Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза 1049/2001 от 30 мая 2001 г. о доступе общественности к документам Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской Комиссии

Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза
1049/2001 от 30 мая 2001 г.
о доступе общественности к документам Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской Комиссии*(1)

 

Европейский парламент и Совет Европейского Союза,

Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 255(2) Договора,

На основании предложения Европейской Комиссии*(2),

Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(3),

Принимая во внимание, что:

(1) Второй подпараграф Статьи 1 Договора о Европейском Союзе закрепляет принцип открытости, указывая, что Договор означает новую стадию в процессе создания более сплоченного союза народов Европы, в котором решения принимаются так открыто, как только это возможно и при непосредственном участии граждан.

(2) Открытость позволяет гражданам непосредственно участвовать в процессе принятия решений и гарантирует, что правительство обладает большей легитимностью и является более эффективным и более подотчетным гражданам в демократической системе. Согласно Статье 6 Договора о ЕС и Хартии Европейского Союза об основных правах открытость усиливает принципы демократии и уважение к основным правам.

(3) Выводы, сделанные на заседаниях Европейского Совета, проведенных в Бирмингеме, Эдинбурге и Копенгагене, подчеркнули необходимость введения большей прозрачности в работу институтов Союза. Настоящий Регламент объединяет инициативы, которые уже приняты институтами с целью усиления прозрачности процесса принятия решений.

(4) Целью настоящего Регламента является наиболее полное обеспечение права на доступ общественности к документам и установка основных принципов и ограничений на такой доступ в соответствии со Статьей 255(2) Договора о Европейском Союзе.

(5) В связи с тем, что вопрос доступа общественности к документам не урегулирован положениями Договора о создании Европейского объединения угля и стали и Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии, Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская Комиссия должны разработать руководство по доступу к документам, подпадающим под сферу деятельности, регулируемой вышеуказанными договорами. Такое руководство должно быть разработано на основе настоящего Регламента и в соответствии с Декларацией 41, являющей приложением к Заключительному акту Амстердамского договора.

(6) Более широкий доступ должен быть гарантирован к документам в случаях, где институты действуют в рамках своей законодательной правоспособности, включая делегированные полномочия. При этом необходимо сохранять эффективность процесса принятия решений институтами. Таким документам должен быть обеспечен непосредственный доступ в максимально полном объеме.

(7) В соответствии со Статьями 28(1) и 41(1) Договора о ЕС право доступа также применяется к документам, касающимся общей внешней политики и политики безопасности, взаимодействия правоохранительных и судебных органов по уголовным вопросам. Каждый институт должен соблюдать свои правила безопасности. 

(8) Для целей обеспечения применения настоящего Регламента в полном объеме в отношении всей деятельности Союза все учреждения, созданные институтами, должны применять принципы, установленные в настоящем Регламенте.

(9) В отношении содержания, связанного с засекреченной информацией, определенные документы должны получить особый режим. Действия по информированию Европейского парламента о содержании подобных документов должны быть осуществлены в рамках межинституциональных соглашений.

(10) Для целей осуществления большей открытости в работе институтов Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская Комиссия должны гарантировать доступ не только к документам, подготовленным указанными институтами, но также к документам, полученным ими. В данном контексте Регламент отменяет положение Декларации 35, являющейся приложением к заключительному акту Амстердамского Договора, который предусматривал, что государства-члены ЕС могут просить Европейскую Комиссию или Совет ЕС не представлять третьим лицам документы, созданные данным государством, без его предварительного одобрения.

(11) Принципиально все документы институтов должны быть доступны общественности. Тем не менее определенные публичные и частные интересы должны быть защищены путем предоставления исключений. Институты должны быть правомерны охранять свои внутренние совещания и обсуждения в случаях, когда необходимо защитить способность институтов выполнять возложенные на них задачи. При оценке возможности применения исключений институты должны принять во внимание принципы законодательства Сообщества относительно защиты персональных данных во всех сферах деятельности Союза.

(12) Все правила доступа к документам институтов должны соответствовать настоящему Регламенту.

(13) Чтобы удостовериться в том, что право на доступ уважается, должна применяться двухступенчатая административная процедура с возможностью рассмотрения дела в суде или возможностью подачи жалобы омбудсмену.

(14) Каждый институт должен принять меры, необходимые для информирования общественности о новых положениях, вступающих в силу. Также каждый институт должен обучить своих сотрудников порядку содействия гражданам в процессе реализации их прав, закрепленных в настоящем Регламенте. Чтобы облегчить процесс реализации прав граждан, каждый институт должен обеспечить доступ к реестру своих документов.

(15) Целью настоящего Регламента либо необходимым его результатом не является изменение национального законодательства, регулирующего доступ к документам. Тем не менее очевидно, что в силу принципа законного взаимодействия, который регулирует отношения между институтами и государствами-членами ЕС, государства-члены ЕС должны позаботиться о беспрепятственном и надлежащем применении настоящего Регламента и должны уважать правила безопасности институтов. 

(16) Настоящий Регламент действует без ущерба существующим правам на доступ к документам для государств-членов ЕС, судебных органов или следственных органов.

(17) В соответствии со Статьей 255(3) Договора о ЕС каждый институт устанавливает особые положения в своих процессуальных правилах относительно доступа к документам. Решение 93/731/ЕС Совета ЕС от 20 декабря 1993 г. о доступе общественности к документам Европейской Комиссии,*(4) Решение 94/90/ECSC, ЕС, Евратом Европейской Комиссии от 8 февраля 1994 г. о доступе общественности к документам Европейской Комиссии*(5), Решение 97/632/EC, ECSC, Евратом Европейского парламента от 10 июля 1997 г. о доступе общественности к документам Европейского парламента*(6), и правила конфиденциальности Шенгенских документов должны быть изменены или отменены, если это требуется,

приняли настоящий Регламент:

 

Совершено в Брюсселе 30 мая 2001 г.

 

От имени Европейского парламента
Президент
N. FONTAINE

 

От имени Совета ЕС
Президент
B. LEJON

 

------------------------------

*(1) Regulation (EC) No 1049/2001 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2001 regarding public access to European Parliament, Council and Commission documents. Опубликован в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 145, 31.5.2001, стр. 43.

*(2) ОЖ N С 177 Е, 27.6.2000, стр. 70.

*(3) Заключение Европейского парламента от 3 мая 2001 г. (еще не опубликовано в ОЖ), и Решение Совета ЕС от 28 мая 2001 г.

*(4) ОЖ N L 340, 31.12.1993, стр. 43. Текст в редакции Решения 2000/527/ЕС (ОЖ N L 212, 23/8/2000, стр. 9).

*(5) ОЖ N L 46,18.2.1994, стр. 58. Текст в редакции Решения 96/567/EC, ECSC, Евратом (ОЖ N L 247, 28.9.1996, стр. 45).

*(6) ОЖ N L 263, 25.9.1997, стр. 27.

*(7) ОЖ N L 43, 15.2.1383, стр. 1

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза 1049/2001 от 30 мая 2001 г. о доступе общественности к документам Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской Комиссии


Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.


Настоящий Регламент вступает в силу с третьего дня, следующего за днем публикации в Официальном Журнале Европейских Сообществ


Регламент применим с 3 декабря 2001 г.


Переводчик - Сухорукова О.А.


Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном журнале, N L 145, 31.05.2001 г., с. 43.