Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается заменить институт публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности институтом общественных обсуждений.
Наименование проектируемой законопроектом (пункт 2 статьи 1) статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следует уточнить с учетом того, что в соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями в Кодекс предусматривается общественное обсуждение генеральных планов поселений и городских округов, а не всех документов территориального планирования. Слова "градостроительного зонирования" предлагается заменить словами "правил землепользования и застройки" (см. также проектируемую законопроектом статью 28.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Соответствующие уточнения следует внести в текст проектируемой законопроектом статьи 5.1 Кодекса.
Пункт 1 части 2 проектируемой статьи 5.1 Кодекса, в котором упоминается уполномоченный на проведение общественных обсуждений орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, нуждается в уточнении. В соответствии с Кодексом проведение публичных слушаний (в соответствии с законопроектом - общественных обсуждений) по проекту правил землепользования и застройки, по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Проведение публичных слушаний органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Кодексом не предусматривается. В случае, если имеются в виду органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, предлагается сделать соответствующее уточнение.
В пункте 1 части 2 проектируемой статьи 5.1 Кодекса слова "субъектом Российской Федерации" следует заменить словами "органом государственной власти субъекта Российской Федерации".
В части 3 проектируемой статьи 5.1 Кодекса предусмотрено, что оповещение о начале общественных обсуждений содержит, в том числе, сведения о порядке и формах подачи участниками общественных обсуждений предложений и замечаний по обсуждаемому проекту. В этой связи необходимо отметить, что формы подачи указанных предложений и замечаний определены в части 4 указанной проектируемой статьи Кодекса.
Положения частей 3 и 4 проектируемой статьи 5.1 Кодекса следует соотнести между собой, имея в виду, что в соответствии с частью 4 в период проведения экспозиции участники общественных обсуждений имеют право вносить замечания и предложения к обсуждаемому проекту, тогда как по смыслу части 3 в оповещении о начале общественных обсуждений могут быть установлены различные сроки проведения экспозиции и приема указанных замечаний и предложений.
Используемый в положениях проектируемой статьи 5.1 Кодекса термин "на территории, в границах которой проводятся общественные обсуждения" (пункт 2 части 3, часть 9, пункт 2 и 4 части 10, пункт 3 части 13 проектируемой статьи 5.1 Кодекса) нуждается в уточнении.
В пункте 1 части 4 проектируемой статьи 5.1 Кодекса слова "в письменной форме" предлагается исключить или заменить словами "в электронной форме", так как предусматривается направление предложений и замечаний с использованием сети "Интернет".
Обращаем внимание на дублирование положений абзаца четвертого части 6 и абзаца второго части 11 проектируемой статьи 5.1 Кодекса.
Абзац первый части 8 проектируемой статьи 5.1 Кодекса требует уточнения, так как указанные в данной части возможности, по нашему мнению, должны обеспечиваться не только информационными системами, но также и специальными сайтами в сети "Интернет", предназначенными для проведения общественных обсуждений (см. пункт 1 части 2 указанной проектируемой статьи).
Следует, на наш взгляд, обсудить вопрос об уточнении положений пункта 3 части 10 и абзаца первого части 11 проектируемой статьи 5.1 Кодекса в связи с возможным дублированием указанных в них сведений.
В абзаце третьем части 11 проектируемой статьи 5.1 Кодекса следовало бы уточнить порядок получения участником общественного обсуждения выписки из протокола общественных обсуждений, в том числе адресата соответствующего обращения и срок предоставления указанной выписки.
В связи с пунктом 1 части 15 проектируемой статьи 5.1 Кодекса, в соответствии с которым муниципальным правовым актом определяется уполномоченный на проведение общественных обсуждений орган местного самоуправления, обращаем внимание, что в соответствии с Кодексом публичные слушания (в редакции законопроекта - общественные обсуждения) по проекту правил землепользования и застройки, по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки (статьи 31, 39, 40 Кодекса).
В проектируемой законопроектом (подпункт "б" пункта 4 статьи 1) новой редакции части 1 статьи 28 Кодекса после слов "внесению в них изменений" предлагается дополнить словами "за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом," (см. часть 18 статьи 24 Кодекса).
Во вносимых законопроектом (подпункт "е" пункта 6 статьи 1) изменениях в часть 15 статьи 31 Кодекса необходимо заменить слова "публичных слушаний" словами "общественных обсуждений" во втором предложении данной части.
В соответствии с вносимыми законопроектом (подпункт "а" пункта 7 статьи 1) изменениями в часть 1 статьи 32 Кодекса предлагается вместо протоколов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и заключений о результатах таких публичных слушаний в качестве обязательного приложения к данному проекту указать протокол общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки. В этой связи нуждается в обсуждении вопрос об обязательном приложении к указанному проекту также заключения о результатах его общественного обсуждения.
В предлагаемой законопроектом (подпункт "б" пункта 14 статьи 1) новой части 10 статьи 63 Кодекса следует уточнить правильность отсылки к части 14 проектируемой статьи 5.1 Кодекса. Аналогичное замечание относится к статье 15 законопроекта.
Во вносимых законопроектом (подпункт "а" пункта 1 статьи 3) изменениях в пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" полагаем более корректным сделать отсылку на проектируемую законопроектом статью 5.1 Кодекса, а не на статью 28.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вносимое в пункте 1 статьи 9 законопроекта изменение в часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", предусматривающее уточнение предмета общественного обсуждения (исключается публичное обсуждение общественно значимых вопросов), нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обсуждении, так как не является предметом законопроекта и не вытекает из вносимых законопроектом изменений в Кодекс.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.