Рекомендации участников круглого стола
Заслушав и обсудив информацию заместителя министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородовой, председателя Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, представителей министерств, Общественной палаты Российской Федерации, представителей экспертного сообщества, участники круглого стола отмечают следующее.
Аспирантура является основной формой профессионального исследовательского образования, важнейшим институтом в подготовке кадров высшей квалификации для работы в сфере образования, науки, высоких технологий и для некоторых иных видов интеллектуальной деятельности.
В аспирантуре готовятся профессионалы, обладающие творческим мышлением, широким научным кругозором, способностью самостоятельно проводить научные исследования в соответствующей профессиональной области, умением передать в доступной форме свои научные знания широкой аудитории.
Переход к экономике, основанной на знаниях, изменяет структуру рабочих мест на рынке труда и существенно расширяет потребность в кадрах высшей квалификации в корпоративном секторе, сфере государственного управления. Цикл подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации в системе профессионального образования занимает 9-10 лет. В то же время система прогноза потребности в подготовке кадров высшей квалификации с учетом заинтересованности в них различных секторов экономики, региональных особенностей развития экономики и социальной сферы в нужной степени еще не сложилась.
В некоторых странах аспирантура традиционно рассматривается как уровень университетского образования, целью которого является подготовка академических и научных кадров высшей квалификации для работы в университетах, научных центрах и научно-производственных компаниях. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) были отнесены к третьему уровню высшего образования. Соответственно, на аспирантуру (адъюнктуру) стало распространяться действие всех правовых норм, относящихся к системе высшего образования.
Новая модель подготовки научно-педагогических кадров начала функционировать с 2013 года. К настоящему времени Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены 53 федеральных государственных образовательных стандарта по направлениям подготовки научно-педагогических кадров. Во исполнение норм Федерального закона об образовании приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), оптимизированы требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности в части наличия медицинских кабинетов и пунктов питания. Образовательным организациям, реализующим программы аспирантуры (адъюнктуры), предоставлено право для иностранных граждан устанавливать изучение русского языка в качестве иностранного языка в рамках дисциплины (модуля) "Иностранный язык", что соответствует Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, утвержденной Президентом РФ 03.11.2015 N Пр-2283.
Первый выпуск специалистов высшей квалификации, подготовленных по новой модели, состоится в конце 2017 года. В то же время уже появившаяся правоприменительная практика позволяет сделать первые оценки организации подготовки научно-педагогических кадров в новых условиях и отметить ряд выявившихся проблем.
По мнению участников круглого стола, для успешного совершенствования организации подготовки научно-педагогических кадров необходимо не только развитие норм законодательства об образовании, о науке и научно-технической политике, но и законодательства о труде. Так, до настоящего времени отсутствует профессиональный стандарт научного работника, а в разработанных профессиональных стандартах (включая профессиональный стандарт преподавателя) квалификации 8-9 уровней (лица, закончившие аспирантуру, кандидаты и доктора наук) практически не предусмотрены.
Более того, в приказе Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"* усматривается несоответствие между описанием полномочий и ответственности и характера знаний и умений 8-го и 9 уровня квалификации. Так, в 8 уровне умения направлены на решение задач исследовательского и проектного характера, что напрямую связано с аспирантурой, однако в полномочиях и ответственности указано определение стратегии, управление процессами, принятие решений на уровне крупных организаций, что больше связано с управленческой, а не исследовательской деятельностью. Кроме того, для присвоения квалификации 8-9-го уровня не требуется наличие ученой степени, а также размыты границы профессиональной деятельности, для осуществления которой необходимо наличие высшего образования уровня аспирантуры. Для достижения 8-го и 9 уровня квалификации в соответствии с данным приказом возможно как получение образования уровня аспирантуры, так и магистратуры или специалитета.
В соответствии с требованиями Федерального закона об образовании освоение программ третьего уровня высшего образования должно завершаться государственной итоговой аттестацией. В случае ее успешного прохождения выпускники получают квалификацию "Исследователь. Преподаватель-исследователь.", которая дает им право заниматься научно-педагогической деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации. При этом для успешного окончания аспирантуры не требуется защищать научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук. В такой ситуации возникают риски как снижения стимула к обучению на третьем уровне высшего образования, так и заинтересованности в защите кандидатской диссертации аспирантами, несмотря на то что процент защищенных диссертаций включен в разряд индикаторов успешности работы аспирантур.
В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон о науке) научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации, которая предусматривает в случае успешной оценки квалификации присуждение ученой степени кандидата наук без обязательности окончания аспирантуры. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством допуск к научно-педагогической деятельности осуществляется через различные системы государственной аттестации, отличающиеся набором установленных в них требований.
Участники заседания круглого стола считают целесообразным усилить ориентацию образовательных программ в аспирантуре (адъюнктуре) на формирование у обучающихся навыков самостоятельного проведения исследований, публикацию обучающимися получаемых в процессе обучения научных и практических результатов в ведущих журналах, подготовку выпускной квалификационной работы, максимально приближенной к требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Вместе с этим участники круглого стола считают, что необходимо сохранить и развивать систему государственной научной аттестации как самостоятельный институт установления научной квалификации соискателей ученых степеней. Одновременно следует дополнительно проанализировать применяемые в настоящее время показатели эффективности работы аспирантур и усилить взаимосвязь результативности работы аспирантуры с показателями защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук выпускниками аспирантуры (адъюнктуры) в не более чем трехлетний период с момента окончания обучающимися аспирантуры.
В настоящее время существует нормативный вакуум в части определения прав, обязанностей организации и выпускника аспирантуры, завершающего диссертацию после успешного завершения обучения в аспирантуре. Переход к системе оценивания результатов защит диссертаций в течение 2-3-х лет после окончания аспирантуры требует нормативного обустройства перехода между аспирантурой и диссертационными советами.
Неоднозначным, по мнению участников круглого стола, является предложение по введению "исследовательской аспирантуры", как особой формы организации образовательной программы, поскольку:
- в утвержденных ФГОС третьего уровня высшего образования уже около 80% времени отведено на проведение научных исследований и практик;
- требования к получению лицензий на образовательную деятельность для аспирантур, открытых в научных организациях, вполне могут быть ими выполнены, что и было успешно подтверждено практикой 2016 года;
- Федеральным законом об образовании предоставлены возможности использования сетевой формы обучения в аспирантуре, с помощью которой научные организации на основании двухстороннего договора могут передавать университетам осуществление образовательных функций.
Вместе с тем недоиспользованным ресурсом повышения результативности обучения в аспирантуре являются возможности усиления преемственности обучения студентов, проявивших склонности к научно-исследовательской деятельности при освоении ими программ магистратуры, с дальнейшим продолжением их обучения в аспирантуре, в том числе на условиях целевого приема и (или) целевого обучения. Подобный подход может позволить создать многоуровневую систему формирования исследовательских компетенций у обучающихся и увеличить время подготовки диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата наук до 5 (6) лет.
За последние три года для 10 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов объем контрольных цифр приема в аспирантуру увеличился с 5,0 тысяч до 5,4 тыс. человек, в то время как для 250 классических, технических, педагогических и экономических университетов объем бюджетного приема в аспирантуру уменьшился с 5,6 тысяч до 2,9 тыс. человек. В связи с этим требует дополнительного изучения вопрос организации подготовки научно-педагогических кадров для тех регионов России, в которых отсутствуют организации, реализующие программы аспирантуры, и диссертационные советы. По мнению участников круглого стола, в решении этой проблемы возможны два подхода в зависимости от возможностей регионов и активности работы университетов:
- направление перспективных специалистов на целевое обучение в аспирантуру ведущих университетов страны;
- привлечение специалистов топ-уровня к работе в ведущих региональных университетах.
Важным ресурсом повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации, в том числе с учетом региональных особенностей организации подготовки, являются применение сетевой формы реализации образовательных программ третьего уровня высшего образования и использование форм интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности, предусмотренных Федеральным законом об образовании. Для эффективного использования участниками образовательного процесса этого ресурса требуется дополнительная методическая поддержка и методическое сопровождение внедрения этих форм со стороны Минобрнауки России.
Дополнительным фактором повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и снижения управленческих затрат на ее организацию может также стать упрощение требований к организации учебного процесса в части создания единого ФГОС для третьего уровня высшего образования (аспирантуры в целом).
Участники круглого стола отмечают актуальность вопросов, связанных со сложностью применения законодательства об образовании, созданного для реализации образовательных программ с высокой долей учебной нагрузки (80% - в бакалавриате и 50% - в магистратуре), и переноса этих законодательных норм на программы аспирантуры с низким удельным весом учебной нагрузки (13-16%).
Применение некоторых норм, очевидных для первого и второго уровней высшего образования, вызывает вопросы для третьего уровня высшего образования. Например, стипендию аспирантам следует назначать с учетом текущей результативности освоения образовательной программы. Но если для студента стипендия назначается по итогам каждой сессии, то для аспиранта форма промежуточной полугодовой аттестации в аспирантуре ни одним нормативным правовым актом пока не определена.
Кроме того, аспирант не имеет зачетной книжки, в нормативных документах об этом ничего не сказано. В то же время в программе Рособрнадзора по проверке деятельности аспирантуры появилось требование о наличии зачетной книжки аспиранта. До вступления в силу Федерального закона об образовании роль зачетной книжки выполнял индивидуальный план работы аспиранта, где были отметки о выполнении работы. Такая форма учета индивидуальных достижений аспиранта сохранилась в настоящее время. Имеющиеся расхождения ставят вопрос о необходимости разработки специальных инструментов текущего контроля обучения в аспирантуре при учете того, что около 80% объема образовательной программы отведено на проведение аспирантом научных исследований.
Также следует обратить внимание на решение таких существенных задач, как:
- определение понятия "академическая задолженность" в отношении аспирантских программ как третьего уровня высшего образования;
- установление условий ликвидации "академической задолженности" в аспирантуре;
- утверждение методики аккредитации программ аспирантуры, учитывающей при оценке результатов и условий реализации программ результаты и условия, относящиеся в большей части трудоемкости программы - модулям "практики и научно-исследовательская работа";
- пересмотр подсчета трудоемкости программы, основывающегося на понимании трудоемкости, как аудиторной нагрузки обучающегося (по аналогии с основной образовательной программой бакалавриата-магистратуры), при решении вопроса о досрочном освоении программы аспирантуры и досрочном завершении диссертации;
- изменение порядка приема в аспирантуру в части предоставления образовательным и научным организациям большей самостоятельности в определении формата вступительных испытаний (отказ от обязательного для всех аспирантур перечня вступительных испытаний, переход к практике "раннего приема" до вручения дипломов магистратуры, что позволит конкурировать за лучших выпускников магистратуры с ведущими зарубежными вузами).
Все это предполагает необходимость развития законодательства, учитывающего разницу образовательных программ, реализуемых на разных уровнях высшего образования.
Существует неравенство в правах аспирантов и обучающихся на втором уровне высшего образования в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Так, для обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета и магистратуры предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, в том числе получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования (при условии, если общий срок, на который обучающемуся была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год). Для аспирантов, получивших академический отпуск или переведенным с одной образовательной программы на другую, отсрочка от призыва на военную службу не предусмотрена.
По мнению участников круглого стола, темой, требующей дополнительного изучения, является организация подготовки кадров высшей квалификации для корпоративного сектора и сектора государственного управления, где специфика трудовой деятельности не связана исключительно с проведением научных исследований и получением новых знаний. Наиболее естественным подходом в развитии подготовки кадров для этих секторов экономики представляется расширение образовательной части программы обучения в аспирантуре за счет включения в нее курсов и дисциплин, развивающих управленческие и аналитические компетенции, умение эффективно обрабатывать большие объемы разнородной информации, проектировать наиболее оптимальные пути достижения поставленных управленческих целей. Для подобных образовательных программ по аналогии с имеющимся опытом зарубежных университетов целесообразно рассмотреть возможности завершения обучения выдачей диплома типа "Доктор делового администрирования", "Доктор государственного управления" с присвоением соответствующей квалификации.
Исходя из вышеизложенного, участники круглого стола рекомендуют.
1. Правительству Российской Федерации
1.1. Утвердить методику определения прогнозной потребности в кадрах высшей квалификации с учетом стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и необходимости удовлетворения образовательных потребностей граждан.
1.2. Принять меры по совершенствованию системы целевого приема и целевого обучения при подготовке научно-педагогических кадров.
1.3. Рассмотреть возможности:
- организации специализированной подготовки кадров высшей квалификации для корпоративного сектора и сектора государственного управления;
- усиления адресной государственной поддержки наиболее успешных аспирантов;
- расширения финансовой поддержки отечественных научных изданий.
2. Министерству образования и науки Российской Федерации
2.1. Актуализировать нормативное обеспечение деятельности аспирантуры в части:
- доработки модели аспирантуры как программы подготовки научно-педагогических кадров и актуализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по образовательным программам аспирантуры в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (уточнение модели выпускника и его места в национальной системе квалификаций, повышение вариативности образовательной программы);
- обновление порядка приема на программы аспирантуры (расширение механизмов конкурсного приема в аспирантуру, целевой прием), в том числе и в части приема иностранных граждан;
- разработки нормативных правовых актов для решения задачи соотнесения государственной итоговой аттестации по программам аспирантуры с институтом присуждения ученых степеней;
- предусмотреть возможность обучающемуся в аспирантуре на бюджетной основе в случае досрочной защиты кандидатской диссертации завершить освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в полном объеме на бюджетной основе и получить наряду с дипломом о присуждении ученой степени кандидата наук диплом об образовании и квалификации с присвоением квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" (а также возможность обучения кандидата наук в аспирантуре с целью получения диплома об образовании и квалификации с присвоением квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь");
- реализации образовательных программ аспирантуры в сетевой форме, в том числе посредством:
договоров о сетевой форме реализации образовательных программ аспирантуры, заключаемых между участниками сетевого взаимодействия, в которых предусмотреть определение статуса обучающегося образовательной программы, реализуемой в сетевой форме (подлежит ли он зачислению в организации, участвующие в сетевой форме, при направлении его для освоения части ООП и т.п.);
порядок перевода (движения) обучающегося из одной образовательной организации в другую при реализации образовательной программы в сетевой форме, что особенно актуально при заключении международных договоров;
- распределения бюджетного финансирования между участниками при реализации образовательной программы в сетевой форме;
- проработки вопроса о возможности реализации интегрированных программ магистратуры и аспирантуры;
- проработки вопроса о реализации образовательной программы в сетевой форме организациями, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности по близким направлениям подготовки одного или разных уровней образования, а также в местах осуществления образовательной деятельности в базовых подразделениях.
2.2. Реализовать меры по гармонизации сети диссертационных советов и аспирантур, в том числе с помощью расширения эксперимента по предоставлению образовательным и научным организациям права присуждения собственных ученых степеней.
2.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности использования образовательными и научными организациями вместо ФГОС самостоятельно установленных образовательных стандартов (СУОС) с переносом части нагрузки из блока образовательных дисциплин и модулей в блок научно-производственных практик и НИР в целях большего соответствия специфике подготовки исследователей в данной области.
2.4. В качестве одного из критериев при оценке эффективности деятельности вузов установить процент защит кандидатских диссертаций аспирантами через 2-3 года после окончания аспирантуры.
2.5. В целях расширения возможностей региональных научных центров и университетов по подготовке научно-педагогических кадров активизировать работу по включению региональных научных журналов и научных изданий в международные базы данных, а также по развитию отечественной базы данных Russian Science Citation Index и учету ее данных при оценке научного вклада российских ученых.
2.6. Пересмотреть существующие наукометрические показатели (в части публикационной активности, индекса цитируемости, уровня и видов публикаций, патентной деятельности) в отношении гуманитарных и технических наук с целью более качественной и полной оценки значимости научных исследований (в том числе проводимых в рамках диссертационных исследований) и учета потребности развития отечественной науки.
2.7. Рассматривать при оценке эффективности деятельности вузов и научных организаций не только исключительно количество публикаций в зарубежных изданиях, но также и возможность привлечения к публикациям в отечественных научных изданиях ведущих зарубежных ученых, в том числе в соавторстве.
2.8. Провести анализ обеспеченности российскими научными журналами, включенными в международные индексы научного цитирования, в разрезе отраслей науки.
2.9. Организовать методическую поддержку и методическое сопровождение реализации образовательных программ в аспирантуре (адъюнктуре) и интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности.
2.10. Совместно с Российской академией наук и с заинтересованными федеральными исполнительными органами государственной власти разработать профессиональный стандарт научного работника.
2.11. Сформировать единую систему статистического учета результатов реализации программ аспирантуры, обеспечив достоверность фиксируемых результатов подготовки аспирантов.
2.12. Проработать вопрос о применении к аспирантуре норм, созданных для первого и второго уровня высшего образования. Разработать инструменты для управления и оценки деятельности аспирантов и организаций по реализации основной образовательной программы аспирантуры в части модулей "практики и научно-исследовательская работа".
2.13. Проработать вопрос о нормативном определении прав и обязанностей организаций и выпускников аспирантуры, завершающих диссертацию; нормативном обустройстве перехода аспирантов между аспирантурой и диссертационным советом.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации
3.1. Сформировать методические рекомендации по формированию обобщённых трудовых функций 8-го и 9 квалификационного уровня применительно к уровню аспирантуры.
3.2. Разработать формат описания отраслевых рамок квалификации и методические рекомендации по формированию отраслевых рамок квалификаций (отразив место выпускников аспирантуры и кандидатов наук).
4. Министерству обороны Российской Федерации
4.1. Рассмотреть вопрос о сохранении права на отсрочку от призыва на военную службу за обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования.
5. Комитету Государственной Думы по образованию и науке
5.1. Поручить Экспертному совету по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке с участием представителей экспертных советов по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности, по фундаментальным и прикладным научным исследованиям, по медико-биологическим наукам, международному сотрудничеству в сферах образования и науки при Комитете Государственной Думы по образованию и науке проработать вопросы подготовки научно-педагогических кадров, касающиеся:
- взаимосвязи государственной итоговой аттестации в аспирантуре как на третьем уровне высшего образования с защитой диссертаций и присуждением ученых степеней;
- обеспечения преемственности образовательных программ аспирантуры с образовательными программами магистратуры с целью создания многоуровневой системы формирования исследовательских компетенций;
- соотношения ученых степеней кандидата наук и PhD, DPA, DBA, пр.;
- сохранения двухстепенной системы ученых степеней в Российской Федерации или перехода на одностепенную систему.
5.2. Предусмотреть по итогам проработки вопросов, указанных в пункте 5.1, а также по итогам первого выпуска аспирантуры как третьего уровня высшего образования, по итогам первой государственной итоговой аттестации аспирантов включение в план работы Комитета Государственной Думы по образованию и науке в 2017 году тематического вопроса о подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре.
5.3. Подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в Федеральный закон от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в части продления срока действия пилотного проекта по предоставлению отдельным образовательным организациям высшего образования и научным организациям права присуждения собственных ученых степеней.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
6.1. Создать механизмы мониторинга и прогнозирования потребности в научно-педагогических кадрах и необходимой численности специалистов данной квалификации по направлениям подготовки по территориальному размещению организаций науки и высшего образования.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
______________________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 23. - С. 66-72.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 декабря 2016 г. N 12-2 "О подготовке научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", апрель 2017 г., N 11