Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N ПР 03-68/03-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка состояния строительства, реконструкции и технического перевооружения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" на объектах Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Махачкалинский филиал федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и Санкт-Петербургский филиал федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Имеющаяся нормативная правовая база, регламентирующая вопросы обустройства государственной границы Российской Федерации, требует нормативного регулирования в части установления единых типовых требований к строительству, реконструкции, техническому перевооружению и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Необходимость правового регулирования вызвана тем, что нормативные правовые акты не обеспечивают возможность совместного использования государственными контрольными органами (далее - ГКО) в пунктах пропуска (автомобильные, железнодорожные, морские, речные, воздушные, пешеходные, смешанные) помещений бытового назначения (для приема пищи, отдыха, личной гигиены и иных целей), не определяют нормы служебных площадей для каждого типа пункта пропуска, а также помещений, предназначенных для осуществления всех видов государственного контроля.
Кроме того, имеющиеся нормативные правовые акты не предусматривают требования к составу материально-технических средств, необходимых для оснащения служебных помещений должностных лиц ГКО и помещений бытового назначения пунктов пропуска (мебель, инвентарь, посуда, оргтехника, бытовая техника и электроприборы, иное имущество и средства).
Указанное приводит к увеличению расходов федерального бюджета, выделяемых на строительство (реконструкцию) пунктов пропуска и их эксплуатацию.
2. При эксплуатации боксов досмотра легковых и грузовых транспортных средств, входящих в инфраструктуру пунктов пропуска, не решен вопрос о ведомственной принадлежности специального оборудования для проведения таможенного досмотра (автоподъемники, лебедки, шиномонтажное и др. оборудование) и ведомственном закреплении расходов на его эксплуатацию, что является одной из причин их неэффективного использования таможенными органами.
3. Из общего объема бюджетных инвестиций, выделенных ФГКУ Росгранстрой в 2012 - 2015 годах, 1 728 902,0 тыс. рублей или 14,4% были возвращены в федеральный бюджет, в том числе в связи с расторжением государственных контрактов.
4. Заключение государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и техническому перевооружению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществлялось ФГКУ Росгранстрой преимущественно в четвертом квартале соответствующего года со сроками выполнения работ по заключенным государственным контрактам до конца года, что несло риски невыполнения обязательств в установленные сроки.
В связи с ненадлежащим исполнением подрядчиками договорных обязательств, в том числе по срокам их исполнения, ФГКУ Росгранстрой в 2012 - 2015 годах было расторгнуто 6 государственных контрактов, по которым объем неисполненных обязательств составил 972 224,2 тыс. рублей.
5. На МАПП Яраг-Казмаляр и МАПП Тагиркент-Казмаляр в составе завершенных строительством объектов инфраструктуры пунктов пропуска находятся пешеходные составляющие, которые не используются со дня ввода их в эксплуатацию (29 января 2015 года). Расходы на их строительство составили 46 249,5 тыс. рублей и 61 400,1 тыс. рублей соответственно.
6. В ходе исполнения государственных контрактов на выполнение работ по реконструкции многостороннего автомобильного пункта пропуска Яраг-Казмаляр (государственный контракт от 16 декабря 2014 г. N 79.14/ГК/05 на 33 264,6 тыс. рублей) и техническому перевооружению многостороннего автомобильного пункта пропуска Тагиркент-Казмаляр (государственный контракт от 8 декабря 2014 г. N 77.14/ГК/05 на 44819,2 тыс. рублей) вместо предусмотренного к установке рентгенотелевизионного оборудования марки Hl-SCAN Heimann Smiths Gmbh (производство Федеративная Республика Германия) было установлено рентгенотелевизионное оборудование (далее - РТУ) марки X-ray Center - XRC (производство Турецкая Республика).
В нарушение пункта 1.18 Технических заданий (приложения N 1 к указанным государственным контрактам) изменения в наименовании и технических (качественных, функциональных) характеристиках устанавливаемого оборудования произведены без согласования с соответствующими структурами государственных контрольных органов (ФСБ России, ФТС России).
Соответствующие изменения в государственные контракты и в реестр госконтрактов в части изменения наименования оборудования и его технических (качественных, функциональных) характеристик не вносились.
7. В нарушение статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условий государственных контрактов от 16 декабря 2014 г. N 79.14/ГК/05 и от 8 декабря 2014 г. N 77.14/ГК/05 ФГКУ Росгранстрой приняты и оплачены в общей сумме 47 599,3 тыс. рублей работы, в рамках которых было смонтировано оборудование в количестве 10 единиц РТУ марки XRC, в том числе: РТУ XRC 65-85 - 4 единицы, РТУ XRC 100-100DV - 6 единиц, не соответствующие Техническим заданиям (приложения N 1 к государственным контрактам от 16 декабря 2014 г. N 79.14/ГК/05 и от 8 декабря 2014 г. N 77.14/ГК/05).
В отсутствии документов, подтверждающих обоснованность (улучшение потребительских свойств) замены оборудования, предусмотренного государственными контрактами от 16 декабря 2014 г. N 79.14/ГК/05 и от 8 декабря 2014 г. N 77.14/ГК/05, заключенными между ФГКУ Росгранстрой и ООО "Новотэк", в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предполагаемый ущерб экономическим интересам Российской Федерации исходя из разницы в стоимости оборудования составляет 17 339,4 тыс. рублей (расчетно).
8. В рамках исполнения государственных контрактов от 16 декабря 2014 г. N 79.14/ГK/05 на реконструкцию МАПП Яраг-Казмаляр и от 8 декабря 2014 г. N 77.14/ГК/05 на техническое перевооружение МАПП Тагиркент-Казмаляр согласно проектной документации были предусмотрены расходы в размере 3,1% от стоимости строительно-монтажных работ на возведение временных титульных зданий и сооружений, возведение которых документально не подтверждается. В нарушение требований Сборника сметных затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. N 45, актом приема-передачи указанные здания и сооружения Махачкалинскому филиалу ФГКУ Росгранстрой не передавались.
Махачкалинским филиалом ФГКУ Росгранстрой за счет средств федерального бюджета неправомерно произведена оплата ООО "Новотэк" за временные титульные здания и сооружения в общей сумме 189,3 тыс. рублей (МАПП Яраг-Казмаляр - 94,1 тыс. рублей, МАПП Тагиркент-Казмаляр - 95,2 тыс. рублей).
Предполагаемый ущерб экономическим интересам Российской Федерации составляет 189,3 тыс. рублей.
9. В документациях об аукционах в электронной форме на право заключить государственные контракты на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению автомобильных пунктов пропуска Яраг-Казмаляр и Тагиркент-Казмаляр был предусмотрен срок выполнения соответствующих работ в течение пяти дней с момента их заключения (пункты 1.14 части IV "Техническое задание" документаций об аукционах в электронной форме), что может свидетельствовать об установлении в документациях положений, ограничивающих конкуренцию, что не соответствует статье 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
10. В Махачкалинском морском торговом порту ФГКУ Росгранстрой осуществляется строительство морского пункта пропуска Махачкала, проектная мощность которого (до 3,0 млн. тонн в год) превышает установленную распоряжением Росморречфлота от 18 января 2011 г. N АД-3-р "О внесении сведений о морском порте Махачкала в Реестр морских портов Российской Федерации" пропускную способность порта на 1 600 тыс. тонн или в 2,1 раза и среднюю загруженность порта по сухим грузам на 2 364,9 тыс. тонн или в 4,7 раза.
Проектной документацией на строительство MПП Махачкала предусматривается строительство стационарного железнодорожного инспекционно-досмотрового комплекса стоимостью 415 214,3 тыс. рублей, который при низком объеме доставки в порт сухих грузов железнодорожным транспортом в должной мере не будет востребован.
11. В декабре 2015 года ФГКУ Росгранстрой начато строительство морского пункта пропуска Брусничное (Сайменский канал) проектной мощностью 23 судна в сутки и 223 человека в сутки, при этом средний транспортный поток по Сайменскому каналу составляет 9 морских (речных) судов и 47 физических лиц в сутки или 39,1% и 21,1% от проектной мощности строящегося пункта пропуска соответственно. На его строительство паспортом ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2021 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2012 г. N 555-10, предусмотрено 945 473,1 тыс. рублей (с учетом проектно-изыскательских работ).
12. По состоянию на 1 января 2016 года в ФГКУ Росгранстрой числятся затраты по незавершенному строительством и вводом в эксплуатацию автомобильному пункту пропуска Кяхта (Республика Бурятия) в сумме 477 909,4 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования на завершение работ по данному объекту в объеме 125 433,7 тыс. рублей ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2021 годы)" и другими ФАИП не предусмотрены.
13. Объем незавершенного строительства ФГКУ Росгранстрой с 2011 года вырос на 5 290 051,0 тыс. рублей или 118,3% и по состоянию на 1 января 2016 года составил 9 760 022,9 тыс. рублей.
Из общего объема незавершенного строительства, находящегося на балансе ФГКУ Росгранстрой, 1 710 749,7 тыс. рублей приходятся на 11 вводных объектов строительства (реконструкции, технического перевооружения), имеющих 100% техническую готовность.
В составе незавершенного строительства ФГКУ Росгранстрой находятся 5 принятых от ФТС России объектов строительства стоимостью 986 924,3 тыс. рублей (МАПП Илек, МАПП Орск, ДАПП Гарах, МАПП Павловка и СмПП Покровка), достройка которых не планируется и мероприятиями федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год не предусмотрена.
14. Из 17 разработанных в 2010 - 2012 годах проектно-изыскательских работ, находящихся в незавершенном строительстве ФГКУ Росгранстрой, 6 проектно-изыскательских работ на общую сумму 35 348,4 тыс. рублей не были использованы в строительстве и не предусмотрены мероприятиями ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2021 годы)" и другими инвестиционными программами.
15. На балансе Махачкалинского и Санкт-Петербургского филиалов ФГКУ Росгранстрой находилось 14 невостребованных объектов строительства (зданий, отдельных помещений и сооружений) инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу общей площадью 6 472,8 кв. м, расходы на содержание которых за 2010 - 2014 годы и истекший период 2015 года составили 105 879,5 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести инвентаризацию незавершенного строительства, объем которого за четыре предшествующих года вырос на 118,3% и составил на 1 января 2016 года 9 760 022,9 тыс. рублей, и принять соответствующие меры по реструктуризации вышеуказанного объема незавершенного строительства.
Обеспечить в 2016 году постановку на балансовый учет ФГКУ Росгранстрой 11 введенных в эксплуатацию объектов строительства (реконструкции, технического перевооружения) общей стоимостью 1 710 749,7 тыс. рублей, находящихся в незавершенном строительстве.
2. Провести проверку по фактам установки на пешеходных составляющих МАПП Яраг-Казмаляр и МАПП Тагиркент-Казмаляр рентгенотелевизионного оборудования марки X-ray Center - XRC не соответствующей указанной в государственных контрактах от 16 декабря 2014 г. N 79.14/ГК/05 и от 8 декабря 2014 г. N 77.14/ГК/05, а также необоснованной оплате подрядчику 189,3 тыс. рублей за временные титульные здания и сооружения, возведение которых не подтверждено в ходе контрольного мероприятия, и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
3. Рассмотреть вопрос о целесообразности строительства в Махачкалинском морском торговом порту стационарного железнодорожного инспекционно-досмотрового комплекса стоимостью 415 214,3 тыс. рублей.
4. Принять необходимые меры по завершению строительства и вводу в эксплуатацию МАПП Кяхта (Республика Бурятия) и использованию для прохода физических лиц пешеходной составляющей на МАПП Тагиркент-Казмаляр (Республика Дагестан).
5. Принять решение:
по незавершенным строительством МАПП Илек, МАПП Орск, ДАПП Гарах, МАПП Павловка и СмПП Покровка стоимостью 986 924,3 тыс. рублей, принятым на баланс от ФТС России, и 6 разработанным и не нашедшим применения в строительстве проектно-изыскательским работам на общую сумму 35 348,4 тыс. рублей;
по невостребованным объектам строительства (здания, отдельные помещения и сооружения) инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе по 14 неиспользуемым объектам площадью 6 472,8 кв. м, находящимся на балансе Северо-Кавказского (ранее Махачкалинского) и Санкт-Петербургского филиалов ФГКУ Росгранстрой.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 апреля 2016 г. N 19К(1094).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 октября 2016 года.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N ПР 03-68/03-04
Текст представления официально опубликован не был