Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Московская акционерная страховая компания" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0173100003417000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой Комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно применившей формулу расчета баллов по показателю "Наличие финансовых ресурсов" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика в возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с 11.04.2017 на 12.04.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 196 239 057,70 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано АО "Страховое общество газовой промышленности" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 196 239 057,70 рубля;
6) 03.04.2017 с Победителем заключен государственный контракт N 1770703495217000001.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержащий Показатель, в рамках которого оценивается уровень долговой нагрузки по состоянию на 31.12.2015 года, в процентах (НЦБ12i) со следующим порядком расчёта баллов:
А) в случае если Кmin>Kпред, - по формуле: НЦБ12i=КЗ*100 * (Kmin/Ki),
Б) в случае если Кmin Kпред, - по формуле: НЦБ12i =КЗ*100 *(Kпред/Ki),
При этом НЦБ12min=КЗ * 100,
Где: Kmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Kпред - предельно необходимый минимальный размер уровня долговой нагрузки, равный 10% (десяти процентам).
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
НЦБ12min - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком;
КЗ - коэффициент значимости, равный 0,5.
Согласно представленному представителем Заказчика протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.03.2017 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок), Единой Комиссии по Показателям из пяти предложений участников закупки четырем предложениям участников закупки присвоено максимальное количество баллов - 50, ПАО СК "Росгосстрах" - 30,6 баллов.
Как следует их пояснений Заявителя, Единой комиссией по Показателю неправомерно применена формула расчета баллов при случае, когда лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение показателя оценки, в то время как в Конкурсной документации установлено лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наименьшее значение показателя оценки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что оценка заявок осуществлялась в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правил, в частности, из пяти предложений участников закупки четырьмя участниками представлены предложения, которые меньше предельно необходимого минимального значения - 10%, в связи с чем указанным участникам закупки присвоено максимальное количество баллов (с учетом коэффициента значимости) - 50, предложение ПАО СК "Росгосстрах" превышает предельно необходимое минимальное значения - 10%, следовательно, в соответствии с вышеуказанной формулой присвоено 30,6 баллов.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения заявок размещен в ЕИС 03.04.2017.
Вместе с тем, в нарушение положений Закона о контрактной системе Заказчиком до истечения десятидневного срока, предусмотренного частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, 03.04.2017 с Победителем заключен государственный контракт N 1770703495217000001.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Московская акционерная страховая компания" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам Конкурса заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 12.04.2017 по делу N К-299/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2017 г. N К-299/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был