Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки К.И. Полторацкой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка К.И. Полторацкая оспаривает конституционность статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с которой на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как следует из представленных материалов, в 2007 году заявительнице на основании составленных органами социальной защиты свидетельских показаний, подтверждающих факт ее работы в тылу с апреля 1944 года по 9 мая 1945 года, было выдано удостоверение ветерана войны. В 2016 году она обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с заявлением о замене указанного удостоверения на удостоверение участника Великой Отечественной войны из числа лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, полагая, что это даст ей право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Отказывая в удовлетворении заявления К.И. Полторацкой, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя указал на то, что продолжительность документально подтвержденного периода ее работы в годы Великой Отечественной войны составляет менее шести месяцев (с января 1945 года по февраль 1948 года заявительница работала в колхозе "Победа" Бахчисарайского района Республики Крым), а законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства Украины, не предусматривает возможность подтверждения периода работы показаниями свидетелей. Кроме того, на основании ранее выданного удостоверения ей предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для тружеников тыла.
Отказ в замене удостоверения К.И. Полторацкая обжаловала в судебном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил ее исковые требования о признании ветераном Великой Отечественной войны, однако суд апелляционной инстанции, сославшись в том числе на оспариваемую норму, отменил данное решение и отказал в иске.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение вступает в противоречие со статьями 2, 4, 15, 17-19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет при замене подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны документов, выданных в период действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Украины, на аналогичные документы российского образца повторно решать вопрос о присвоении указанного статуса, а также отказывать в выдаче документов, являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое законоположение, предусматривая признание без дополнительных условий действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для возникновения правоотношений по предоставлению социальной защиты, обеспечивает интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты населения.
Действуя во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", оно направлено на реализацию с 1 января 2015 года права граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
В рамках такого правового регулирования гражданам также предоставляется возможность замены ранее выданных документов на документы российского образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который предполагает необходимость представления в этих целях документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории) и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) (подпункт "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532).
При таких обстоятельствах статья 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, которой в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ предоставляются меры социальной поддержки, установленные Законом города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" для ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (тружеников тыла).
Разрешение же вопроса о предоставлении данной категории граждан права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на тех же условиях, которые установлены Федеральным законом "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Полторацкой Ксении Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 826-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Полторацкой Ксении Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)