Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.А. Молостовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.А. Молостова оспаривает конституционность:
пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был дополнен положением о предоставлении ребенку, достигшему возраста 14 лет, права на получение установленной ему трудовой пенсии путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения трудовой пенсии в организации почтовой связи;
положения части 18 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которым ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма Федерального закона "О страховых пенсиях", примененная в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19, 38, 39 и 60 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 7, 54, 60, 61 и 170 Семейного кодекса Российской Федерации и статьям 26, 27 и 37 ГК Российской Федерации, поскольку умаляет ее право на воспитание и содержание сына, достигшего возраста 14 лет, а пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не должен распространяться на детей, находящихся на иждивении одиноких родителей, поскольку, как она полагает, законодатель ошибочно уравнял указанных детей в правах с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.А. Молостовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Согласно частям 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Положение пункта 5 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенное в действие Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в настоящее время воспроизведено в части 18 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Положение данной нормы, устанавливающее порядок выплаты страховой пенсии, назначенной ребенку, достигшему возраста 14 лет, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, в том числе в системной связи с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26 ГК Российской Федерации, закрепляющим право несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, и пунктом 4 статьи 26 указанного Кодекса, предусматривающим право суда при наличии достаточных оснований по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в ее жалобе.
Кроме того, представленными заявительницей копиями судебных постановлений не подтверждается применение при разрешении ее дела пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Разрешение же вопроса о проверке соответствия норм одного федерального закона нормам другого федерального закона, равно как и иных вопросов, поставленных заявительницей в жалобе, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Молостовой Надежды Алексеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 761-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Молостовой Надежды Алексеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положением части 18 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)