Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N ПР 10-46/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и другие мероприятия учреждениями, подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта, в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объекте Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация "Волго-Балт"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Переданные Росморречфлотом полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица Росморречфлота государственных контрактов ФБУ "Администрация "Волго-Балт" выполнялись неэффективно. В частности, не обеспечена своевременная разработка проектно-сметной документации (далее - ПСД), получение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" по объекту "Строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла".
По государственному контракту от 26 октября 2009 г. N 2674/136-ГК, заключенному между Росморречфлотом, ФБУ "Администрация "Волго-Балт" и ОАО "Ленгидропроект" стоимостью 351,4 млн. рублей не были своевременно выданы окончательные исходные данные для проектирования, в связи с чем подрядчик не смог в установленный контрактом срок разработать проектно-сметную документацию и получить на него положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России".
В нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" сроки проектирования указанного объекта продлены на четыре года - до 15 октября 2015 года.
Увеличенные сроки проектирования не позволили в 2015 году приступить к работам по этапу 3. "Строительство шлюза", на который предусматривалась основная часть финансирования. Предусмотренный ФАИП объем финансирования проекта на 2015 год в сумме 2 500,0 млн. рублей снижен до 4,9 млн. рублей.
2. Рост объемов незавершенного строительства связан в основном со значительным объемом завершенных строительством объектов, на которые не оформлены документы на ввод их в эксплуатацию.
По состоянию на 1 января 2016 года объем затрат по законченным строительством объектам, которые не введены ФБУ "Администрация "Волго-Балт" в эксплуатацию, составляет 5 134,3 млн. рублей или 73% общего объема незавершенного строительства.
3. В нарушение части 4 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 года 147-ФЗ "О естественных монополиях" в Учетной политике ФБУ "Администрация "Волго-Балт" не определен порядок распределения расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности (услугами), оказываемыми на платной основе.
4. В нарушение пункта 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности подведомственных Росморречфлоту бюджетных учреждений, оказываемых ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденным совместным приказом Минтранса России и Росморречфлота от 24 декабря 2010 г. N 117, перечень платных услуг и размер платы за услуги (работы) по основным видам деятельности ФБУ "Администрация "Волго-Балт" не утвержден.
5. В нарушение пункта 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также пунктов 58-67 Инструкции об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, ФБУ Администрация "Волго-Балт" не формировало себестоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) на счете 109 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", и не осуществляло распределение накладных расходов между работами (услугами), выполняемыми за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и за счет приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения).
В нарушение требований пункта 135 Инструкции N 157н, в Рабочем плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном в рамках Учетной политики ФБУ "Администрация "Волго-Балт", отсутствует счет 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг" и счет 109 80 "Общехозяйственные расходы" и не определен выбор способа их распределения на себестоимость конкретных видов работ (услуг).
Отсутствие базы распределения накладных расходов позволило Учреждению накладные расходы в размере до 85% списывать на деятельность, осуществляемую в рамках государственного задания, чем необоснованно увеличивали расходы, финансируемые за счет субсидий, и уменьшали расходы по приносящей доход деятельности.
6. На основании государственных заданий ФБУ "Администрация "Волго-Балт" в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ производилось размещение заказов на проведение работ по капитальному ремонту внутренних водных путей, основной частью которых являлись дноуглубительные работы.
С победителями торгов ФБУ "Администрация "Волго-Балт" в 2013 - 2014 годах заключались договоры на проведение капитального ремонта, в том числе на проведение дноуглубительных работ.
По договорам с ООО "НПП "ФОРТЭКС" и ООО "Вытеграстрой" объем дноуглубительных работ составлял 80% в общем объеме работ. По договорам с производственным кооперативом "Гидротехник" - 100%. При этом ПК "Гидротехник" никаких работ по указанному договору не выполнял.
Фактически подрядными организациями при исполнении договоров самостоятельно дноуглубительные работы не выполнялись, а заключались субподрядные договоры с филиалами ФБУ "Администрация "Волго-Балт" - Череповецким и Новгородским районами водных путей и судоходства, которые располагали техникой и персоналом для проведения дноуглубительных работ.
Стоимость дноуглубительных работ, выполненная указанными филиалами по договорам субподряда, была в целом на 28,8 млн. рублей ниже стоимости указанных работ по договорам на капитальный ремонт, заключенным ФБУ "Администрация "Волго-Балт" с подрядными организациями.
Проверка на наличие признаков аффилированности между ФБУ "Администрация "Волго-Балт" и подрядными организациями по данным информационного ресурса "Спарк" показала, что начальник Новгородского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация "Волго-Балт" В.И. Силкин и Е.Н. Додриков являются учредителями ООО "Транслидер" с долями 33,33 и 33,33 процентов соответственно. При этом Е.Н. Додриков, А.Е. Додриков, С.Е. Додриков (состоящие в родственных связях) являются учредителями ПК "Гидротехник" и в совокупности владеют 50 процентами долей в уставном капитале.
Кроме того, проверка показала, что при выполнении договора по капитальному ремонту от 20 июля 2013 года N 44, заключенным между ФБУ
"Администрация "Волго-Балт" и ООО "НПП "ФОРТЭКС", последним заключен агентский договор с ООО "ОКС-9", которым, в свою очередь заключен договор субподряда с филиалом ФБУ "Администрация "Волго-Балт". При этом по данным информационного ресурса "Спарк" генеральным директором ООО "ОКС-9" значился Протопопов А.О., который значился в числе зависимых и аффилированных лиц ООО "НПП "Фортекс" и являлся бывшим генеральным директором и владельцем ООО "ОКС-9" со 100% долей.
Таким образом, ФБУ "Администрация "Волго-Балт", имея материальную, техническую базу и трудовые ресурсы, достаточные для самостоятельного выполнения работ по капитальному ремонту в рамках государственного задания, вопреки экономическим интересам государства, передавало выполнение государственных работ коммерческим организациям, которые в свою очередь передавали выполнение работ филиалам ФБУ "Администрация "Волго-Балт".
В результате применения данной схемы выполнения государственного задания средства субсидий в объеме 28,8 млн. рублей в 2013 - 2014 годах аккумулировались на счетах коммерческих организаций, которые фактически затраты, связанные с выполнением работ, не несли.
Кроме того, установлено, что приказами руководителя ФБУ "Администрация "Волго-Балт" назначались уполномоченные лица заказчика в филиалах по приемке фактически выполненных работ по капитальному ремонту и реконструкции с согласованием актов приемки работ, выполняемых подрядными организациями на объектах филиалов по контрактам с ФБУ "Администрация "Волго-Балт".
Так, например, приказом от 6 апреля 2013 г. N 148 для осуществления строительного контроля и приемки фактически выполненных работ с согласованием акта приемки по объектам капитального ремонта, работы по которым производятся подрядными организациями на объектах филиалов по договорам с ФБУ "Администрация "Волго-Балт" по Новгородскому району водных путей и судоходства был назначен начальник Новгородского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация "Волго-Балт" В.И. Силкин.
В результате начальником Новгородского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация "Волго-Балт" В.И. Силкиным были подписаны как акты приемки работ по субподрядным договорам, так и акты приемки законченных капитальным ремонтом объектов по договору между ФБУ "Администрация "Волго-Балт" и привлеченным подрядчиком.
Таким образом, фактически заказчиком и подрядчиком выступало одно лицо - ФБУ "Администрация "Волго-Балт".
Из совокупности названных обстоятельств следует, что ФБУ "Администрация "Волго-Балт" в 2013 - 2014 годах размещало заказы (закупки) на выполнение работ по капитальному ремонту в рамках выполнения утвержденного ему государственного задания и заключало по их результатам договоры без намерения их последующего исполнения подрядными организациями (а именно, выполнение работ по капитальному ремонту), а с целью получения прибыли подрядчиками - коммерческими организациями, чем учреждением причинен ущерб государству на сумму расчетно 28,8 млн. рублей. В данной схеме выполнения государственного задания усматриваются признаки хищения бюджетных средств путем мошеннических действий.
Кроме того, привлечение коммерческих организаций - подрядчиков и последующая передача ими выполнения работ филиалам ФБУ "Администрация "Волго-Балт" привело к фактическом возврату ФБУ "Администрация Волго-Балт" бюджетных субсидий в виде средств, от приносящей доход деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 указанного закона, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Выполнение работ по содержанию ВВП в пределах установленного государственного задания для граждан и юридических лиц за плату федеральными законами не предусмотрено.
7. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по состоянию на 1 октября 2015 года из общего числа зарегистрированных ФБУ "Волго-Балт" в реестре федерального имущества объектов недвижимости в количестве 1011 единиц право оперативного управления оформлено только на 971 объект недвижимости, или 96,0%.
8. В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации в ФБУ "Администрация "Волго-Балт" на 7 участков не оформлено право постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по вводу в эксплуатацию законченных строительством объектов.
2. Внести изменения и дополнить соответствующими разделами Учетную политику ФБУ "Администрация "Волго-Балт" в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами с целью определения порядка распределения расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности (услугами), оказываемыми на платной основе и формирования себестоимости,
3. Разработать и утвердить приказ об утверждении перечня платных услуг и размера платы за услуги (работы) по основным видам деятельности Учреждения.
4. С целью обеспечения эффективного расходования бюджетных средств принять меры по исключению передачи работ подрядными организациями, выполнение которых может быть обеспечено ФБУ "Администрация "Волго-Балт".
5. Разработать план мероприятий и принять соответствующие меры по обеспечению государственной регистрации вещных прав на закрепленные за ФБУ "Администрация "Волго-Балт" объекты федерального недвижимого имущества и земельные участки.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 31 марта 2016 г. N 15К (1090).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 августа 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N ПР 10-46/10-03
Текст представления официально опубликован не был