ли в настоящий момент незаконной проверка исполнения законов, проводимая прокуратурой в отношении конкретного лица, если таковая проводится согласно плану работы прокуратуры, и при этом в органы прокуратуры не поступило информации о том, что данное лицо нарушало (не соблюдало) права и свободы человека и гражданина?

 

Ответ: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение о разъяснении порядка проведения органами прокуратуры проверок в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) органы прокуратуры не наделены полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации. Вместе с тем по существу поставленных вопросов полагаю возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Пункт 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" обязывает прокуроров проводить проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В соответствии с пунктом 4.1 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2016 N 276, деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам в соответствии с полугодовыми планами работы, разработанными на основе изучения состояния законности и прокурорской деятельности.

Аналогичные положения содержатся в регламентах работы прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

При организации надзорных проверок прокуроры всех уровней обязаны руководствоваться данными положениями закона и организационно-распорядительных документов.

 

И.о. начальника отдела
по надзору за законностью
проверок органов контроля

Л.В. Зюзенкова

 

Разъяснено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения, требующих принятия мер. Условие - сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без такой проверки.

Прокуроры обязаны проводить проверки на основании поступившей информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Деятельность подразделений Генеральной прокуратуры РФ осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам в соответствии с полугодовыми планами работы, разработанными на основе изучения состояния законности и прокурорской деятельности.


Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 апреля 2017 г. N 76/2-288-2017


Текст письма официально опубликован не был