Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 439/2010 от 19 мая 2010 г.
об учреждении Европейского бюро по вопросам предоставления убежища*(1)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза, и, в частности, его Статью 74 и Статью 78(1) и (2),
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(2),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Политика Союза в отношении Общеевропейской системы предоставления убежища (CEAS) разработана в соответствии с положениями Гаагской программы для создания общей территории предоставления убежища с помощью эффективной согласованной процедуры в соответствии с ценностями и гуманитарными традициями Европейского Союза.
(2) Значительный прогресс был достигнут в последние годы в направлении создания CEAS благодаря введению единых минимальных стандартов. Тем не менее между государствами-членами ЕС остаются значительные различия в предоставлении международной защиты и формах, которые такая международная защита принимает. Данные различия должны быть сокращены.
(3) В своем Политическом плане по предоставлению убежища, который был принят в июне 2008 г. Европейская Комиссия объявила о своем намерении развивать CEAS, предложив пересмотр существующих правовых документов в целях достижения большей гармонизации применяемых стандартов и укрепления поддержки практического сотрудничества между государствами-членами ЕС, в частности, посредством законодательного предложения об учреждении Европейского бюро по вопросам предоставления убежища (Бюро по вопросам предоставления убежища) с целью повышения координации оперативного сотрудничества между государствами-членами ЕС для эффективной реализации общих правил.
(4) В Европейском пакте об иммиграции и предоставлении убежища, принятом в сентябре 2008 г., Европейский Совет официально подтвердил, что любое иностранное лицо, подвергающееся преследованию, имеет право на получение помощи и защиты на территории Европейского Союза согласно Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев с поправками, внесенными Нью-Йоркским протоколом от 31 января 1967 г., а также другим соответствующим актам. Также четко оговорено, что Европейское бюро по вопросам предоставления убежища должно быть создано в 2009 г.
(5) Практическое сотрудничество в области предоставления убежища направлено на увеличение конвергенции и обеспечение постоянного уровня качества процедур принятия решений государств-членов ЕС в данной области в рамках европейской законодательной базы. Значительное число практических мер по сотрудничеству уже принято в последние годы, в частности, принят общий подход к информации о странах происхождения, а также создана общеевропейская программа предоставления убежища.
(6) Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть учреждено с целью укрепления и развития данных мер по сотрудничеству. Бюро по вопросам предоставления убежища следует должным образом учитывать указанные меры по сотрудничеству и опыт их применения.
(7) Для государств-членов ЕС, которые сталкиваются с особым и непропорциональным давлением на их системы предоставления убежища и приема, в связи, в частности, с их географической или демографической ситуацией, Бюро по вопросам предоставления убежища должно содействовать развитию солидарности в рамках Союза в целях обеспечения лучшего перераспределения бенефициаров международной защиты между государствами-членами ЕС, не допуская при этом злоупотребления в системах предоставления убежища и приема.
(8) Для выполнения своих функций наилучшим образом Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть независимым в технических вопросах и должно иметь правовую, административную и финансовую автономию. Для этого Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть органом Союза, имеющим статус юридического лица и реализующим имплементационные полномочия, возложенные на него настоящим Регламентом.
(9) Бюро по вопросам предоставления убежища должно работать в тесном сотрудничестве с органами по предоставлению убежища государств-членов ЕС, с национальными учреждениями по вопросам иммиграции и предоставления убежища и другими учреждениями, опираясь на потенциал и экспертные знания данных учреждений, а также с Европейской Комиссией. Государства-члены ЕС должны сотрудничать с Бюро по вопросам предоставления убежища, чтобы убедиться, что оно в состоянии выполнять свои задачи.
(10) Бюро по вопросам предоставления убежища также должно действовать в тесном сотрудничестве с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев (ВКБ ООН) и при необходимости с соответствующими международными организациями в целях использования их опыта и поддержки. Для этого роли ВКБ ООН и других соответствующих международных организаций должны быть полностью признаны, и данные организации должны в полной мере участвовать в работе Бюро по вопросам предоставления убежища. Любые финансовые ресурсы, предоставленные Бюро по вопросам предоставления убежища ВКБ ООН в соответствии с настоящим Регламентом, не должны привести к двойному финансированию деятельности ВКБ ООН со стороны других международных или национальных источников.
(11) Кроме того, для выполнения своей цели и в объеме, необходимом для осуществления своих обязанностей, Бюро по вопросам предоставления убежища должно сотрудничать с другими органами Союза, в частности, с Европейским агентством по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза (Frontex), учрежденным Регламентом (ЕС) 2007/2004*(3) Совета ЕС и Агентством Европейского Союза по основным правам (FRA), учрежденным Регламентом (ЕС) 168/2007*(4) Совета ЕС.
(12) Бюро по вопросам предоставления убежища следует сотрудничать с Европейской миграционной сетью, созданной Решением 2008/381/EC*(5) Совета ЕС, во избежание дублирования их деятельности. Бюро по вопросам предоставления убежища должно также поддерживать тесный диалог с гражданским обществом с целью обмена информацией и интеграции знаний в области предоставления убежища.
(13) Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть европейским экспертным центром в области предоставления убежища, ответственным за содействие, координацию и укрепление практического сотрудничества между государствами-членами ЕС по многим аспектам предоставления убежища, чтобы государства-члены ЕС могли более эффективно обеспечивать международную защиту лиц, имеющих на это право, в то же время поступая справедливо и эффективно с лицами, не имеющими права на международную защиту, при необходимости. Поручение Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть сосредоточено на трех основных обязанностях, а именно: содействие внедрению CEAS, поддержание практического сотрудничества между государствами-членами ЕС по вопросам предоставления убежища и поддержка государств-членов ЕС, которые подвержены особому давлению.
(14) Бюро по вопросам предоставления убежища не должно иметь никаких прямых или косвенных полномочий в отношении принятия решений о предоставлении убежища органами власти государств-членов ЕС по индивидуальным заявлениям о предоставлении международной защиты.
(15) В целях обеспечения и/или координации оказания быстрой и эффективной оперативной поддержки государствам-членам ЕС, подверженным особому давлению в отношении их систем предоставления убежища и приема, Бюро по вопросам предоставления убежища должно, по просьбе соответствующих государств-членов ЕС, координировать действия по оказанию поддержки данным государствам-членам ЕС, inter alia, путем размещения на их территории команд содействия, состоящих из экспертов в вопросах предоставления убежища. Указанные команды должны, в частности, оказывать экспертную помощь, касающуюся оказания услуг переводчика, предоставления информации о странах происхождения и знания навыков работы и управления в вопросах предоставления убежища. Организация команд содействия в предоставлении убежища должна регулироваться настоящим Регламентом для обеспечения их эффективного размещения.
(16) Бюро по вопросам предоставления убежища должно выполнять свою цель в условиях, которые позволяют ему служить в качестве опорной точки в силу своей независимости, научного и технического качества помощи, которую оно предоставляет, и информации, которую оно распространяет, прозрачности его процедур и методов деятельности, а также внимательного отношения в выполнении обязанностей, возложенных на него.
(17) Европейская Комиссия и государства-члены ЕС должны быть представлены в Правлении Бюро по вопросам предоставления убежища в целях эффективного контроля за его деятельностью. Правление должно по возможности состоять из действующих глав администраций государств-членов ЕС по вопросам предоставления убежища или их представителей. Оно должно быть наделено необходимыми полномочиями, в частности, оно должно определять бюджет, проверять его исполнение, принимать соответствующие финансовые правила, устанавливать прозрачные рабочие процедуры для принятия решений Бюро по вопросам предоставления убежища, принимать ежегодный отчет о положении дел в области предоставления убежища в Союзе и технические документы по имплементации актов о предоставлении убежища в Союзе, а также назначать исполнительного директора и при необходимости исполнительный комитет. Учитывая свой опыт в области предоставления убежища, ВКБ ООН должен быть представлен членом Правления без права голоса для его полного вовлечения в работу Бюро по вопросам предоставления убежища.
(18) С учетом характера обязанностей Бюро по вопросам предоставления убежища и роли исполнительного директора, а также для того, чтобы позволить Европейскому Парламенту принять заключение относительно выбранного кандидата до его назначения, а также до возможного продления срока его полномочий, исполнительный директор должен быть приглашен для того, чтобы выступить с заявлением и ответить на вопросы компетентного комитета или комитетов Европейского Парламента. Исполнительный директор должен также представить ежегодный отчет Европейскому Парламенту. Кроме того, Европейский Парламент должен иметь возможность пригласить исполнительного директора для представления отчета об исполнении своих обязанностей.
(19) Для обеспечения полной автономии и независимости Бюро по вопросам предоставления убежища, оно должно иметь свой собственный бюджет, большей частью состоящий из взносов Союза. Финансирование Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть предметом соглашения бюджетных учреждений, как указано в пункте 47 Межинституционального соглашения от 17 мая 2006 г. между Европейским Парламентом, Советом ЕС и Комиссией по бюджетным вопросам и рациональному финансовому управлению*(6). Бюджетная процедура Союза должна быть применима к взносам Союза и любому гранту, подлежащему уплате в общий бюджет Европейского Союза. Проверка счетов должна проводиться Европейской Счетной Палатой.
(20) Бюро по вопросам предоставления убежища должно сотрудничать с органами власти третьих стран и международными организациями, компетентными в вопросах, подпадающих под сферу действия настоящего Регламента, а также с третьими странами в рамках рабочих соглашений, заключенных согласно соответствующих положениям Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU).
(21) В соответствии со Статьей 3 Протокола о позиции Соединенного Королевства и Ирландии в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия, содержащегося в приложении к Договору о Европейском Союзе (TEU) и к TFEU, Соединенное Королевство и Ирландия уведомили письмами от 18 мая 2009 г. о своем желании участвовать в принятии и применении настоящего Регламента.
(22) В соответствии со Статьями 1 и 2 Протокола о позиции Дании, содержащегося в приложении к TEU и к TFEU, Дания не участвует в принятии настоящего Регламента, не связана им, и не обязана его применять.
(23) Учитывая, что Дания как государство-член ЕС до настоящего времени способствовала практическому сотрудничеству между государствами-членами ЕС в области предоставления убежища, Бюро по вопросам предоставления убежища должно способствовать оперативному сотрудничеству с Данией. С этой целью представитель Дании должен быть приглашен присутствовать на всех заседаниях Правления, которое в свою очередь должно иметь возможность принять решение о приглашении датских наблюдателей на заседания рабочих групп при необходимости.
(24) Для достижения своей цели Бюро по вопросам предоставления убежища должно быть открыто для участия стран, которые заключили соглашения с Союзом, в силу которых они приняли и применяют законодательство Союза в области, подпадающей под действие настоящего Регламента, в частности, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. Оно должно также по согласованию с Европейской Комиссией иметь возможность заключать рабочие соглашения в соответствии с TFEU, с другими странами, которые заключили соглашения с Союзом, в силу которых они приняли и применяют законодательство Союза. Однако ни при каких обстоятельствах оно не должно формулировать какую-либо независимую внешнюю политику.
(25) Регламент (ЕС, Евратом) 1605/2002 Совета ЕС от 25 июня 2002 г. о финансовых правилах, применимых к общему бюджету Европейских сообществ*(7) (Финансовый Регламент), и, в частности, его Статью 185, следует применять в отношении Бюро по вопросам предоставления убежища.
(26) Регламент (EC) 1073/1999 Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 мая 1999 г. о расследованиях, проводимых Европейским Бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF)*(8), должен применяться без ограничений в отношении Бюро по вопросам предоставления убежища, которое должно присоединиться к Межинституциональному Соглашению от 25 мая 1999 г. между Европейским Парламентом, Советом Европейского Союза и Комиссией Европейских Сообществ о внутренних расследованиях Европейского Бюро по борьбе с мошенничеством*(9).
(27) Регламент (EC) 1049/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС от 30 мая 2001 г. о доступе общественности к документам Европейского Парламента, Совета ЕС и Европейской Комиссии*(10) должен применяться к Бюро по вопросам предоставления убежища.
(28) Регламент (EC) 45/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 декабря 2000 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных, осуществляемой учреждениями и органами Сообщества, и о свободном обращении таких данных*(11) должен применяться к обработке персональных данных Бюро по вопросам предоставления убежища.
(29) Необходимые условия, касающиеся размещения Бюро по вопросам предоставления убежища в государстве-члене ЕС, в котором оно должно иметь свою штаб-квартиру, а также конкретные правила, применяемые ко всем сотрудникам Бюро по вопросам предоставления убежища и членам их семей, должны быть изложены в соглашении о штаб-квартире. Кроме того, принимающее государство-член ЕС должно обеспечить наилучшие условия для обеспечения надлежащего функционирования Бюро по вопросам предоставления убежища, в том числе школы для детей и транспорт, в целях привлечения высококачественных кадровых ресурсов из наиболее широкой географической области.
(30) Поскольку цели настоящего Регламента, а именно необходимость совершенствования реализации CEAS, облегчения, координации и укрепления практического сотрудничества между государствами-членами ЕС по вопросам предоставления убежища, а также необходимость обеспечения и/или координации предоставления оперативной поддержки государствам-членам ЕС, подверженным особому давлению в данной области, не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами ЕС, но могут в силу масштаба и последствий данных действий быть эффективнее достигнуты на уровне Союза, Союз может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, определенным в Статье 5 TEU. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в данной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанных целей.
(31) Настоящий Регламент учитывает основные права и соблюдает принципы, признанные Хартией Европейского Союза об основных правах, и должен применяться в соответствии с правом на убежище, признанным в Статье 18 Хартии,
приняли настоящий Регламент:
Совершено в Страсбурге 19 мая 2010 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
J. Buzek
От имени Совета ЕС
Председатель
_____________________________
*(1) Regulation (EU) N 439/2010 of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 establishing a European Asylum Support Office. Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 132, 29.5.2010, стр. 11.
*(2) Позиция Европейского Парламента от 7 мая 2009 г. (еще не опубликована в ОЖ), позиция Совета ЕС в первом чтении от 25 февраля 2010 г. (еще не опубликована в ОЖ). Позиция Европейского Парламента от 18 мая 2010 г. (еще не опубликована в ОЖ).
*(3) ОЖ N L 349, 25.11.2004, стр. 1.
*(4) ОЖ N L 53, 22.2.2007, стр. 1.
*(5) ОЖ N L 131, 21.5.2008, стр. 7.
*(6) ОЖ N C 139, 14.6.2006, стр. 1.
*(7) ОЖ N L 248, 16.9.2002, стр. 1.
*(8) ОЖ N L 136, 31.5.1999, стр. 1.
*(9) ОЖ N L 136, 31.5.1999, стр. 15.
*(10) ОЖ N L 145, 31.5.2001, стр. 43.
*(11) ОЖ N L 8, 12.1.2001, стр. 1.
*(12) Asylum acquis of the Union - прим. перевод.
*(13) ОЖ N L 357, 31.12.2002, стр. 72.
*(14) ОЖ N L 56, 4.3.1968, стр. 1.
*(15) ОЖ N 17, 6.10.1958, стр. 385.
*(16) ОЖ N L 317, 3.12.2001, стр. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 439/2010 от 19 мая 2010 г. об учреждении Европейского бюро по вопросам предоставления убежища
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Перевод - Борисова О.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 132, 29.5.2010, стр. 11.
Регламентом (ЕС) 2021/2303 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 декабря 2021 г. настоящий документ отменен с 19 января 2022 г.