Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N ПР 02-69/02/2-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка внешнеторговой деятельности предприятий - производителей вооружения и военной техники противовоздушной обороны при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования ими доходов от этой деятельности в 2012 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объекте акционерное общество "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В соответствии с пунктом 16 Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233, при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции в случае использования при ее производстве результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), права на которые принадлежат Российской Федерации, государственные заказчики заключают с организациями - разработчиками и производителями продукции военного, специального и двойного назначения, указанными в решении о ее экспорте, лицензионные договоры о предоставлении им права использования при выполнении контрактных обязательств РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации.
За предоставление права использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, взимаются лицензионные платежи.
По состоянию на апрель 2016 года акционерное общество "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" (далее - АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", Концерн) имеет просроченные лицензионные платежи в сумме 3 317,3 тыс. долларов США по следующим шести лицензионным договорам: от 15 мая 2012 г. N 1-01-12-00233; от 17 мая 2012 г. N 1-01-12-00235 и N 1-01-12-00242; от 28 мая 2012 г. N 1-01-12-00266; от 5 сентября 2011 г, N 1-01-11-00588; от 9 января 2013 г. N Р/13012-2.
Как установлено в ходе проверки, неуплата Концерном в федеральный бюджет лицензионных платежей обусловлена несогласием с установленной в вышеуказанных лицензионных договорах величиной платежей за использование РИД и порядком их расчета федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" (далее - ФГБУ "ФАПРИД").
В соответствии с пунктом 4 Порядка взимания лицензионных платежей* уменьшение размеров платежей осуществляется в случае изменения условий контрактов с иностранными заказчиками (договоров комиссий), связанных с уменьшением их стоимости.
Так, по трем лицензионным договорам (от 27 января 2012 г. N 1-01-1200017; от 12 мая N 1-01-12-00222 и от 17 мая 2012 г. N 1-01-12-00235) в связи с аннулированием или уменьшением объемов поставок Концерном в соответствии с условиями исполняемых им договоров комиссии и (или) прямых контрактов с иностранными заказчиками лицензионные платежи ФГБУ "ФАПРИД" не пересмотрены, дополнительные соглашения к лицензионным договорам не подписаны. Общая сумма неурегулированных лицензионных платежей составляет 189,7 тыс. долларов США.
На момент завершения Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия вопросы определения с ФГБУ "ФАПРИД" окончательной величины лицензионных платежей по вышеуказанным девяти договорам и их уплата АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" в федеральный бюджет урегулированы не были.
2. В нарушение пункта 6 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, а также VI раздела ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, наступившие по сроку обязательства по уплате платежей на общую сумму 3 800,1 тыс. долларов США по восьми действующим лицензионным договорам с ФГБУ "ФАПРИД" в бухгалтерском учете АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" не отражались и начисления не осуществлялись.
3. В нарушение положений пункта 39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утвержденных приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, в Концерне отсутствовал забалансовый учет заключенных лицензионных договоров, подтверждающих использование РИД, принадлежащих Российской Федерации, при осуществлении экспортных поставок ПВН, в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договорах.
4. В нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которой обязательными реквизитами первичного учетного документа являются в том числе: наименование экономического субъекта, составившего документ; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, в АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" на баланс было оприходовано имущество общей стоимостью 121,6 млн. рублей согласно товарным накладным, не в полном объеме содержащим обязательные реквизиты первичного учетного документа (не проставлена дата, не указаны должности ответственных лиц, принимавших и отпускавших товарно-материальные ценности, как со стороны Концерна, так и со стороны поставщиков).
Выборочная проверка показала, что на следующих товарных накладных отсутствовала дата и должность ответственных лиц, принимавших и отпускавших товарно-материальные ценности:
ООО "Меридиан", товарная накладная от 4 апреля 2014 г, N 35 на 52 вида продукции на общую сумму 51 219,4 тыс. рублей;
ООО "ВИНСТ", товарная накладная от 25 ноября 2015 г. N 86 на приобретение ворот стальных на общую сумму 260,8 тыс. рублей;
ООО "Меридиан", товарная накладная от 13 марта 2014 г. N 15 на приобретение трансформатора силового на общую сумму 23 905,2 тыс. рублей;
ООО "Меридиан", товарная накладная от 24 июня 2014 г. N 73 на 38 видов продукции на общую сумму 39 401,4 тыс. рублей;
ООО ТК "АСПЕКТ-СЕТИ", товарная накладная от 23 ноября 2015 г. N 911 на приобретение щита БКГ2 на общую сумму 114,0 тыс. рублей.
ООО "Оверком", товарная накладная от 28 августа 2015 г. N 580 на 8 видов продукции на общую сумму 213,7 тыс. рублей.
ООО "Лукойл-Интер-Кард", товарная накладная от 31 августа 2015 г. N 243455002575/Н на 27 видов продукции на общую сумму 480,6 тыс. рублей.
ООО "Лукойл-Интер-Кард", товарная накладная от 31 июля 2015 г. N 212455002533/Н на 19 видов продукции на общую сумму 557,3 тыс. рублей.
ООО "ТИРИОН", товарная накладная от 7 августа 2015 г. N 213 на 13 видов продукции на общую сумму 3 060,0 тыс. рублей.
ООО "МЕГА-РМ", товарная накладная от 27 июля 2015 г. N МРМ00172 на 8 видов продукции на общую сумму 494,2 тыс. рублей.
ЗАО "ИВК на Войковской", товарная накладная от 20 июля 2015 г. N 35 на 10 видов продукции на общую сумму 490,8 тыс. рублей.
ООО "Лукойл-Интер-Кард", товарная накладная от 30 июня 2015 г. N 181455003268/Н на 18 видов продукции на общую сумму 604,4 тыс. рублей.
ООО "Лукойл-Интер-Кард", товарная накладная от 31 мая 2014 г. N 151455002334/Н на 12 видов продукции на общую сумму 356,7 тыс. рублей.
ООО "Лукойл-Интер-Кард", товарная накладная от 30 апреля 2014 г. N 120455003088/Н на 12 видов продукции на общую сумму 446,6 тыс. рублей.
Кроме того, в отдельных случаях оправдательные документы, предусмотренные условиями договоров и являющиеся основанием для осуществления расходов, отсутствовали.
Так, например, в рамках оказания Концерном услуг по обучению специалистов иностранного заказчика, предусмотренных договором комиссии от 22 июня 2010 г. N Р/976002140313-012013, АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" с ОАО "Военторг Ломоносов" был заключен договор от 21 ноября 2012 г. N АА-760/ОИС/05-788 на организацию питания иностранных специалистов, обучающихся в учебном центре и на полигоне Минобороны России.
Условиями указанного договора предусмотрено, что окончательная стоимость услуг по организации питания определяется сторонами по завершении их оказания, и на основании представленных ОАО "Военторг Ломоносов" оправдательных документов - заказов-счетов по форме N ОП-22 "Акт на отпуск питания по безналичному расчету". Вместе с тем, в соответствии с представленными АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" материалами (актами об оказанных услугах, сводными ведомостями расчета стоимости питания), общая стоимость оказанных услуг по организации питания специалистов иностранного заказчика составила 44,2 млн. рублей, включая НДС, при этом первичные оправдательные документы (формы N ОП-22) в АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" отсутствовали.
5. В нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 19 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, в соответствии с которым в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные, в бухгалтерском балансе АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" на 31 декабря 2014 года и на 30 сентября 2015 года долгосрочная кредиторская задолженность в общей сумме 117,5 млн. рублей (5,0 млн. рублей по контракту от 27 ноября 2012 г. N АА/127041218, 112,4 млн. рублей по контракту от 15 июня 2013 г. N АА/121561222) была отражена без учета продолжительности ее операционного цикла (при сроке погашения, превышающем 12 месяцев) в составе краткосрочной задолженности.
6. В нарушение части 5 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы регистров, применяемые для бухгалтерского учета, не были утверждены генеральным директором АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей".
7. Требования статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 года, АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" выполнялись не в полной мере:
не утверждены антикоррупционная политика и положение о конфликте интересов; не введены стандартные антикоррупционные оговорки в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Концерна, и антикоррупционные положения в трудовые договоры работников; не утверждены положения о взаимодействии с правоохранительными органами по предупреждению и противодействию коррупции, а также об организации процедуры информирования работодателя о случаях совершения коррупционных правонарушений (механизмов "обратной связи", телефона доверия).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" акционерному обществу "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз- Антей" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) принять меры к урегулированию с ФГБУ "ФАПРИД" размеров лицензионных платежей по восьми лицензионным договорам за использование Концерном результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих Российской Федерации, при осуществлении внешнеторговой деятельности в рамках военно-технического сотрудничества: от 15 мая 2012 г. N 1-01-12-00233; от 17 мая 2012 г. N 1-01-12-00242; от 28 мая 2012 г. N 1-01-12-00266; от 5 сентября 2011 г. N 1-01-11-00588; от 9 января 2013 г. N Р/13012-2; от 27 января 2012 г. N 1-01-12-00017; от 12 мая N 1-01-12-00222 и от 17 мая 2012 г. и 1-01-12-00235;
2) первичные учетные документы по приобретенным у ООО "Триумф", ЗАО "Сплав-Модернизация", ООО "Меридиан", ООО ТК "АСПЕКТ-СЕТИ", ООО "ВИНСТ", ООО "Лукойл-Интер-Кард", ООО "ТИРИОН", ООО "МЕГА-РМ", ЗАО "ИВК на Войковской" и ООО "Оверком" товарно-материальным ценностям и комплектующим изделиям дооформить в соответствии с требованиями части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) внести изменения в бухгалтерский учет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" в части отражения долгосрочной кредиторской задолженности по полученным авансовым валютным платежам от иностранных заказчиков от 27 ноября 2012 г. N АА/127041218 и от 15 июня 2013 г. N АА/121561222 и прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных Концерном в пользование по лицензионным договорам, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 19 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н;
4) утвердить формы регистров, применяемые для бухгалтерского учета;
5) в целях выполнения АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", утвердить антикоррупционную политику, положение о конфликте интересов, ввести стандартные антикоррупционные оговорки в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Концерна;
6) принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные в представлении нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 апреля 2016 г. N 19К (1094).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору акционерного общества "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 15 ноября 2016 года.
_____________________________
* - Порядок взимания лицензионных платежей за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, их предельные размеры, сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты платежей, уменьшения их размеров или возврата утвержден приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 декабря 2012 г. N 157.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N ПР 02-69/02/2-02
Текст представления официально опубликован не был