Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Южный федеральный центр спортивной подготовки", г. Сочи, Краснодарский край. Реконструкция объектов спортивной базы в г. Кисловодске. 5-й этап. Верхняя база (номер извещения 0573100031517000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Техническом задании документации об Аукционе по позициям 23, 29, 52, 199 установлены значения показателей товаров "Труба канализационная", "Трубы стальные электросварные прямошовные", "Гвозди строительные", "Маты теплоизоляционные", противоречащие ГОСТ;
2. В Техническом задании документации об Аукционе по позиции 51 установлены требования к марке товара "Плиты из минеральной ваты теплоизоляционные", которые вводят участников закупки в заблуждение.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 14.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 395 718 680, 86 рублей;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 04.04.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе по позициям 23, 29, 52, 199 установлены значения показателей товаров "Труба канализационная", "Трубы стальные электросварные прямошовные", "Гвозди строительные", "Маты теплоизоляционные", противоречащие ГОСТ.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции 23 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Труба канализационная": "Условный проход, мм, должен быть 50, 100, 150. Размеры должны соответствовать: D1, мм, должен быть более 60. D2, мм, должен быть более 70. D3, мм, должен быть менее 200.D4, мм, должен быть менее 200. D5, мм, должен быть более 95. S , мм, должна быть не менее 4,0. l, мм, должна быть не более 60. b, мм, должна быть 10. b1, мм, должна быть не более 12. Масса, кг, должна быть менее 50. Строительная длина L, мм менее 2000 Труба канализационная должна соответствовать ГОСТ 6942-98 "Трубы чугунные канализационные и фасонные части к ним. Технические условия".
Вместе с тем, на заседание Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 6942-98, например, минимальным размером D1 является 65 мм, а максимальным значением D3 является 180 мм.
На основании изложенного, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом по позиции 23 установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТ. Так например, заявка участника закупки, указавшего в составе первой части заявки размер D1 61 мм будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 6942-98.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции 29 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Трубы стальные электросварные прямошовные": "Наружный диаметр труб, мм, 108. Предельное отклонение по толщине стенки, мм, не более 0,5. Толщина стенки труб, мм, 3,5 - 5,0. Длина труб до 12 м. Масса трубы более 63,5 кг. Трубы стальные электросварные прямошовные должны соответствовать ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент", ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия".
Вместе с тем, на заседание Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ10704-91 установлено, в том числе, следующее:
"По длине трубы изготовляют: немерной длины: при диаметре св. 70 до 152 мм - не менее 4 м;
мерной длины: при диаметре св. 70 до 219 мм - от 6 до 9 м".
Кроме того, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ10704-91 установлено, в том числе, следующее:
Наружный диаметр, мм |
Теоретическая масса 1 м труб, кг, при толщине стенки, мм |
||||
108 |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
9,02 |
9,76 |
10,26 |
11,49 |
12,70 |
При этом, в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции 29 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Трубы стальные электросварные прямошовные": "Масса трубы более 63,5 кг".
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом по позиции 29 установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ. Так например, заявка участника закупки, указавшего в составе первой части заявки длину трубы 4 м., толщину стенки трубы 3,5 мм, массу трубы 36,08 кг в соответствии с требованиями ГОСТ10704-91, не будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, поскольку масса трубы в соответствии с требованиями документации об Аукционе должна быть более 63,5 кг.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции 52 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Гвозди": "Условный диаметр стержня не более 3,0 мм. Допустимые отклонения от круглости головок не более 0,9 мм. Гвозди строительные должны соответствовать ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия", ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с положениями ГОСТ 4028-63 установлено:
Условный диаметр стержня d |
1,8 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
|
Длина гвоздя l |
32 40 50 60 40 50 50 60 70 80 |
||||
Размер a |
- |
1,75 |
2,20 |
2,65 |
|
Наименьший диаметр головки D |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
Таким образом, для указанной в Техническом задании характеристики условного диаметра стержня, максимальным значением наименьшего диаметра головки D является 6,0
Вместе с тем, в соответствии с положениями ГОСТ 283-75 установлено:
"Отклонения от круглости головок не должны быть более 0,4 мм для гвоздей диаметром головки до 3,0 мм включ. 0,5 мм для гвоздей диаметром головки св. 3,0 до 6,0 мм включ".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом по позиции 52 установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, но противоречащие требованиям ГОСТов. Так, например, заявка участника закупки, указавшего в составе первой части заявки допустимое отклонение от круглости головок 0,8 будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 283-75.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены излишние требования к товару "Гвозди", например, в части требований к указанию показателя "Допустимые отклонения от круглости головок".
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции 199 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Маты теплоизоляционные": "Плотность, кг/кв.м от 21 до 25. Теплопроводность при температуре 10°С, Вт/мК, не более 0,032".
На заседание Комиссии установлено, что при описании указанной позиции использована единица измерения плотности кг/кв.м. Указанная единица измерения является ненадлежащей, поскольку единицей измерения плотности является кг/куб.м.
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что единица измерения плотности по позиции "Маты теплоизоляционные" содержит техническую ошибку.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе установлены значения показателей, не соответствующих ГОСТ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров такие (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров) как например 48, 155, 199 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе: "48. Краски МА-015: Степень перетира не более 50 мкм; 155. Кабель-канал: Ударная вязкость: >15 Дж/кв.м.; 199. Маты теплоизоляционные: Теплопроводность при температуре 10°С, Вт/мК, не более 0,032". Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, в Техническом задании документации об Аукционе по позиции 51 установлены требования к марке товара "Плиты из минеральной ваты теплоизоляционные", которые вводят участников закупки в заблуждение, поскольку указанные в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе марки не предусмотрены ГОСТ.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции 51 установлены, в том числе, следующие требования к товару "Плиты из минеральной ваты теплоизоляционные": "Марка должна быть 75 или 125 или 175".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа сообщил, что указанные марки товара "Плиты из минеральной ваты теплоизоляционные" существуют, при этом, по данному товару в Техническом задании не установлено соответствие ГОСТ.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 31.03.2017 по делу N К-235/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
1) нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Техническом задании документации об Аукционе значений показателей, противоречащих ГОСТ, а также ограничений на размещение заказов на поставки товаров, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов, противоречащие действующей редакции Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений".
2) нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к указанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров;
3) нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица;
4) нарушения частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившихся в не установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе положений о том, что информация о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, предоставляется Заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком, а также в не установлении ответственности за непредставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе положения о сроках возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
6) нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе условий, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
7) нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении о проведении Аукциона положения о том, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, при этом объем подлежащих выполнению работ установлен в документации об Аукционе.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок на основании решения от 31.03.2017 по делу N К-235/17 выдано предписание Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной Комиссии Уполномоченного органа при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требования, установленные в техническом задании документации об Аукционе, связанные с ненадлежащим описанием объекта закупки, установлением противоречивых требований ГОСТ, а также о необходимости предоставления сведений о конкретных показателях технологических процессов изготовления товаров, результатах испытаний, компонентного состава товаров. Кроме того, Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контракта установить в проекта контракта следующие положения: - обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта и ответственность за непредоставление указанной информации; - обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта; - типовые условия контракта, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части установления в Техническом задании документации об Аукционе по позициям 23, 29, 52, 199 значений показателей товаров "Труба канализационная", "Трубы стальные электросварные прямошовные", "Гвозди строительные", "Маты теплоизоляционные", противоречащих ГОСТ и Закону о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 7 статьи 30, частей 13, 23, 24, 27 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 31.03.2017 N К-235/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 31.03.2017 N К-235/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2017 г. N К-240/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был