Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 156692-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, В.В. Жириновским, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается отнести к основанию отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации установление в судебном порядке факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, в случае если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации. При этом, под указанным основанием предлагается понимать совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности.
Обращаем внимание, что частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, признанных носителями русского языка, при приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, установлено аналогичное обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации (пункт "а" части 2.1 статьи 14 Федерального закона).
Учитывая, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения, полагаем, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении (см. постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 г. N 12-П, от 24.05.2001 г., N 8-П, от 26.05.2015 г. N 11-П и др.).
Следует иметь ввиду, что согласно части первой статьи 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами. При этом апелляционные приговор, определение, постановление в течение 7 суток со дня их вынесения направляются вместе с уголовным делом для исполнения в суд, постановивший приговор (часть третья статьи 389.33 УПК РФ). Таким образом, установленный проектной новой частью 1.1 статьи 38 Федерального закона пятидневный срок (со дня вступления приговора в законную силу) для направления копии приговора судом первой инстанции в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ, подходит только для случаев, когда приговор не обжаловался в апелляционном порядке. В связи с изложенным полагаем необходимым либо увеличить этот срок до 10 дней, либо использовать формулировку "в пятидневный срок со дня вступления приговора в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции", по аналогии с положением части четвертой статьи 390 УПК РФ.
Иные замечания правового и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.