Письмо Федеральной налоговой службы от 11 марта 2016 г. N ОА-3-17/1025@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке применения отдельных положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а также Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определены виды доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В частности, к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов в Российской Федерации, относятся дивиденды (подпункт 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса) и доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.
При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в пункте 2 статьи 7 Кодекса (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски.
Таким образом, для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от рассматриваемого дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски лица, претендующего на получение льготы в соответствии международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Таким образом, если лицо, являющееся акционером (участником), членом совета директоров или директором иностранной компании, будет непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, определяющим дальнейшую судьбу получаемого такой компанией дохода, то оно может рассматриваться в качестве лица, имеющего фактическое право на такой доход от источников в Российской Федерации.
Для применения положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, предусматривающих пониженные ставки налога или освобождение от налогообложения доходов в стране их возникновения, физическое лицо на основании положений пунктов 5 и 6 статьи 232 Кодекса должно представить налоговому агенту - российской организации подтверждение его налогового статуса (резидентства), выдаваемое компетентным органом соответствующего иностранного государства.
С учетом положений Гаагской конвенции от 05.10.1961 документы, из которых может быть получена информация о фактических получателях дохода (учредительный договор, реестр акционеров, решения о назначении директора иностранной компании) изначально оформляются в соответствии с гражданским законодательством соответствующего иностранного государства и в этой связи легализации, а также апостилирования не требуют.
Подтверждение налогового статуса (резидентства), выдаваемое иностранному налогоплательщику, согласно требованиям пункта 6 статьи 232 и пункта 1 статьи 312 Кодекса должен быть переведен на русский язык. Верность такого перевода с учетом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 26 Консульского устава Российской Федерации заверяется консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране.
Действительный государственный |
А.Л. Оверчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 11 марта 2016 г. N ОА-3-17/1025@
Текст письма официально опубликован не был