Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2017 г. N 15-3/10/П-535
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет доработанную в соответствии с пунктом 28 плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы, утвержденного Заместителем Председателем Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26.10.2016 N 7011п-П12 (далее - План мероприятий), типовую государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмму государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.
В целях реализации пункта 29 Плана мероприятий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо провести работу по актуализации государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.
Одновременно информируем, что проект актуализированной программы необходимо направлять в Минтруд России на согласование, в том числе по электронному адресу zenkinama@rosmintrud.ru.
Приложение: на 38 л. в 1 экз.
Заместитель министра |
Г.Г. Лекарев |
Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда
Общие положения
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем реализации системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации программы (комплекс мероприятий) субъектов Российской Федерации в области улучшения условий и охраны труда могут реализовываться в форме:
- государственной программы субъекта Российской Федерации;
- подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации (далее - подпрограмма), основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ. Подпрограммы могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия*(1).
Данная типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда должна способствовать унификации программных документов в этой сфере и служить основой для их разработки.
В государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмму) по улучшению условий и охраны труда*(2) (далее - Государственная программа (подпрограмма)) рекомендуется включать следующие разделы*(3):
а) паспорт Государственной программы (подпрограммы);
б) характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Государственной программы (подпрограммы), включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;
в) приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание ожидаемых результатов, сроков и контрольных этапов реализации Государственной программы (подпрограммы);
г) перечень и описание программных мероприятий по этапам реализации Государственной программы, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;
д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы (подпрограммы) (в случае наличия);
е) информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы (подпрограммы);
ж) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы);
з) анализ рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками.
и) методика оценки эффективности программы.
Государственная программа (подпрограмма), как правило, содержит (в указанной последовательности):
- титульный лист;
- паспорт;
- содержательную часть;
- приложения.
Паспорт Государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда
Наименование |
|
Утверждающий нормативный правовой акт*(4) |
|
Исполнитель |
|
Участники |
|
Программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы) |
|
Цели |
Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. |
Задачи*(5) |
I. Улучшение условий и охраны труда. 1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. 2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно - профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения. 3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения. 4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда. 5. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда. 6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. 7. Переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта". 8. Разработка и внедрение в организациях субъекта Российской Федерации программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда. II. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. |
Целевые индикаторы (показатели) |
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; 1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; 1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; 1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием 2. Динамика оценки условий труда*(6): 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест; 2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда. 3. Условия труда: 3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; 3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. |
Сроки реализации*(7) |
20___-20____ годы |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общий объем бюджетных ассигнований______, в том числе, за счет средств: федерального бюджета_____; бюджета субъекта Российской Федерации____; бюджетов муниципальных образований____; в тыс. рублей на весь срок ее реализации*(8), в том числе по годам: 20__ год - _____; 20__ год - _____; ... ... ... ... ... ... ... ... 20__ год - _____ |
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц |
Общий объем финансирования из внебюджетных источников _____ в том числе: Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ)*(9)_____; государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций*(10)______; работодателей*(11)_______ в тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам: 20___ год - ______; 20___ год - ______; ... ... ... ... ... ... ... ... 20____ год - ______ |
Ожидаемые результаты реализации |
|
1. Характеристика сферы реализации государственной программы (подпрограммы), описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в (указать субъект Российской Федерации) имеют следующую динамику (таблицы 1-4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 20____-20___*(12)_ годах
(по данным территориальных органов Роструда)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 20___-20___ годах
(по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 в 20___-20___ годах
(по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 4
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 20___-20___ годах
(по данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).
К другим причинам относятся: (указать причины).
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда (далее - СОУТ)*(13) (таблицы 5-6) позволяет сделать следующие выводы (указать основные результаты анализа).
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест/специальная оценка условий труда в 20___-20___ годах
(по данным территориальных органов Роструда, с 2016 года - по данным ФГИС СОУТ*(14))
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест /специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест в 20___-20___ годах
(рассчитывается на основе данных Таблицы 5)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7-9), позволяет сделать следующие выводы (указать основные результаты анализа).
Таблица 7
Общая численность работников (по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 20___-20___ годах
(по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников в 20___-20___ годах
(расчетного по ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
20-- |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2015 году составили:
- фактические расходы на компенсации*(15) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда -_____ млн. рублей;
- экономические издержки вследствие потерь рабочего времени - ____ млн. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с_____ (указать какие).
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В субъекте Российской Федерации приняты: __________ (указать конкретные утвержденные нормативные документы и обосновать необходимость разработки, совершенствования и принятия дополнительных нормативных правовых актов).
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере ___ (указать основные прогнозируемые тенденции).
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и контрольных этапов реализации государственной программы (подпрограммы).
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Государственной программы (подпрограммы) на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года и Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванными Стратегией социально-экономического развития и Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих, а также содействие органам государственного контроля и надзора в повышении эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.1 Цели и задачи Государственной программы (подпрограммы)
Целью Государственной программы (подпрограммы) является снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Индикаторами достижения указанной цели являются:
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;
1.4. Численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием.
2. Динамика оценки условий труда:
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Примечание: Для целей пункта 2 под количеством рабочих мест понимаются рабочие места, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п. п. 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.
3. Условия труда:
3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.
Для достижения поставленной цели в рамках Государственной программы (подпрограммы) необходимо решение задач по улучшению условий и охраны труда и повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
- обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
- совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда,
- переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
- разработка и внедрение в организациях субъекта Российской Федерации, так называемых, программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;
- повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.2 Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы (подпрограммы) и целевые индикаторы (показатели)
В результате реализации программы ожидается*(16):______________________
Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Примечание: Планируемые значения целевых показателей не должны быть ниже их средних значений за 5 лет, предшествующих году начала реализации Государственной программы (подпрограммы)
Целевые индикаторы (показатели) Государственной программы (подпрограммы):
Целевые индикаторы (показатели) |
Базовое значение показателя*(17) |
Годы |
Источник информации |
|
2017 |
2018 |
|||
1. Уровень производственного травматизма: |
|
|
|
|
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел. |
|
|
|
ГИТ |
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел. |
|
|
|
ФСС РФ |
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (оставить), дни |
|
|
|
ФСС РФ |
1.4. Численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием, чел. |
|
|
|
Роспотребнадзор |
2. Динамика оценки труда*(7): | ||||
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда |
|
|
|
ГИТ (с 2016 года - ФГИС СОУТ) |
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест |
|
|
|
Рассчитывается на основе данных Таблицы 5 |
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда*(18). |
|
|
|
ГИТ |
3. Условия труда: | ||||
3.1. Общая численность работников, из них: |
|
|
|
ФСС РФ |
3.2. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, чел. |
|
|
|
ФСС РФ |
3.3. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, % |
|
|
|
ФСС РФ |
Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными органами ФСС РФ.
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности реализованных мероприятий.
2.3 Контрольные этапы реализации Государственной программы (подпрограммы) и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, с указанием сроков реализации, объемов финансирования, исполнителей и показателей их реализации
Реализация Государственной программы (подпрограммы) осуществляется в____ этапов*(19) (указать при наличии этапов).
Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям*(20):
- обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
- реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
- координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
- совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
- повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Государственной программы (подпрограммы), с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении 1 к Государственной программе (подпрограмме).
Срок реализации мероприятий Государственной программы (подпрограммы) - 20___-20___ годы.
Ответственным исполнителем программы является*(21)_______________.
Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Государственной программы (подпрограммы) финансовых средств.
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы (подпрограммы)
Финансирование Государственной программы (подпрограммы) осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом Российской Федерации о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и законом о бюджете муниципальных образований на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт государственных внебюджетных фондов и юридических лиц (средств ФСС РФ; государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций; работодателей).
Общий объем бюджетных ассигнований на весь срок реализации Государственной программы (подпрограммы) составляет_______ тыс. руб., в том числе, за счет средств:
федерального бюджета____ тыс. руб.;
бюджета субъекта Российской Федерации____ тыс. руб.;
бюджетов муниципальных образований______ тыс. руб.
в том числе по годам:
20____ год -___________тыс. руб.;
20____ год -___________тыс. руб.;
... ... ... ... ... ... ... ...
20____ год -___________тыс. руб.
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на весь срок реализации Государственной программы (подпрограммы) составляет _________ тыс. руб.,
в том числе:
ФСС РФ*(22)____________ тыс. руб.;
государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций*(23) ________ тыс. руб.;
работодателей*(24) _______ тыс. руб.;
в том числе по годам:
20____ год -___________тыс. руб.;
20____ год -___________тыс. руб.;
... ... ... ... ... ... ... ...
20____ год -___________тыс. руб.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы), определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий, с учетом финансирования проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.
4. Анализ рисков реализации государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками
При реализации Государственной программы (подпрограммы) существуют следующие риски:
невозможность реализации (или реализация не в полном объеме) следующих мероприятий (перечислить) по причине (указать причины);
недостижение ожидаемых результатов (указать каких) по причине (указать причины).
Для снижения возможных рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) планируется проведение ежегодного мониторинга хода реализации Государственной программы (подпрограммы) и ее корректировку в случае необходимости.
Ход реализации Государственной программы (подпрограммы) контролируется по целевым индикаторам и показателям реализации программных мероприятий ежегодно, либо по завершению этапа Государственной программы (подпрограммы) (Приложение 2).
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.
Ответственный исполнитель Государственной программы (подпрограммы) ежегодно в срок до 10 июня направляет информацию о ходе реализации Государственной программы (подпрограммы) за предыдущий год (отчетный период) в соответствии с пунктом 7 Положения о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1197.
Приложение 1
к Государственной программе
(подпрограмме) по улучшению условий
и охраны труда в субъекте Российской
Федерации на 20____- 20____ гг.
Мероприятия по реализации Государственной программы (подпрограммы) по улучшению условий и охраны труда
________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
на 20____- 20____годы
N этапа
|
Наименование мероприятия
|
Государственный заказчик, ответственные исполнители |
Срок исполнения
|
Источники финансирования*(25)
|
Объем финансирования, тыс. рублей |
||||
20___ год |
20___ год |
20___год |
всего |
||||||
1. Специальная оценка условий труда работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации*(26) | |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения*(27) | |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения*(28) | |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда*(29) | |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда*(30) | |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(31) | |||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Государственной программе
(подпрограмме) по улучшению условий и
охраны труда субъекта Российской
Федерации на 20____- 20____ гг.
Оценка хода реализации Государственной программы (подпрограммы) по улучшению условий и охраны труда
______________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
в 20____году
по целевым показателям
Целевые показатели |
Базовое значение показателя *(32) |
20__ |
|||
план*(33) |
факт |
Достижение запланированного показателя |
|||
(+) - достигнут; (-) - не достигнут |
Уровень (расчетный) *(34) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Уровень производственного травматизма: |
|
|
|
|
|
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (чел.) |
|
|
|
|
|
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.) |
|
|
|
|
|
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (дней) |
|
|
|
|
|
1.4. Численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием (чел.) |
|
|
|
|
|
2. Динамика оценки условий труда: |
|
|
|
|
|
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (ед.) |
|
|
|
|
|
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (%) |
|
|
|
|
|
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда (ед.) |
|
|
|
|
|
3. Условия труда: |
|
|
|
|
|
3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (чел.) |
|
|
|
|
|
3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) |
|
|
|
|
|
Общая оценка хода реализации по целевым показателям*(35) (%) |
|
|
по показателям реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы)
Мероприятие / показатели
|
20____ |
||
план |
факт |
Достижение запланированного показателя*(36) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Специальная оценка условий труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации | |||
Количество рабочих мест, на которых в рамках финансового обеспечения программы проведена специальная оценка условий труда (ед.) |
|
|
|
В том числе |
|
|
|
В организациях бюджетной сферы |
|
|
|
В организациях внебюджетной сферы |
|
|
|
Количество мероприятий (семинаров, совещаний и т.п.) по оказанию консультационной помощи работодателям по проведению специальной оценки условий труда (в том числе мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда) (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию консультационной помощи организациям, проводящим специальную оценку условий труда (проведение семинаров, совещаний и т.п. совместно с представителями органов исполнительной власти: органов по труду субъектов РФ, территориальных органов Роспотребнадзора, Роструда), с целью обеспечения соответствия проведения специальной оценки условий труда требованиям нормативных правовых актов в этой области (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по развитию механизма общественного контроля в сфере охраны труда при проведении специальной оценки труда (в том числе в части оценки эффективности мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда) (ед.) |
|
|
|
Количество информационно-разъяснительных мероприятий для представителей профсоюзов, уполномоченных по охране труда и т.п. (ед.) |
|
|
|
Доля отрицательных заключений в общем количестве проведенных государственных экспертиз условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников (ед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения | |||
Количество хозяйствующих субъектов, реализующих мероприятия по охране труда за счет средств ФСС РФ (данные ФСС РФ) (ед). |
|
|
|
Количество заседаний межведомственных комиссий и экспертных советов по охране труда с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, ответственных за развитие экономики в субъекте РФ, с целью координации работы по улучшению условий и охраны труда в соответствующих видах экономической деятельности (ед.) |
|
|
|
Мероприятия по организации обеспечения работников организаций бюджетной сферы качественными средствами индивидуальной защиты (да/нет). |
|
|
|
Мероприятия в области мониторинга добросовестных поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви, действующих на территории субъекта РФ (в том числе содействие в организации и проведении выставок производителей СИЗ, создание и ведение реестра добросовестных и недобросовестных поставщиков и производителей СИЗ и т.п.) (да/нет) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию консультационной помощи работодателям по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (включая обеспечение средствами индивидуальной защиты) и санаторно-курортному лечению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, финансирование которых предусмотрено за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в том числе организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для работодателей с участием представителей территориальных органов ФСС РФ и т.п.) (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию консультационной помощи работодателям по улучшению условий и охраны труда, финансируемых работодателями в размере 0,2% суммы затрат на производство продукции (в том числе организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для работодателей с участием представителей территориальных органов ФНС и т.п.) (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию консультационной помощи работодателям по распространению и внедрению передового опыта в области охраны труда, включая разработку и внедрение в организациях субъекта РФ программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность; соблюдения всех обязательных требований охраны труда; вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда; обеспечения выявления опасностей, оценки и снижения уровней рисков на производстве; проведения непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию консультационной помощи работодателям по распространению и внедрению передового опыта в области реализации программ, направленных на укрепление здоровья работников и пропаганде здорового образа жизни (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию содействия в улучшении качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, материальному оснащению и кадровому укомплектованию медицинских организаций, центров профпатологии, профилактики профессиональных заболеваний (в пределах компетенции исполнительного органа по труду, а также финансовых возможностей субъекта РФ, с привлечением органов исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за здравоохранение, представителей территориальных органов Роспотребнадзора, представителей бюро медико-социальной экспертизы и других заинтересованных органов исполнительной власти субъекта РФ) (ед.) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию содействия повышению уровня компетенции молодых специалистов в сфере охраны труда посредством организации соответствующих информационных мероприятий (ед.) |
|
|
|
Мероприятия по организации различных информационно-методических площадок: уголков охраны труда, методических кабинетов совместно с государственными инспекциями труда, специализированными учебными центрами и учебными заведениями с профильными кафедрами (да/нет). |
|
|
|
Мероприятия по организации работы горячих линий в целях информирования и консультирования по вопросам охраны и условий труда (да/нет) |
|
|
|
Количество мероприятий по оказанию содействия развитию механизма общественного контроля, направленного на выявление нарушений в сфере охраны труда и их устранение (в том числе организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для представителей профсоюзов и уполномоченных по охране труда) (ед.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения | |||
Количество сотрудников региональных и муниципальных органов исполнительной власти, включая государственных экспертов, а также работников организаций и учреждений бюджетной сферы, прошедших обучение по охране труда (или повышение квалификации) (чел.) |
|
|
|
Мероприятия по оценке качества обучения по охране труда в субъекте РФ (да/нет) |
|
|
|
Мероприятия по согласованию учебных программ по охране труда, используемых обучающими организациями, аккредитованными на территории субъекта РФ, с целью обеспечения их соответствия изменениям в трудовом законодательстве, в том числе с учетом требований Типового положения о системе управления охраной труда (да/нет) |
|
|
|
Мероприятия по координации деятельности обучающих организаций, аккредитованных на проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда в субъекте РФ, по осуществлению непрерывной подготовки работников организаций субъекта РФ в области охраны труда с учетом категорий (да/нет) |
|
|
|
Мероприятия по содействию созданию и оснащению учебно-методических центров по охране труда, ориентированных на обучение практическим методам и способам безопасного производства работ, применения средств индивидуальной защиты (да/нет) |
|
|
|
Мероприятия по содействию внедрению современных технологий обучения, в том числе дистанционного, для предприятий малого бизнеса (да/нет) |
|
|
|
Издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда, видеоинструкций и т.д. (да/нет) |
|
|
|
Организация информационно-разъяснительных мероприятий для представителей работодателей и обучающих организаций по актуальным вопросам в области охраны труда, включая изменения в трудовом законодательстве (да/нет) |
|
|
|
Ведение учета организаций, проводящих обучение и проверку знаний требований охраны труда организаций, и размещение информации в сети интернет (да/нет) |
|
|
|
Количество проведенных лекций и семинаров в ССУЗах и ВУЗах по повышению культуры охраны труда в организациях (ед.) |
|
|
|
Мероприятия по содействию внедрению форм дистанционного обучения по охране труда, подготовка видеоинструкций (да/нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда | |||
Количество разработанных проектов законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих требования в области охраны труда по различным направлениям (например, организации обучения и проверки знаний требований охраны труда на территории субъекта РФ, ведение региональной отчетности по вопросам охраны труда, проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы и т.п.) (ед.) |
|
|
|
Количество актуализированных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны труда субъекта Российской Федерации (ед.) |
|
|
|
Количество принятых законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (ед.) |
|
|
|
Передача части полномочий по реализации государственной политики в области охраны труда на уровень муниципальных образований (да /нет) |
|
|
|
Оказание методической помощи работодателям по обеспечению охраны труда в организациях субъекта Российской Федерации (в том числе разработка и распространение различных методических рекомендаций, разъяснений, типовых форм и т.п.) (да /нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | |||
Организация и проведение мониторинга условий и охраны труда на уровне субъекта РФ (в том числе внедрение электронной системы сбора и обработки статистических данных в области охраны труда, реестра недобросовестных поставщиков услуги по специальной оценке условий труда, реестра участников смотров-конкурсов в области охраны труда и т.п.) с целью получения достоверных и полных статистических сведений для принятия управленческих решений на уровне органа исполнительной власти по труду (да /нет) |
|
|
|
Размещение в средствах массовой информации материалов (статей, обзоров и т.п.) по актуальным вопросам в области охраны труда (да /нет) |
|
|
|
Количество мероприятий, носящих информационно-просветительский и пропагандистский характер, направленных на создание мотивации у работодателей и работников к безопасному труду (ед.) |
|
|
|
Количество проведенных совещаний, смотров-конкурсов, направленных на пропаганду и информирование работающего населения по актуальным вопросам охраны труда (ед.) |
|
|
|
Информирование по вопросам охраны труда посредством создания общедоступных информационных интернет-ресурсов (да / нет) |
|
|
|
Организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов, посвященных Всемирному дню охраны труда (да /нет) |
|
|
|
Количество мероприятий по обмену опытом по внедрению современных средств безопасности труда и улучшению условий труда работников, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда (ед.) |
|
|
|
Количество организованных и проведенных конференций, круглых столов, семинаров, выставок по вопросам улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ (ед.) |
|
|
|
Количество проведенных конкурсов с целью пропаганды охраны труда в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях (ед.) |
|
|
|
Количество проведенных конкурсов профессионального мастерства (ед.) |
|
|
|
Количество проведенных конкурсов на лучшую организацию и лучшего специалиста по охране труда (ед.) |
|
|
|
Подготовка информационно-аналитических обзоров по инновациям в сфере защиты жизни и здоровья работников, в том числе в области индивидуально и коллективной защиты на рабочем месте и т.п. (да/нет) |
|
|
|
Размещение информационных материалов по охране труда в СМИ и общественных местах (да /нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | |||
Количество проведенных семинаров, совещаний, конференций и т.п., ед. |
|
|
|
Оказание консультационной помощи работодателям по внедрению передового опыта внедрения систем добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства (в том числе проведение для работодателей совместных с территориальными органами Роструда информационно-разъяснительных мероприятий по прохождению самопроверки на сайте Роструда, оформлению сертификатов доверия работодателям, а также проведение информационно-разъяснительных мероприятий для работодателей по обмену опытом; проведение регулярных аудитов безопасности в рамках системы управления охраной труда) (да /нет) |
|
|
|
Доля многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, привлеченных к решению задач по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права путем обеспечения в инфоматах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг доступа к порталу Онлайнинспекция.рф (%) |
|
|
|
Подготовка информационно-аналитических обзоров по передовому опыту в сфере формирования систем внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (да /нет) |
|
|
|
Содействие территориальным органам Роструда в стимулировании работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства (да /нет) |
|
|
|
Обеспечение ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: количество проведенных проверок (план/факт); удельный вес организаций, охваченных ведомственным контролем в общем количестве подведомственных организаций (%); удельный вес нарушений, устраненных в установленный срок в общем количестве выявленных нарушений (%). |
|
|
|
Количество заседаний Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам задолженности по заработной плате (ед.). |
|
|
|
Количество заседаний Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам теневой занятости (ед.) |
|
|
|
Количество заседаний Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ед.) |
|
|
|
Количество заседаний Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ед.). |
|
|
|
|
|
|
|
Общая оценка*(37) |
|
Приложение 3
к Государственнойпрограмме (подпрограмме)
по улучшению условий
и охраны труда субъекта
Российской Федерации на
20____- 20____ гг.
Методика оценки уровня реализации государственной программы (подпрограммы)
Оценка уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) проводится путем сравнения фактического изменения целевых индикаторов (показателей) относительно их базовых значений с планируемыми изменениями. В качестве базовых берутся средние за пять лет, предшествующих году начала реализации Государственной программы (подпрограммы), значения индикаторов. Результативность Государственной программы (подпрограммы) оценивается исходя из соответствия ее целевых индикаторов планируемым. Планируемые индикаторы должны отличаться от базовых в сторону улучшения*(38).
Оценка уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Государственной программы (подпрограммы) и в целом по окончании ее реализации.
Оценка уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) проводится по каждому целевому индикатору по следующей формуле:
, (1)
где
- уровень достижения целевого индикатора Государственной программы (подпрограммы) (в процентах);
- базовое значение i-го индикатора;
- текущее значение i-го индикатора;
- плановое значение i-го индикатора, утвержденное Государственной программы (подпрограммы).
Используются следующие целевые индикаторы программы:
- численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом ;
- численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более ;
- количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего ;
- численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием ;
- количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда ;
- удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест ;
- количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда ;
- численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда ;
- удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников ;
- количество хозяйствующих субъектов, реализующих мероприятия по охране труда ;
- доля хозяйствующих субъектов, использующих механизмы внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства, в общем количестве хозяйствующих субъектов .
Примечание 1. В случае если базовый индикатор равен предельному значению и улучшение его невозможно, планируется поддержание индикатора на предельном уровне. При этом в случае, если текущий показатель программы ниже базового, уровень его достижения принимается равным 0%, если равен базовому - 100%.
Примечание 2. В случае, если прогнозируется ухудшение целевого показателя без проведения расчетов значение принимается равным 0.
Примечание 3. В случае ухудшения текущего значения целевого показателя относительно базового (значение принимает отрицательное значения) значение также принимается равным 0.
Примечание 4. В случае, если расчет дает значения , превышающие 200 (%), принимается равным 200 (%).
Интегральная оценка эффективности реализации Государственной программы (подпрограммы) проводится по интегральному показателю:
, (2)
где
- уровень хода реализации отдельного направления Государственной программы (подпрограммы);
N - количество используемых целевых индикаторов.
При значениях интегрального показателя уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) E=80% и более эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается высокой, при значении R от 79% до 50% - средней, при значениях R меньше 50% - низкой.
Приложение 4
к Государственнойпрограмме (подпрограмме)
по улучшению условий
и охраны труда субъекта
Российской Федерации на
20___ - 20___ гг.
Методика расчета экономической эффективности программных мероприятий
Экономический эффект (выгода В, в руб.) в денежном выражении мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяется суммой предотвращенного ущерба (экономических последствий) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, руб. и сокращением расходов на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, руб.:
.
Предотвращенный ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний состоит из прямой и косвенной экономии от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, руб.:
, (руб.).
Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывается по следующей формуле:
, (руб.)
где
- выплаты по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профзаболеванием в базовом году, руб.;
- количество дней временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профзаболеванием в отчетном году, дней;
- количество дней временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профзаболеванием в базовом году, дней;
- начисленные расходы на единовременные выплаты по утрате профессиональной трудоспособности и (или) смертельным исходом в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в базовом году, руб.;
- количество получателей единовременных выплат по утрате профессиональной трудоспособности и (или) смертельным исходом в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в отчетном году, чел.;
- количество получателей единовременных выплат по утрате профессиональной трудоспособности и (или) смертельным исходом в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в базовом году, чел.;
- начисленные расходы на ежемесячные выплаты в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием и в связи со смертью кормильца в базовом году, руб.;
- количество получателей ежемесячных выплат в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием и в связи со смертью кормильца в отчетном году, чел.*(39);
- количество получателей ежемесячных выплат в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием и в связи со смертью кормильца в базовом году, чел.
Косвенную экономию (сокращение потерь ВРП региона из-за снижения объема выпуска продукции, связанных с травматизмом и предоставление компенсаций занятым на тяжелых и вредных работах) рассчитывают следующим образом:
, руб.
где
ВРП - валовый региональный продукт, руб.;
ЧЗ - численность занятых в экономике региона, чел;
- изменение числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более, чел-дн;
- изменение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел;
6000 - коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени в связи со смертью пострадавшего в результате несчастного случая в последующие годы;
*(40) - изменение общего количества дней дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, чел-дн;
- изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде сокращенного рабочего дня, чел;
0,1 - коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени, связанную с предоставлением сокращенного рабочего дня.
Примечание. Данные по валовому региональному продукту и численности занятых берутся за базовый год. Изменение остальных показателей рассчитываются путем вычитания из их значений в отчетном году их значения в базовом.
Расчет сокращения расходов на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда проводится без учета расходов на средства индивидуальной защиты, по остальным статьям фактических расходов на компенсации проводится индексация, учитывающая инфляционные процессы:
где
- фактические расходы на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условия труда в базовом и отчетном годах;
k - поправочный коэффициент, учитывающий инфляционные процессы ;
- коэффициент инфляции за отчетный год, %.
Список рассылки в высшие органы исполнительной власти субъектов РФ к письму Минтруда России
от _____________ N____________
Заместитель директора Департамента |
Т.М. Жигастова |
______________________________
*(1) Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. N 15-3-2597 "О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации".
*(2) Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда носит рекомендательный характер.
*(3) При наличии ведомственных целевых программ и (или) выделении основных мероприятий в рамках подпрограммы их характеристика содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия. Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи Государственной программы (подпрограммы).
*(4) В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственная программа (подпрограмма) утверждается постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
*(5) При разработке Государственной программы (подпрограммы) в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации
*(6) Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п.п. 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.
*(7) При наличии этапов Государственной программы (подпрограммы) указать их название и сроки реализации
*(8) В том числе финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.
*(9) Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными в пределах 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
*(10) В случае, если нормы регионального законодательства о разработке и реализации Государственной программы (подпрограммы) содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций
*(11) Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков").
*(12) Пять лет, предшествующих году начала реализации Государственной программы (подпрограммы)
*(13) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда"
*(14) ФГИС СОУТ - Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (статья 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда")
*(15) Без учета расходов на средства индивидуальной защиты (сведения региональных отделений Росстата)
*(16) Указать конкретные результаты от реализации программы, в том числе по годам.
*(17) Для п.п. 1.1; 1.2; 1.3; 1,4; 3,1; 3,2 - рассчитывается среднее значение показателя за пять лет, предшествующих году начала реализации Государственной программы (подпрограммы); для п.п. 2.1; 2.2; 2.3 - значение показателя за 2015 год
*(18) Указывается количество рабочих мест, на которых по результатам специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой, зафиксировано улучшение условий труда по сравнению с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест (условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности отнесены к более низким классам (подклассам) условий труда).
*(19) Контрольные этапы реализации Государственной программы (подпрограммы) и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
*(20) Формирование перечня программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемом финансирования, исполнителей должно базироваться на приоритетности мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и улучшения условий труда. Особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на реализацию программных мероприятий при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их достижения.
*(21) Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.
*(22) Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в пределах 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
*(23) В случае, если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций
*(24) Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков").
*(25) Источниками финансирования могут быть средства бюджетных ассигнований, в том числе: средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований; средства из внебюджетных источников, в том числе: ФСС РФ, государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.
*(26) Указываются мероприятия, направленные в том числе на:
- проведение специальной оценки условий труда за счет средств соответствующих бюджетов
- оказание консультационной помощи работодателям по проведению специальной оценки условий труда (проведение семинаров, совещаний и т.п.), в том числе по разработке и реализации мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- оказание консультационной помощи организациям, проводящим специальную оценку условий труда (проведение семинаров, совещаний и т.п. совместно с представителями органов исполнительной власти: органов по труду субъектов РФ, территориальных органов Роспотребнадзора, Роструда) с целью обеспечения соответствия проведения специальной оценки условий труда требованиям нормативных правовых актов в этой области;
- содействие развитию механизма общественного контроля в сфере охраны труда при проведении специальной оценки труда (в том числе в части оценки эффективности мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда);
- организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для представителей профсоюзов и уполномоченных по охране труда и т.п.;
- содействие осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников (в том числе: финансирование проведения необходимых лабораторных измерений, обучение (повышение квалификации) штатных сотрудников органов по труду субъекта РФ, привлечение дополнительных экспертов и т.д.).
*(27) Предусматриваются мероприятия по:
- организации работы межведомственных комиссий и экспертных советов по охране труда с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, ответственных за развитие экономики в субъекте, с целью координации работы по улучшению условий и охраны труда в соответствующих видах экономической деятельности;
- организации обеспечения работников организаций бюджетной сферы качественными средствами индивидуальной защиты;
- координации работы в области мониторинга добросовестных поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви, действующих на территории субъекта РФ (в том числе содействие в организации и проведении выставок производителей СИЗ, создание и ведение реестра добросовестных и недобросовестных поставщиков и производителей СИЗ и т.п.);
- оказанию консультационной помощи работодателям по вопросам сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний (включая обеспечение средствами индивидуальной защиты) и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, финансирование которых предусмотрено за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в том числе организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для работодателей с участием представителей территориальных органов ФСС РФ и т.п.);
- оказанию консультационной помощи работодателям по вопросам улучшения условий и охраны труда, финансируемые работодателями в размере 0,2% суммы затрат на производство продукции (в том числе организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для работодателей с участием представителей территориальных органов ФНС и т.п.);
- оказанию консультационной помощи работодателям по вопросам распространения и внедрения передового опыта в области охраны труда, включая разработку и внедрение в организациях субъекта РФ так называемых программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность; соблюдения всех обязательных требований охраны труда; вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда; обеспечение выявления опасностей, оценки и снижения уровней рисков на производстве; проведение непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;
- оказанию консультационной помощи работодателям по вопросам распространения и внедрения передового опыта в области реализации программ, направленных на укрепление здоровья работников и пропаганде здорового образа жизни;
- оказанию содействия в улучшении качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, материальном оснащении и кадровом укомплектовании медицинских организаций, центров профпатологии, профилактики профессиональных заболеваний (в пределах компетенции исполнительного органа по труду, а также финансовых возможностей субъекта РФ, с привлечением органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за здравоохранение, представителей территориальных органов Роспотребнадзора, представителей бюро медико-социальной экспертизы и других заинтересованных органов исполнительной власти субъекта РФ);
- оказанию содействия по повышению уровня компетенции молодых специалистов в сфере охраны труда посредством организации соответствующих информационных мероприятий;
- организации различных информационно-методических площадок: уголков охраны труда, методических кабинетов совместно с государственными инспекциями труда, специализированными учебными центрами и учебными заведениями с профильными кафедрами;
- организации работы горячих линий в целях информирования и консультирования по вопросам охраны и условий труда;
- оказанию содействия в развитии механизма общественного контроля, направленного на выявление нарушений в сфере охраны труда и их устранение (в том числе организация и проведение информационно-разъяснительных мероприятий для представителей профсоюзов и уполномоченных по охране труда).
*(28) Указываются мероприятия, направленные на:
- обучение и повышение квалификации сотрудников региональных и муниципальных органов исполнительной власти, включая государственных экспертов, а также работников организаций и учреждений бюджетной сферы;
- оценку качества обучения по охране труда в субъекте РФ;
- согласование учебных программ по охране труда, используемых обучающими организациями, аккредитованными на территории субъекта РФ, с целью обеспечения их соответствия изменениям в трудовом законодательстве, в том числе с учетом требований Типового положения о системе управления охраной труда;
- координацию деятельности обучающих организаций, аккредитованных на проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда в субъекте РФ, по осуществлению непрерывной подготовки работников организаций субъекта РФ в области охраны труда с учетом категорий;
- содействие созданию и оснащению учебно-методических центров по охране труда, ориентированных на обучение практическим методам и способам безопасного производства работ, применения средств индивидуальной защиты;
- содействие внедрению современных технологий обучения, в том числе дистанционного, для предприятий малого бизнеса;
- издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда, видеоинструкций и т.д.
- организацию информационно-разъяснительных мероприятий для представителей работодателей и обучающих организаций по актуальным вопросам в области охраны труда, включая изменения в трудовом законодательстве;
- учет организаций, проводящих обучение и проверку знаний требований охраны труда организаций, и размещение информации в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
- проведение лекций и семинаров в ССУЗах и ВУЗах по повышению культуры охраны труда в организациях;
- содействие внедрению форм дистанционного обучения по охране труда, в подготовке видеоинструкций.
*(29) Указываются мероприятия, направленные на:
- разработку системы государственного управления охраной труда на уровне субъекта РФ;
- разработку, принятие и актуализацию законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
- передачу части полномочий по реализации государственной политики в области охраны труда на уровень муниципальных образований;
- разработку нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области охраны труда по различным направлениям (например, организации обучения и проверки знаний требований охраны труда на территории субъекта РФ, ведение региональной отчетности по вопросам охраны труда, проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы и т.п.);
- переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
- оказание методической помощи работодателям по обеспечению охраны труда в организациях субъекта Российской Федерации (в том числе разработка и распространение различных методических рекомендаций, разъяснений, типовых форм и т.п.).
*(30) Планируются мероприятия, направленные на:
- организацию и проведение мониторинга условий и охраны труда на уровне субъекта РФ (в том числе внедрение электронной системы сбора и обработки статистических данных в области охраны труда, реестра недобросовестных поставщиков услуги по специальной оценке условий труда, реестра участников смотров-конкурсов в области охраны труда и т.п.) с целью получения достоверных и полных статистических сведений для принятия управленческих решений на уровне органа исполнительной власти по труду;
- размещение в средствах массовой информации материалов (статей, обзоров и т.п.) по актуальным вопросам в области охраны труда;
- формирование мотивации у работодателей и работников к безопасному труду, посредством проведения мероприятий, носящих информационно-просветительский и пропагандистский характер;
- информирование и пропаганду в формате семинаров, совещаний и смотров-конкурсов по вопросам охраны труда;
- информирование работающего населения по актуальным вопросам охраны труда посредством создания общедоступных информационных интернет-ресурсов;
- организацию и проведение семинаров, конференций, круглых столов, посвященных Всемирному дню охраны труда;
- обмен опытом по внедрению современных средств безопасности труда и улучшению условий труда работников, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда;
- организацию и проведение конференций, круглых столов, семинаров, выставок по вопросам улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ;
- организацию и проведение конкурсов с целью пропаганды охраны труда в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях;
- организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства;
- организацию и проведение конкурсов на лучшую организацию и лучшего специалиста по охране труда;
- подготовку информационно-аналитических обзоров по инновациям в сфере защиты жизни и здоровья работников, в том числе в области индивидуально и коллективной защиты на рабочем месте и т.п.
*(31) Предусматриваются следующие мероприятия:
- оказание консультационной помощи работодателям по вопросам внедрения передового опыта внедрения систем добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства (в том числе проведение для работодателей совместных с территориальными органами Роструда информационно-разъяснительных мероприятий по прохождению самопроверки на сайте Роструда, оформлению сертификатов доверия работодателям, а также проведение информационно-разъяснительных мероприятий для работодателей по обмену опытом проведение регулярных аудитов безопасности в рамках системы управления охраной труда);
- привлечение многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к решению задач по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права путем обеспечения в инфоматах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг доступа к порталу Онлайнмнспекция.рф;
- подготовка информационно-аналитических обзоров по передовому опыту в сфере формирования систем внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- содействие территориальным органам Роструда в стимулировании работодателей к улучшению условий труда и внедрению новых принципов обеспечения соблюдения трудового законодательства:
- обеспечение ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих кормы трудового права;
- рассмотрение вопросов по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на заседаниях Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (включая вопросы теневой занятости, задолженности по заработной плате, осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)
*(32) Для пп. 1.1; 1.2; 1.3; 1,4; 3,1; 3,2 - рассчитывается среднее значение показателя за пять лет, предшествующих году начала реализации Государственной программы (подпрограммы); для пп. 2.1; 2.2; 2.3 - значение показателя за 2015 год
*(33) Планируемые значения должны отличаться от базовых в сторону улучшения
*(34) Рассчитывается по методике оценки уровня реализации Государственной программы (подпрограммы), Приложение 3
*(35) Доля количества достигнутых показателей от общего количества показателей в процентах
*(36) (+) - показатель достигнут; (-) показатель не достигнут; (Да) - мероприятия запланированы/выполнены; (нет) - не выполнены
*(37) доля количества достигнутых показателей от общего количества показателей в процентах
*(38) За исключением индикаторов, базовое значение которых в субъекте Российской Федерации достигло предельных величин.
*(39) В форме 1-нс-ФСС РФ ОКВЭД есть информация по получателям в связи с трудовым увечьем, с профзаболеванием, со смертью кормильца. Чтобы получить число получателей ежемесячных выплат надо их просуммировать.
*(40) В ФСС РФ есть информация по общему количеству дней дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Если такая информация отсутствует, то данный показатель можно рассчитать либо:
а) используя сведения по количеству дней дополнительного отпуска ДО, взятых их отраслевых соглашений, и численности лиц, которым предоставляется дополнительный отпуск , по видам экономической деятельности: ;
либо:
б) использовать для оценки ДО=7 дням: .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2017 г. N 15-3/10/П-535
Текст письма официально опубликован не был