Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N ПР 10-44/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и другие мероприятия учреждениями, подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта, в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объекте Федеральное государственное бюджетное учреждение "Канал имени Москвы" (г. Москва) (далее - ФГБУ "Канал имени Москвы"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Переданные Росморречфлотом полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица Росморречфлота государственных контрактов ФГБУ "Канал имени Москвы" выполнялись неэффективно. В частности, не обеспечена своевременная разработка проектно-сметной документации, получение положительных заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России", не начато строительство инвестиционного проекта "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры Канала имени Москвы".
По государственному контракту от 1 июля 2010 г. N 32-ГК/10 (правопреемник ФГБУ "Канал имени Москвы") в нарушение пунктов 6, 10.1.6 и 10.3.8. государственного контракта, предусматривающих получение положительного заключения Главгосэкспертизы на проектную документацию и оплату надлежащим образом выполненных работ, статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации должностными лицами ФГУП "Канал имени Москвы" были приняты и полностью оплачены в 2010 - 2014 годах работы по разработке проектной документации на сумму 69,2 млн. рублей, при этом до настоящего времени положительные заключения государственной экспертизы по трем объектам 2 этапа инвестиционного проекта "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры Канала имени Москвы" отсутствуют.
2. В нарушение статьи 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 10.1. государственного контракта от 2 декабря 2008 г. N 84/2-2008-75-АД/08 на выполнение работ по объекту "Реконструкция объектов автономного энергоснабжения гидротехнических сооружений (ПС-231 "Икша-1") должностными лицами ФГБУ "Канал имени Москвы" в 2015 году приняты и оплачены невыполненные работы по демонтажу оборудования на сумму 0,5 млн. рублей
3. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФГБУ "Канал имени Москвы", действующим на основании Соглашения от 10 февраля 2014 г. N СГ-8 о передаче застройщику полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица Росморречфлота государственных контрактов, приняты бюджетные обязательства (заключено 2 государственных контракта) на сумму, превышающую доведенные до него лимиты бюджетных обязательств (1 700,0 млн. рублей).
По указанным фактам составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В целях выполнения задач (функций) по обеспечению безопасности судоходства на канале имени Москвы и обеспечения мероприятий по обводнению на 2014 год, Росморречфлотом заключен договор с ФГУП "Канал имени Москвы" от 1 января 2014 г. N АД-2/2014 о предоставлении субсидий.
Согласно указанному договору общая сумма субсидий составляет 2 113,7 млн. рублей, в том числе:
1 261,6 млн. рублей - перечисляется на возмещение затрат в пределах лимитов бюджетных обязательств по целевой статье 24 4 6443 "Субсидии на обеспечение безопасности судоходства на канале имени Москвы в рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Иные бюджетные ассигнования)";
852,1 млн. рублей - перечисляется на возмещение затрат в пределах лимитов бюджетных обязательств по целевой статье 24 4 6444 "Субсидии на обеспечение мероприятий по обводнению в рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Иные бюджетные ассигнования)".
В рамках договора Росморречфлотом в 2014 году доведены до Предприятия бюджетные ассигнования в полном объеме в разрезе указанных целевых статей.
Вместе с тем, по данным отчета об использовании средств субсидии по статьям затрат (приложение N 10 к договору от 1 января 2014 г. N АД-2/2014) общая сумма возмещаемых расходов Предприятия составила 2 284,8 млн. рублей, при этом:
на обеспечение безопасности судоходства на канале имени Москвы - 1 629,5 млн. рублей;
на обеспечение мероприятий по обводнению - 655,3 млн. рублей.
Согласно отчету и данным бухгалтерского учета экономия по целевой статье "Субсидии на обеспечение мероприятий по обводнению в рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" - 196,8 млн. рублей, перерасход по целевой статье "Субсидии на обеспечение безопасности судоходства на канале имени Москвы в рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" - 367,9 млн. рублей.
Таким образом, из средств федерального бюджета в сумме 852,1 млн. рублей, перечисленных Росморречфлотом Предприятию в 2014 году по целевой статье 24 4 6444 "Субсидии на обеспечение мероприятий по обводнению в рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Иные бюджетные ассигнования)", 196,8 млн. рублей Предприятием направлены на цели, не соответствующие Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и пункту 5.3 договора на предоставление субсидий от 1 января 2014 г. N АД-2/2014, т.е. на обеспечение безопасности судоходства на канале имени Москвы, а не на обеспечение мероприятий по обводнению, что может свидетельствовать о факте нецелевого использования ФГУП "Канал имени Москвы" средств субсидии в сумме 196,8 млн. рублей.
5. В нарушение требований Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности подведомственных Росморречфлоту бюджетных учреждений, оказываемых ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденного совместным приказом Минтранса России и Росморречфлота от 24 декабря 2010 г. N 117:
копии приказов и документов, подтверждающих рассмотрение указанных перечней и размеров платы представительным и (или) совещательным органом, ФГБУ "Канал имени Москвы" в Росморречфлот не направлялись (пункт 5);
перечни платных услуг и размер платы за услуги (работы) по основным видам деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы" не утверждены (пункт 5).
6. В нарушение пункта 8 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, расходы по аренде земельных участков, расположенных под строительством объекта "Гидроузел Кузьминск", в сумме 0,9 млн. рублей ФГУП "Канал имени Москвы" списаны на затраты.
Указанное нарушение привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2013 - 2015 годы и неуплате налога на прибыль за соответствующие периоды в сумме 0,2 млн. рублей.
7. Учитывая, что записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ФГУП "Канал имени Москвы" и создании ФГБУ "Канал имени Москвы" внесены 20 апреля 2015 года, ФГУП "Канал имени Москвы" 30 апреля 2015 года без согласования с Росморречфлотом списал со счета "Расходы будущих периодов" на счет "Прочие расходы" убытки прошлых лет в сумме 51,3 млн. рублей, что не соответствует статье 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливающей, что преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а также статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающей, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
8. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г, N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", по состоянию на 1 января 2016 года из 840 объектов недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Канал имени Москвы", в реестре федерального имущества зарегистрировано 785 объектов.
В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по состоянию на 1 октября 2015 года на 83 объекта недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Канал имени Москвы", не зарегистрировано право оперативного управления.
Из 43 жилых домов, находящихся в ведении ФГБУ "Канал имени Москвы" только на 2 дома зарегистрированы права собственности Российской Федерации и право оперативного управления.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному государственному бюджетному учреждению "Канал имени Москвы" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить принятие мер по исполнению подрядчиками обязательств по получению положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию, разработанную по государственным контрактам от 1 июля 2010 г. N 32-ГК/10 и от 12 августа 2011 г. N 39-ГК/11.
2. Обеспечить проведение инвентаризации государственных контрактов, по которым имеются нарушения сроков исполнения обязательств, и в случае необходимости обеспечить проведение претензионно-исковой работы по ним.
3. Восстановить на счетах бухгалтерского учета необоснованно списанные расходы по аренде земельных участков, расположенных под строительством объекта "Гидроузел Кузьминск", в сумме 0,9 млн. рублей, произвести перерасчет налога на прибыль за 2013 - 2015 годы.
4. Разработать и утвердить приказ об утверждении перечня платных услуг и размера платы за услуги (работы) по основным видам деятельности Учреждения.
5. Принять меры по обеспечению государственной регистрации вещных прав на закрепленные за ФГБУ "Канал имени Москвы" объекты федерального недвижимого имущества, а также по обеспечению направления сведений в территориальные отделения Росимущества для их внесения в реестр федерального имущества.
6. Восстановить на счетах бухгалтерского учета убытки прошлых лет в сумме 51,3 млн. рублей, в том числе: расходы на проектно-изыскательские работы (ПИР) в размере 22,4 млн. рублей, осуществленные за счет субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт внутренних водных путей, а также убытки прошлых лет в размере 28,9 млн. рублей (экспертиза проектной документации, инженерные изыскания, проектные работы, разработка рабочего проекта внутреннего электроснабжения жилого дома на 0,5 млн. рублей), и направить в Росморречфлот обращение о согласовании их списания.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 31 марта 2016 г. N 15К (1090).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 августа 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N ПР 10-44/10-03
Текст представления официально опубликован не был