Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 72-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Коммунальник" о признании недействующим пункта 23.6 приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 г. N 209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края" (в редакции приложения к приказу от 30 июня 2016 г. N 85-НПА),
по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
на решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Федорчука А.Н., представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Батуевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Коммунальник" (далее - ОАО "Коммунальник", общество) обратилось в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 23.6 приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 г. N 209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края" (в редакции приложения к приказу от 30 июня 2016 г. N 85-НПА).
Решением Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2016 г. заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе прокуратурой Забайкальского края и ОАО "Коммунальник" представлены возражения.
Представитель прокуратуры Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. N 229, полномочиями по принятию нормативных правовых актов об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг в порядке установленном Правительством Российской Федерации, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которая с учетом экспертного заключения издала приказ от 5 ноября 2015 г. N 209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края".
Приказ официально опубликован в газете "Азия - Экспресс" от 18 декабря 2015 г. N 50/1 и действует в редакции приказа от 30 июня 2016 г. N 85-НПА, опубликованного 7 июля 2016 г. в газете "Азия - Экспресс", N 27.
Пунктом 23.6 приложения к приказу N 209 Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края установлен тариф потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях сельского поседения "Ясногорское" Забайкальского края на периоды с 1 января 2016 г. в размере 0,0204 Гкал/кв.м. и с 1 июля 2016 г. в размере 0,0204 Гкал/кв.м.
В соответствии с редакцией приложения, изложенной в приказе органа регулирования от 30 июня 2016 г. N 85-НПА, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях городского поселения "Ясногорское" Забайкальского края в пункте 23.6 приложения утвержден в ранее установленном размере.
Административный истец, оспаривая пункт 23.6 приложения к приказу полагал, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях подлежал применению метод аналогов, предусматривающий установление нормативов по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, расположенных в аналогичных климатических условиях на основе проведения выборки по показаниям общедомовых приборов учета.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению регулирующий орган использовал расчетный метод, не доказав невозможность применения метода аналогов, а также установление единого (средневзвешенного) для всех многоквартирных и жилых домов норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, степени благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов, что противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Приказ от 5 ноября 2015 г. N 209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края" издан регулирующим органом по своей инициативе в соответствии с предоставленными полномочиями и на основании данных представленными органами местного самоуправления по запросу тарифного органа.
Единой теплоснабжающей организацией на территории городского поселения "Ясногорское" является ОАО "Коммунальник" на основании постановления администрации городского поселения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район".
Согласно пункту 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, устанавливая, по своей инициативе, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению применила расчетный метод. Определение норматива расчетным методом, произведено на основании представленных органами местного самоуправления по запросам регулирующего органа от 11 марта 2015 г. и от 10 июня 2015 г. данных о жилом фонде городского поседения "Ясногорское". Из реестров жилого фонда городского поселения "Ясногорское" следует, что поселение состоит из одноэтажных, двухэтажных, пятиэтажных и девятиэтажных домов, введенных в эксплуатацию с 1943 по 1994 годы, сведений о степени благоустройства жилых домов, данных приборного учета не имеется.
Величина норматива отопления определена с учетом решения, принятого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", об установлении единого норматива отопления на территории муниципального образования "Городское поселение "Ясногорское".
В апелляционной жалобе регулирующий орган полагает, что нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению были установлены расчетным методом, в связи с фактическим отсутствием данных приборного учета потребления тепловой энергии и представительной выборке по поселению на момент установления нормативов.
Применяя расчетный метод норматива отопления в жилых помещениях регулирующий орган указал, что дифференциация норматива отопления в зависимости от конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных домов, приведет к значительному перекосу величины норматива отопления и росту размера платы для отдельных граждан, проживающих в малоэтажных многоквартирных домах. Кроме того, данный факт приведет к превышению индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, что является недопустимым.
Как следует из материалов дела в рамках предоставления тарифной заявки на услуги теплоснабжения на 2016-2018 гг. для потребителей городского поселения "Ясногорское" ОАО "Коммунальник" представлена информация с показаниями приборов учета тепловой энергии в жилых домах с разбивкой по годам, а также акты ввода приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию.
В нарушение требований пунктов 31-33, 37, 38 Правил N 306 тарифный орган не исследовал поступившие документы, не предпринял меры по истребованию у органов местного самоуправления, а также ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, необходимых документов для установления нормативов потребления коммунальных услуг. Доказательств о предпринятых действиях по формированию объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию соответствующих показаний приборов учета от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, не представлено.
Экспертное заключение тарифного органа также не содержит выводов о невозможности применения метода аналогов при расчете норматива.
Ссылка административного ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе до 31 декабря 2016 г. принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории региона нормативов потребления коммунальных услуг и в случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2020 г., правомерна отклонена судом первой инстанции, поскольку доказательства принятия такого решения органом государственной власти отсутствуют. Полномочиями на принятие указанного решения согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. N 229, орган регулирования не обладает.
Утверждения административного ответчика о том, что расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению приведет к значительному перекосу величины норматива и размера платы для граждан, проживающих в многоэтажных и малоэтажных домах, а также к превышению индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, судом оценены, и обоснованно признаны неподтвержденными, поскольку соответствующие расчеты не производились.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Доказательств невозможности применения методом аналогов при установлении расчетов потребления по отоплению жилых помещений административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 72-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был