Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается в рамках установленной компетенции учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по рассмотрению дел об административных правонарушениях предоставить полномочия, предусматривающие возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных в случае, если это необходимо для производства по делам об административных правонарушениях, а также возможность предоставления полицией информации о лицах, совершивших административные правонарушения (о владельцах транспортных средств) органам и учреждениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.
На наш взгляд, концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении с учетом следующего.
Законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) частью 5.1, предусматривающей возможность предоставления соответствующей информации, содержащейся в банках данных о гражданах, "органам и учреждениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации" (статья 2 проекта).
В отношении указанной формулировки обращаем внимание на то, что согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, при этом обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки, а содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки и не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Законопроектом также предлагается дополнить пункт 3 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ положением, согласно которому обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для осуществления "производства по делам об административных правонарушениях" (статья 3 проекта).
Полагаем, что если в Федеральный закон N 3-ФЗ будет внесено соответствующее изменение, предусматривающее возможность предоставления определенной информации, содержащейся в банках данных о гражданах, "органам и учреждениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях" (с учетом доработки проектируемой части 5.1 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ), указанный случай может охватываться пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ.
Кроме того, обращаем внимание на то, что используемая в статье 3 законопроекта формулировка "производства по делам об административных правонарушениях", на наш взгляд, носит широкий характер как в части субъектов, которые могут обрабатывать персональные данные, так и в части объема обрабатываемых персональных данных, в то время как в проектируемой части 5.1 статьи 17 Федерального закона N 3-ФЗ речь идет только о предоставлении соответствующим органам и учреждениям информации о лицах, совершивших административное правонарушение, и о владельцах транспортных средств.
Таким образом, по нашему мнению, предоставление полномочий по обработке персональных данных без согласия субъекта персональных данных органам и учреждениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях не в полной мере отвечает целям защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке их персональных данных.
Следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) "определяет подведомственность дел об административных правонарушениях" федеральным органам исполнительной власти в зависимости от задач и функций, возложенных на эти органы федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от задач и функций, возложенных на данные органы федеральными законами (части 4 и 5 статьи 1.3 Кодекса). На наш взгляд, право на рассмотрение дел об административных правонарушениях (в том числе на составление протоколов по делам об административных правонарушениях) обусловлено контрольными (надзорными) функциями органа, закрепленными в положении об этом органе либо ином нормативном правовом акте. Полагаем, что Кодекс, исходя из функций органа, закрепленных в иных нормативных правовых актах, определяет подведомственность органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации конкретных правонарушений. Между тем в законопроекте в отношении органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях по строго определенным Кодексом составам административных правонарушений, не конкретизирована процедура доступа к обрабатываемым персональным данным, в том числе составляющим государственную тайну. Тем самым, по сути, предлагаемый законопроектом подход не позволяет точно определить объем информации о субъекте персональных данных, к которой будут иметь доступ вышеуказанные органы и учреждения, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных как Кодексом, так и законами субъектов Российской Федерации.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.