Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сарсельводострой" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Варфоломеевский групповой водопровод, Саратовская область" (строительство). Магистральные водоводы в Новоузенском районе. Водовод с. Дмитриевка, с. Кубанка, с. Алексеевка, пос. Облив. (номер извещения 0360100011817000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В проекте государственного контракта надлежащим образом не определена ответственность сторон, а именно не указаны формулы и порядок расчета пени.
2. В технической части документации об Аукционе неправомерно установлены требования к материалам (товарам), которые отсутствуют в сметных расчетах, а именно к товару "Труба стальная электросварная ГОСТ 10704-91".
3. В документации об Аукционе надлежащим образом не установлено описание объекта закупки по позиции "Щебень".
4. В документации об Аукционе содержатся требования к поставке товара без сопровождения слов "или эквивалент".
5. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о необходимости представить декларацию о соответствии участника Аукциона, в том числе требованиям, установленным пунктами 4, 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. В функциональных, технических, качественных характеристиках объекта закупки документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень норм, правил, стандартов, которым должны соответствовать выполняемые работы и результаты выполняемых работ.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 20.03.2017;
начальная (максимальная) цена контракта - 11 002 038 рублей;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
к участию в Аукционе допущено 13 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 14.04.2017;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлена ответственность сторон, а именно не указаны формулы и порядок расчета пени.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Пунктом 7 Правил установлено, что размер ставки определяется по формуле: С= Сцб ДП, где Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Пунктом 8 Правил установлено, что Коэффициент К определяется по формуле К= ДП/ДК 100, ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Пунктом 7.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения Контракта (в случае, если этапы исполнения предусмотрены Контрактом); С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С= Сцб ДП, где Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле: К= ДП/ДК 100, где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней). При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе не указаны формулы и порядок расчета пени в соответствии с пунктами 6-8 Правил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, в технической части документации об Аукционе неправомерно установлены требования к конкретным показателям товара "Труба стальная электросварная ГОСТ 10704-91" в связи с тем, что данный товар отсутствует в сметных расчетах.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа представили локальные сметные расчеты N 2-08-Н-1-05 "Уличные сети водопровода речной воды с. Алексеевка", N 2-08-Н-1-03 "Уличные сети водопровода речной воды пос. Облив", размещенные в ЕИС в составе документации об Аукционе, согласно которым предусмотрено использование стальных труб.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к материалу(товару), используемому при выполнении работ в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено описание объекта закупки по позиции "Щебень".
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Технической частью документации об Аукционе установлены следующие требования к материалу (товару) "Щебень": "Щебень ГОСТ 8267-93; Минимальные значения показателей: прочность -не менее М-600; морозостойкость - не менее F100. Значения показателей, которые не могут изменяться: фракция - св. 40 до 80 (70)".
Представители Уполномоченного органа пояснили, что требования, установленные в документации об Аукционе по позиции "щебень", не противоречат ГОСТ 8267-93.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено описание объекта закупки по позиции "Щебень".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе содержатся требования к поставке товара без сопровождения слов "или эквивалент".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения пояснили, что слова "или эквивалент" включаются в документацию о закупке, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых являются предметом контракта, и при этом имеется указание на товарные знаки. Вместе с тем, в документации об Аукционе отсутствуют указания на товарные знаки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, объектом закупки не являются права на результаты интеллектуальной деятельности, в связи с чем требование о предоставлении в составе второй части заявки декларирования о соответствии пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно, а также декларирование о соответствии пункту 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является избыточным, поскольку утратил силу.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, в функциональных, технических, качественных характеристиках объекта закупки документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень норм, правил, стандартов, которым должны соответствовать выполняемые работы и результаты выполняемых работ.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что нормы и правила, стандарты, которым должны соответствовать выполняемые работы установлены в проекте организации строительства, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе.
При этом, представители Уполномоченного органа сообщили, что проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу.
Кроме того, представители Уполномоченного органа сообщили, что в пункте 1.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержатся требования к результатам выполненных работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень норм, правил, стандартов, которым должны соответствовать выполняемые работы и результаты выполняемых работ.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Сарсельводострой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службой от 12 апреля 2017 г. N К-289/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был