Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы по адресу: Ленинский пр., участок 11 (северо-западнее пересечения с ул. Доблести) / Юго-Западная Приморская Часть, квартал 21, участки 11, 12 (1375 мест) для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002517000045) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, объединивших в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, указанного в смете N 02-01-28 документации об Аукционе, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 19.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 431 696 848,78 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 23.05.2017.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседание комиссии представитель Заказчика пояснил, что проектной документацией (Приложение N 3 часть III "Техническое задание" и сметной документацией (Приложение N 2 к Техническому заданию), получившей положительное заключение государственной экспертизы и размещенной в составе документации об Аукционе, предусмотрено оснащение объекта, в том числе, не монтируемым оборудованием (мебель, прачечное оборудование, оборудование пищеблока). Затраты по оснащению таким оборудованием учтены, в том числе в смете N 02-01-28.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что в Приложение N 1 к ТЗ "Расчет начально (максимальной) цены контракта" установлено, что не монтируемое оборудование исключено из расчета и в рамках данной закупки не закупается.
Кроме того, представитель Заказчика также пояснил, что не монтируемое оборудование будет закупаться в рамках отдельной процедуры.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом реконструкции, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
17.04.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе, в соответствии с которыми Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, а именно:
"Для товара N 1 установлены следующие требования:
- Номинальная площадь поперечного сечения 50,3 мм2
- Номинальная масса 1 м длины проката 0,395 кг
- Номинальный диаметр арматурного проката 10 мм
- Нормативный документ ГОСТ Р 52544-2006
При этом, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 52544-2006, для арматурного проката номинального диаметра 10 мм номинальная площадь поперечного сечения составляет 78,5 мм2, а номинальная масса 1 м длины проката 0,616 кг.
Просим Вас разъяснить использование требований к показателям товаров, не соответствующих требованиям ГОСТа, или указать порядок ознакомления с обоснованием возможности использования таких требований.
ОТВЕТ: Заказчиком будут внесены соответствующие изменения в документацию об электронном аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что на 25.04.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом в данной части не внесены изменения в Техническое задание документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что решение в части внесения изменений в документации об Аукционе на основании поданного запроса на разъяснение положений документации об Аукционе на 25.04.2017 фактически не принято.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не давшего ответ на вопрос, содержащийся в запросе о разъяснении положений документации об Аукционе от 17.04.2014 нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе III части I установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В Приложении N 6 к Техническому заданию документации об Аукционе по позиции "Арматурный профиль периодического профиля тип 1" ГОСТ Р 52544-2006 установлено: "Номинальная площадь поперечного сечения 50,3 мм2; Номинальная масса 1 м длины проката 0,395 кг; Номинальный диаметр арматурного проката 10 мм.".
Согласно ГОСТ Р 52544-2006 для арматурного проката номинального диаметра 10 мм номинальная площадь поперечного сечения составляет 78,5 мм2, а номинальная масса 1 м длины проката 0,616 кг.
Таким образом, положения инструкции документации об Аукционе не позволяют участнику закупки по позиции "Арматурный профиль периодического профиля тип 1" указать значения в соответствии с ГОСТ Р 52544-2006.
Кроме того, в Приложении N 6 к Техническому заданию документации об Аукционе, в том числе установлено (ПРИМЕР):
По позиции 22 "Труба напорная": "Расчетная масса 1 м трубы не менее 4, 51 кг".
По позиции 29 "Плита теплоизоляционная тип 1": "Прочность на сжатие при 10% деформации не менее 60 КПА".
По позиции 31 "Грунтовка": "Время высыхания до степени 3, при ()°С не более 24 ч; Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия не менее 24 ч; Условная вязкость при (
)°С по вискозиметру ВЗ-4 не менее 45 C".
По позиции 32 "Щебень": "Потеря массы при испытании щебня на истираемость не более 20%".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.04.2017 N К-378/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2017 г. N К-378/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был