Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Отбор и обучение испытателей, выполняющих органолептический анализ
В.1 Предварительное тестирование испытателей
Предварительное тестирование призвано проверить чувствительность кандидата в испытатели к веществам, которые в малых количествах могут присутствовать в воде, остроту восприятия запахов, вкусов и привкусов и способность к определению различий.
Испытателям предоставляются контрольные образцы для проведения тестов (концентрации тестируемых веществ выше порогового уровня) и выдаются анкеты по формам В.1.1.1, В.1.2.1, В.1.3.1.
В.1.1 Тест на обнаружение одинаковых веществ (испытания "А" - "Не А").
Испытателю предоставляется образец вещества "А" и дается возможность ознакомиться с ним. Затем предоставляются 6 - 8 образцов, некоторые из которых являются образцом "А", тогда как другие отличаются от образца "А". Для каждого образца испытатель должен определить, является ли он идентичным или не идентичным "А". Все образцы "Не А" аналогичны (например, вода по 5.6). Порядок предоставления образцов случайный. Испытатель имеет свободный доступ к образцу "А" в течение всего процесса испытания.
Форма В.1.1.1
Анкета для теста на обнаружение одинаковых веществ (испытания "А" - "Не А")
Ф.И.О испытателя _________________________________ Дата _____________________________
Инструкция: испытывайте образцы один за другим и заполняйте анкету. В представленных образцах есть образцы, идентичные образцу "А", и образцы, отличные от него. Все образцы "Не А" аналогичны. Для каждого образца необходимо определить, является ли он идентичным или не идентичным образцу вещества "А". Ставьте знак "v" в соответствующей графе.
|
Испытатель отвечает на вопросы анкеты, когда приходит к какому-то решению.
В.1.2 Тест на определение раздражителя (метод треугольника).
Исследованию подвергается только одно вещество. Испытателю предоставляют два образца тестируемого вещества и один образец воды без запаха/вкуса или наоборот - один образец тестируемого вещества и два образца без запаха/вкуса. Испытатель должен определить, какой именно из трех образцов является отличным.
Форма В.1.2.1
Анкета для теста на определение раздражителя (метод треугольника)
Ф.И.О испытателя _________________________________ Дата _____________________________
Инструкция: испытывайте образцы в порядке слева направо. Два образца подобны друг другу, а один - отличен от них. Выберите непарный (т.е. отличающийся от двух других) образец и отметьте его, поставив знак "v" в соответствующей графе.
|
Испытатель отвечает на вопросы анкеты, когда приходит к какому-то решению.
В.1.3 Тест на определение различных уровней интенсивности раздражителя
В каждом тесте испытателю в произвольном порядке предоставляются три образца разной концентрации тестируемого вещества, которые испытатель должен разместить в порядке возрастания интенсивности раздражителя.
Форма В.1.3.1
Анкета для теста на определение уровней интенсивности раздражителя
Ф.И.О испытателя _________________________________ Дата _____________________________
Инструкция: испытывайте образцы один за другим и заполняйте анкету, вписывая коды образцов слева направо в порядке возрастания интенсивности раздражителя. В тесте представлены три образца разной концентрации тестируемого вещества.
|
Испытатель отвечает на вопросы анкеты, когда приходит к какому-то решению.
В.1.4 По результатам предварительного тестирования оформляется протокол.
ПРОТОКОЛ N _______ от ____________
Протокол результатов предварительного тестирования испытателя
_________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О работника)
Результаты по тесту на обнаружение одинаковых веществ (испытания "А" - "Не А")
Номер п/п |
Дата |
Код образца |
Заданная оценка интенсивности запаха/вкуса, балл |
Заданный характер запаха/вкуса |
Результаты теста |
Оценка результата |
||
вещество "А" |
вещество "Не А" |
вещество "А" |
вещество "Не А" |
уд/неуд |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты по тесту на определение раздражителя (метод треугольника)
Номер п/п |
Дата |
Код образца |
Заданная оценка интенсивности запаха/вкуса, балл |
Заданный характер запаха/вкуса |
Результаты теста |
Оценка результата |
уд/неуд | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты по тесту на определение различных уровней интенсивности раздражителя
Номер п/п |
Дата |
Код образца |
Заданная оценка интенсивности запаха/вкуса, балл |
Заданный характер запаха/вкуса |
Результаты теста |
Оценка результата |
уд/неуд | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение: _____________________________________________________________
Начальник лаборатории ____________________________ (подпись)
Неспособность выполнить два из трех предложенных тестов свидетельствует о непригодности испытателя.
В.2 Обучение испытателей
В.2.1 Испытатели, прошедшие предварительное тестирование, проходят обучение с последующим контрольным тестированием.
В.2.2 Обучение должно:
- выработать умение идентифицировать определенные запахи/вкусы;
- научить количественно оценивать интенсивность запахов/вкусов в баллах;
- вложить свойства образцов в сенсорную память испытателя;
- отработать процедуру проведения анализа (тестов);
- научить правильно заполнять анкету.
В.2.3 В процессе обучения:
- проводится ознакомление испытателей с контрольными образцами разной концентрации всех тестируемых веществ, которым приписаны значения интенсивности согласно таблицам Б.2, Б.3, и образцом "без запаха/ вкуса";
- испытатели учатся оценивать интенсивность образцов по пятибалльной шкале (таблицы 1, 2 данного документа);
- проводится поэтапное обучение по В.2.4.
В.2.4 На каждом этапе проводятся обучающие тесты, для каждого теста предоставляются испытателям 4 - 7 контрольных образцов и выдаются анкеты по форме В.2.6.1.
Во всех тестах первый образец всегда представляет собой воду по 5.6.
I этап
Изучаются образцы с одним характером запаха/вкуса, но с разной интенсивностью. Образцы располагаются в порядке возрастания интенсивности, могут быть включены дополнительно образцы с водой по 5.6.
II этап
Изучаются образцы с разным характером запаха/вкуса, но с одинаковой интенсивностью. Могут быть включены дополнительно образцы с водой по 5.6.
III этап
Изучаются образцы с разным характером и интенсивностью запаха/вкуса. Образцы располагаются в порядке возрастания интенсивности, могут быть включены дополнительно образцы с водой по 5.6.
Испытатели учатся отвечать на вопросы анкеты.
Количество обучающих тестов зависит от индивидуальных особенностей испытателей.
В.2.5 После обучения проводится контрольное тестирование по В.2.6 и оформляется протокол по форме В.3.1.
В.2.6 Тест на определение характера и интенсивности запаха/вкуса в контрольных образцах
Испытателям предоставляются четыре контрольных образца и выдается анкета по форме В.2.6.1:
- первый образец всегда представляет собой воду по 5.6;
- образцы могут быть с разным характером и интенсивностью запаха/вкуса;
- образцы располагаются в порядке возрастания интенсивности;
- может быть включен второй образец с водой по 5.6.
Форма В.2.6.1
Анкета для теста на определение характера и интенсивности запаха/вкуса в контрольном образце
Ф.И.О испытателя _________________________________ Дата _____________________________
Инструкция: испытывайте образцы один за другим слева направо и заполняйте анкету, отвечая на вопросы, в графы "да/нет" ставьте знак "v". Если запах/вкус в контрольном образце не установлен, то в графе "характер запаха/вкуса" пишите "без запаха/вкуса".
|
Испытатели проводят тестирование образцов согласно 5.8.1.3 и 5.8.2.3.
Испытатели отвечают на вопросы анкеты, когда приходят к какому-то решению.
В.3 Допуск к выполнению анализа
По результатам тестирования (протокол по форме В.3.1) при условии получения не менее 75% удовлетворительных результатов оформляется допуск работника к самостоятельному проведению органолептических анализов.
Форма В.3.1
Протокол N ___________ Дата _____________________
Результаты проверки способности испытателя оценивать характер и интенсивность запаха/вкуса в контрольном образце _______________________________________________________________ (должность, Ф.И.О. работника)
Заключение: ______________________________________________________________________________
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.